Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые, общедоступные искусства




 

Э. Стейхен. Глория Свенсон

С. Прокудин-Горский. Фотография 1890-хх гг.

 

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотогра­фия, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали сим­волами времени.

Слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает осно­вополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотогра­фирования основана на знакомом лю­дям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отвер­стие камеры, дает на ее противопо­ложной стенке перевернутое изобра­жение освещенных предметов.

Фотография, являясь одним из са­мых распространенных средств мас­совой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Даже не обладающая художественной ценностью, фотогра­фия через много лет становится цен­ным историческим документом.

Широкое распространение полу­чила художественная фотография. Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть экзотические стра­ны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-историчес­кие реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов и др.). Свое отношение к нему автор передает через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени.

Фотография развила свою особую систему выразительных средств, но не потеряла связи с древними изобра­зительными искусствами. Это прояв­ляется, в частности, в том, что их ос­новные жанры — портрет, пейзаж, на­тюрморт, картина — представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих при­сутствующими и умерших — живыми. Особенность изобразительного обра­за в фотографии заключается в его документальности, так как он — всег­да объект реального мира или сущес­твенный момент действительности.

Чем же фотография отличается от живописи? Прежде всего, тем, что фо­тография ловит мгновения, передает одномоментный образ происходяще­го события, тем самым переводя его в вечность.

 

Й. Судек. Осенний дворик

 

Сегодня техника фотографирова­ния, пережив множество усовершенст­вований, достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться не­обычайного эффекта в фотографии, дает возможность соединять различ­ные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объ­екты наподобие коллажа.

 

 

• Найдите в справочной литературе объяснение принципов работы фотоаппарата.

Художественно-творческие задания

► Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к пре­зентации.

► Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ. Напишите короткие литературные комментарии к серии фотогра­фий.

► С помощью компьютерной программы Photoshop произведите трансформацию фотографии (изображение природы, человека, события), усилив ее образность и эмоциональную окрашенность, изменяя цвет, фактуру, пропорции.

 

 

Кино сегодня является одним из са­мых массовых видов искусства.

Кадр из кинофильма «Веселые ребята» Прокатный плакат кинофильма «Веселые ребята»

Кинематограф (в переводе с гре­ческого — изображаю движение) с технической точки зрения представ­ляет собой развитие искусства фото­графии. Изобретение так называемых движущихся фотографий принадле­жит французам — братьям Луи Жану (1864—1948) и Огюсту(1862—1954) Люмьерам. С помощью кадров — от­дельных фотоснимков, на кинопленке происходит фиксация фаз движения объекта, монтаж помогает соединить кадры соответственно замыслу режис­сера.

Вера Холодная, звезда русского дозвукового кино

 

 

Кадр из кинофильма «Праздник святого Йоргена»

 

Кино как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практи­чески одновременно — в конце XIX в. Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 г. русским кинопредпринимате­лем А. Ханжонковым). Позже появи­лись кинотеатры «Форум», «Колизей» (ныне театр «Современник») и др.

Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, вырази­тельно. Оно обладает свойствами «зри­мой литературы», «движущейся живо­писи», «цветомузыки». Исходя из это­го, можно сказать, что кино — синтетическое искусство. В нем слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, му­зыка создают единый образ. Кино не заменяет литературу, живопись, музы­ку, а преломляет их опыт в соответс­твии со своей спецификой. Музыка способствует драматургическому раз­витию происходящего на экране дейс­твия. Она эмоционально окрашивает тот или иной эпизод в зависимости от замысла режиссера.

Прокатный плакат кинофильма «Броненосец Потемкин» Прокатный плакат кинофильма «Иван Грозный»

 

Объединяя литературу, театр, живо­пись, музыку, кино раскрывает дина­мичный целостный зрительно-слухо­вой образ эпохи. Едва ли не самая спе­цифическая основа киноязыка — мон­таж, т. е. расстановка кадров в опреде­ленной последовательности. Монтаж создает движение, выстраивает ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном счете служит прямым воп­лощением мысли автора, выражением художественной идеи фильма. По словам кинорежиссера В. Пудовкина, мон­таж — это «найденный и развиваемый киноискусством метод выявления и яс­ного показа... связей, существующих в реальной действительности».

 

Кадр из кинофильма «Женщина, которая изобрела любовь.»

Кинофильм «Кинг Конг». Рекламный постер

Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные — проходят «через огонь и воду». Зрители, погружаясь в атмос­феру фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время на ки­ноэкранах слишком часто возникают образы беспощадных убийц-победите- лей, монстров, ни во что не ставящих человеческую жизнь, и образы несчас­тных поверженных жертв.

Кинофильм «Парк Юрского периода». Рекламный постер

 

Современные технические возмож­ности создания спецэффектов помо­гают воплотить самые необычные ху­дожественные замыслы. С помощью компьютера создаются фантастичес­кие персонажи, двигающиеся как на­стоящие актеры, и т. п.

Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые ха­рактеризуются полем изображения, планом и углом съемки, составляю­щими особый язык кино. Кинорежис­сер, меняя поле изображения, планы, ракурсы, последовательность монтажа кадров, а также особенности ритма, света, цвета, музыки, звука, создает це­лостный образ произведения.

 

 

«Щелкунчик». Балет

Именно кинематограф дает вторую жизнь шедеврам классической музыки. Известно множество киноверсий опер, балетов, мюзик­лов, а также мультипликационных фильмов на музыку композиторов-классиков («Адажио» Т. Альбинони — фильм режиссера Г. Бардина; «Времена года» П. Чайковского— фильм ре­жиссера И. Иванова-Вано и др.).

 

• Запишите в свою творческую тетрадь названия знакомых вам видов киноискусства, его жан­ров с конкретными примерами.

• Посмотрите мультфильм «Времена года». Какими средствами анимации отражены в фильме особенности пьес П. Чайковского «Осенняя песнь (Октябрь)» и «На тройке (Ноябрь)»?

• Подберите из вашей фильмотеки фрагменты фильмов с компьютерными эффектами, кото­рые потрясли ваше воображение. Продемонстрируйте их (фрагменты) на уроке.

• Посмотрите фрагменты кинофильмов, созданных на сюжеты известных литературных про­изведений («Метель» А. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Что вносит язык киноискус­ства в раскрытие драматургии образов?

Художественно-творческие задания

► Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или мультфильма. Сделайте рас­кадровку.

► Выполните коллективную работу: создайте альбом, посвященный моде ХХ в. Подберите по­пулярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.

 

Телевидение (от греч. tele — вдаль, далеко и лат. video — вижу) — одно из мощных средств массовой информа­ции, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телеви­дения происходит передача на рас­стояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распростра­няющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жиз­ни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту.

Шуховская башня. Москва

Сегодня все большее распростране­ние получают телепроекты, ориенти­рующие зрителя на интерактивное об­щение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интер­нет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый пе­риод», «Танцы со звездами» и др.).

Заставки популярных американских телепроектов

Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различ­ных жанров. Роль музыки в этих про­граммах неоднозначна. В одних она выполняет фоновую или чисто раз­влекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубо­кое восприятие образов, создаваемых артистами.

Процесс создания телевизионной продукции связан с коллективным твор­ческим трудом сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, работ­ников сопутствующих служб (освети­телей, костюмеров, гримеров и пр.).

Телепроект «Танцы со звездами»

 

Леонтьева — ведущая телепередачи «Спокойной ночи, малыши»

• Изучив телевизионную программу одного из дней недели, систематизируйте передачи по жанрам, запишите свои выводы в творческую тетрадь.

• Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками». Аргументируйте свое мнение.

Художественно-творческие задания

► Придумайте небольшой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучительный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскадровку. При наличии видеокамеры снимите короткий фильм, раскадровку которого вы выполнили. Подберите к нему музыкальное сопровож­дение.

► Разделившись на группы (5-7 человек), посмотрите по телевизору различные передачи. Проанализируйте средства художественной выразительности, которые используются в телевизи­онных передачах разных жанров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.