Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санитарно-эпидемиологическая служба и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения




Связь гигиены с другими науками. Разделы гигиены. Методы гигиенических исследований.

Гигиена тесно связана с другими науками. С целью изучения факторов окружающей среды и их воздействия на организм человека она использует данные и методы исследований фундаментальных медицинских дисциплин – анатомии, гистологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, биохимии, биологии, микробиологии, эпидемиологии, а также немедицинских наук, таких как климатология, метеорология, агрохимия, почвоведение, агрономия, математика и др.

Гигиена не может быть вне взаимосвязи со всеми клиническими дисциплинами, так как в своих исследованиях для оценки состояния здоровья она широко использует клинические методы исследований и данные о клинических проявлениях и характере течения той или иной патологии, возникающей под действием факторов окружающей среды. В то же время, гигиеническая характеристика факторов окружающей среды, разработанные гигиеной нормативы, рекомендации, правила являются тем базисом, на котором строится вся лечебно-профилактическая деятельность лечебной медицины.

Современная гигиена является многоотраслевой дисциплиной, в состав которой входят коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, детей и подростков, лечебно-профилактических учреждений, социальная гигиена, радиационная гигиена, военная гигиена и др. Каждый из этих разделов охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики. Особое место среди них занимает общая гигиена, являющаяся пропедевтической гигиенической дисциплиной для будущих врачей-гигиенистов и дисциплиной, призванной вооружить гигиеническими знаниями будущих врачей-лечебников.

Для решения своих задач гигиена использует как свойственные только ей методы исследований, так и методы других медицинских и немедицинских дисциплин. К специфическим методам гигиены относятся методы санитарного обследования, эпидемиологический, санитарной экспертизы и гигиенического эксперимента. Одни из этих методов позволяют дать оценку факторов окружающей среды, другие - выявить влияние их на здоровье человека. Все эти методы предполагают использование широкого спектра неспецифических методов: физических, химических, биологических, статистических, клинических и др.

Метод санитарного обследования является одним из основных методов, позволяющих изучить факторы, влияющие на здоровье людей и санитарно-бытовые условия их жизни. Он состоит из двух видов: санитарного описания и углубленного санитарного обследования. Санитарное описание объекта проводится по данным визуального наблюдения, изучения паспортных данных и других документов, касающихся объекта, а также опроса или анкетирования лиц, находящихся на объекте, или же населения, проживающего на данной территории. Так, для оценки условий пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях учитываются расположение и этажность здания, его планировка, правильность размещения больных с различной патологией, размеры палат, ориентация окон, освещенность, комфортность микроклиматических условий, озеленение больничного участка и т.д. Однако санитарное описание позволяет лишь субъективно (качественно) охарактеризовать санитарное состояние того или иного объекта, но не дает полной информации о вредных факторах и уровнях их воздействия. Поэтому проводится так называемое углубленное санитарное обследование при котором санитарное описание всегда дополняется инструментально-лабораторными исследованиями факторов, прямо или косвенно могущих нанести ущерб здоровью человека. Углубленное санитарное обследование позволяет дать объективную, количественную оценку санитарного состояния объекта. При этом в зависимости от того, какие факторы изучаются, используются различные методы: физические, химические, физико-химические, биологические, географические и др. Так, например, для изучения уровня шума применяют шумометрию, для идентификации химических компонентов и определения их содержания - газожидкостную хроматографию, атомно-абсорбционную спектрофотометрию и т.д.

После завершения углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт объекта с подробным его описанием и указанием недостатков, которые должны быть устранены. План оздоровительных мероприятий, предлагаемый врачом-гигиенистом, в виде санитарного предписания направляется руководителю объекта.

Эпидемиологический метод является одним из ведущих методов гигиены и используется для изучения влияния различных факторов на здоровье не только отдельного человека, но и групп людей - коллектива, населения, популяции. С этой целью проводят:

· санитарно-статистическое изучение здоровья населения,

· медицинское обследование групп населения

Для санитарно-статистического изучения здоровья используют данные официальной учетной документации органов и учреждений здравоохранения, Центрального статистического управления, профсоюзов, отдельных предприятий. Состояние здоровья оценивают по заболеваемости, демографическим показателям (рождаемость, смертность, естественный прирост и др.), физическому развитию детей и подростков и инвалидности. Санитарно-статистическое изучение здоровья населения применяется широко, хотя и имеет определенные недостатки. Так, статистические показатели, особенно показатели заболеваемости, неполно отражают истинное состояние здоровья, так как не все заболевшие обращаются за медицинской помощью, например, больные с легкими формами болезней или же хроническими, вяло текущими заболеваниями. Однако только с помощью статистического метода изучения можно получить на практике данные о показателях здоровья больших групп населения.

Многие недостатки санитарно-статистического метода устраняются при проведении одновременно с санитарно-статистическим изучением здоровья медицинского обследования отдельных групп населения. Обследование проводится специально организованной группой врачей разного профиля, в которую входят терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог, невропатолог, оториноларинголог, дерматолог и др. Обследование включает в себя не только осмотр специалистами, но и использование различных клинико-функциональных и лабораторных методов исследования, позволяющих оценить состояние отдельных органов и систем организма. Таким образом, в процессе медицинского обследования появляется новая информация о состоянии здоровья изучаемых групп, так как выявляются преморбидные состояния, ранние признаки заболеваний, хронические заболевания, по поводу которых люди не обращались за медицинской помощью. Полученные данные позволяют рассчитать новые показатели заболеваемости, отражающие истинный ее уровень и включающие в себя сумму болезней, выявленных на санитарно-статистическом этапе изучения здоровья и при медицинском обследовании.

Оценку здоровья в изучаемой группе и влияния на него того или иного фактора проводят в сравнении с показателями так называемой контрольной группы населения, которая не должна отличаться от опытной ничем, кроме исследуемого фактора. Для исключения возможных ошибок и получения достоверных результатов численность обследуемых в опытной и контрольной группах рассчитывается математическими методами.

Эпидемиологический метод может проводиться в двух формах исследований: поперечной и продольной. Наиболее простой формой является поперечное (одномоментное) исследование, при котором оценивается влияние различных факторов на здоровье населения на момент исследования, т.е. не проводится динамического наблюдения. Поперечное исследование отличается доступностью, но возможности его ограничены, так как, позволяя относительно быстро выявить проблемы, требующие более углубленного изучения, оно в то же время недостаточно для доказательства связи между нарушениями состояния здоровья и воздействием тех или иных факторов. Под продольными исследованиями понимают исследования, проводимые в течение достаточно длительного времени. Их делят на ретроспективные и проспективные. Ретроспективные исследования направлены на поиск причины развития заболевания, т.е., от наблюдаемого в данный момент заболевания исследователь переходит к анализу воздействий, бывших в прошлом. При проспективных исследованиях ведется длительное динамическое наблюдение за группами населения, подвергающимися и не подвергающимися воздействию определенных факторов, с целью установить причинно-следственные связи между имеющимся воздействием и нарушениями состояния здоровья, появляющимися через определенный промежуток времени.

Метод гигиенического эксперимента. Гигиенический эксперимент проводят в натурных или же лабораторных условиях. Под натурным экспериментом подразумевается изучение влияния факторов внешней среды на здоровье людей или же изучение факторов внешней среды в реальных (натурных) условиях трудовой или бытовой деятельности и жизни людей. Данные, полученные в натурном эксперименте, используют для разработки методических рекомендаций, инструкций, санитарных правил, внедрения новых технологических процессов на промышленных предприятиях, уточнения размеров санитарно-защитных зон и др. Вместе с тем, в натурном эксперименте, когда на человека и окружающую среду действует множество факторов, трудно вычленить значимость какого-либо одного фактора в развитии нарушений здоровья, определить характер и безопасные уровни его воздействия, оценить поведение фактора во внешней среде и др.

Поэтому предпочтение при решении этих вопросов отдается лабораторному гигиеническому эксперименту. В лабораторном эксперименте моделируются процессы, которые позволяют изучать:

· прямо или опосредованно влияние факторов на здоровье людей

· сами факторы внешней среды и их влияние на количественные и качественные параметры объектов окружающей среды.

Целью гигиенического лабораторного эксперимента является выяснение характера действия и опасности факторов для установления их безопасных величин или уровней - гигиенических нормативов. Для изучения влияния факторов на здоровье человека ставят обычно 2 вида эксперимента: на людях-добровольцах и на животных с последующей экстраполяцией данных на человека. Проводить исследования на людях допускается только лишь при условии полной гарантии безопасности. К такого рода исследованиям относятся, например, определение порога запаха (обонятельного ощущения) атмосферных загрязнений, изучение зрительных и слуховых реакций на воздействие света, шума или вибрации и т.д.

Эксперименты на животных чаще всего проводятся с целью гигиенического нормирования химических факторов. Обычно изучается острое, подострое и хроническое действие этих факторов, определяются пороги (минимальные действующие величины) острого и хронического действия, способность к кумуляции, специфические и возможные отдаленные эффекты - мутагенный, эмбриотоксический, канцерогенный, а затем на основании полученных данных рассчитывают безопасные уровни воздействия - ПДК.

Лабораторный эксперимент по изучению самих факторов внешней среды и их влияния на объекты окружающей среды проводится на лабораторных модельных установках или же на полупроизводственных установках. Например, для изучения процессов миграции экзогенных химических веществ из почвы в растения сооружают специальные фитоклиматические камеры, где в почву вносятся изучаемые химические вещества, а затем в выращенных на этой почве растениях определяют их содержание.

Метод санитарной экспертизы. Санитарная экспертиза – это проведение исследования и выдача заключения на предмет соответствия санитарно-гигиеническим требованиям. Метод санитарной экспертизы применяется главным образом при осуществлении предупредительного санитарного надзора, т. е. при проведении надзора за объектами до ввода их в эксплуатацию или же за различными видами изделий, материалов, продукции до реализации их потребителю. Санитарной экспертизе подлежат:

· проекты планировки и застройки населенных мест

· проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства

· выбор и отвод земельного участка под строительство

· этапы строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов

· питьевая вода, напитки, пищевые продукты

· новые виды посуды, тары, оборудования и упаковок, строительные материалы

· новые технологические процессы

· детские игрушки, книги и одежда и др.

Санитарная экспертиза включает в себя обычно несколько этапов. Так, при санитарной экспертизе пищевых продуктов вначале изучаются данные о продукте из сопроводительных документов, затем проводится осмотр партии продуктов на месте и отбор проб для лабораторного исследования. При проведении последнего в зависимости от поставленной задачи используются различные методы - физико-химические, бактериологические, гельминтологические и др. После получения лабораторных данных составляется акт санитарной экспертизы, в котором оценивается качество продукта и делается заключение о пригодности его в питании и возможном пути реализации.

Таким образом, санитарная экспертиза является одним из действенных методов, позволяющих предупредить нарушения в состоянии здоровья населения, так как осуществляется большей частью на этапах, позволяющих предупредить появление вредных факторов.

Гигиена занимается научной разработкой санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Практическая же сторона гигиенической деятельности называется с анитарией (от лат. sanitas – здоровье). В целом санитария – это система контроля за соблюдением гигиенических нормативов, требований, правил, которая осуществляется санитарно-эпидемиологической службой. В систему органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в Республике Казахстан входят: Казахская Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция, городские департаменты и управления, районные управления санэпиднадзора, которые подчиняются Комитету Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РК. Каждое управление работает в параллели с соответствующими Центрами санэпидэкспертизы.

Основной задачей санитарно-эпидемиологической службы является осуществление государственного санитарного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства и проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на:

· предупреждение и ликвидацию загрязнений окружающей природной среды - атмосферного воздуха, водоемов и почвы;

· обеспечение санитарных норм и правил при строительстве и благоустройстве населенных мест, промышленных предприятий, жилищ, культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждений;

· оздоровление условий труда работающих в различных отраслях народного хозяйства с целью предупреждения и снижения профессиональной и общей заболеваемости;

· создание оптимальных условий для развития, обучения и воспитания детей и подростков;

· санитарную охрану быта и санитарное просвещение населения;

· организацию рационального питания для различных групп населения, оздоровление условий питания, профилактику алиментарных заболеваний, в том числе пищевых отравлений;

· обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, т.е., предупреждение и ликвидацию инфекционных и паразитарных заболеваний, предупреждение заноса в страну карантинных инфекций;

· санитарную охрану государственных границ;

Деятельность органов санитарно-эпидемиологической службы имеет государственный характер. Все мероприятия, осуществляемые на территории государства, могут проводиться только после обязательной гигиенической оценки специалистами санитарно-эпидемиологической службы. Санитарно-эпидемиологические учреждения не только осуществляют контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, но и, изучая санитарное состояние региона и здоровья обслуживаемого населения, разрабатывают и проводят соответствующие мероприятия, а также оценивают их эффективность.

Выделяют два вида санитарного надзора: предупредительный и текущий. Предупредительный санитарный надзор, как уже отмечалось выше, осуществляется на этапах, предшествующих эксплуатации объектов или использования продукции потребителем. Текущий санитарный надзор осуществляется в отношении эксплуатируемых объектов и проводится периодически в соответствии со спецификой каждого из них. К проведению текущего санитарного надзора широко привлекаются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений. Так, например, врачами осуществляется диспансерное наблюдение за отдельными контингентами населения, проводится углубленное медицинское изучение состояния здоровья с целью выявления причин заболеваний и принятия мер, предупреждающих их развитие, и др.

Все мероприятия, осуществляемые санитарно-эпидемиологической службой, направлены на профилактику нарушений состояния здоровья человека. По содержанию и задачам выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний. Первичная профилактика направлена на устранение или же снижение до безопасного уровня факторов, являющихся причиной или же фактором риска заболеваний. Она предусматривает оздоровление окружающей среды, проведение мероприятий по организации здорового образа жизни населения, рационального режима труда и отдыха и т.д. Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении предпатологических состояний у внешне здоровых людей и проведении мероприятий по предупреждению перехода этих состояний в заболевания. К таким мероприятиям относятся, например, применение средств индивидуальной защиты, обучение работающих и населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях, антидотное питание и т.д. Третичная профилактика (реабилитация) осуществляется у заболевших людей. Ее целью является ранняя диагностика и лечение заболевания, предупреждение прогрессирования болезни и ее последствий - осложнений, рецидивов, перехода в хроническую форму и др. Наиболее эффективной и радикальной является первичная профилактика, предупреждающая возникновение заболеваний у здорового человека, а наименее эффективной третичная, так как она проводится уже при развившемся заболевании. Так, известно, что оздоровление окружающей среды и образа жизни снижает заболеваемость и смертность на 20-50%, тогда как лечебный процесс – лишь на 10%.

В своей повседневной деятельности санитарно-эпидемиологическая служба опирается на санитарное законодательство, представляющее собой свод законов, указов и постановлений государства, нормативных и инструктивных документов и др., охватывающих все аспекты жизнедеятельности людей. В частности, в санитарное законодательство включаются:

· Законы РК «Об охране здоровья граждан в РК», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды» и др.

· Указы Президента РК и Постановления правительства РК

· Гигиенические нормативы: ПДК, ПДУ, ОБУВ, ПД (пределы доз – для ионизирующих излучений) др.

· Санитарные правила и нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП), методические указания и рекомендации, положения и инструкции, в которых излагаются гигиенические требования и нормативы к размещению, планировке, строительству, обустройству и эксплуатации различных объектов.

· Государственные стандарты (ГОСты), отраслевые стандарты (ОСТы) на качество пищевых продуктов, водопроводной воды и др., технические условия (ТУ) – на сырье, изделия и оборудование.

Документы, входящие в санитарное законодательство разрабатываются гигиеническими научными учреждениями или другими ведомствами при участии гигиенистов и имеют силу закона для всех предприятий, учреждений и организаций.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ

 

1. Развитие гигиены в первобытном и рабовладельческом обществах. Возникновение и развитие гигиены имеет многовековую историю. Истоками ее в первобытном обществе были эмпирические (опытные) знания, полученные путем наблюдений на протяжении жизни многих поколений. На основе этих знаний появились навыки, возникли обычаи, религиозные предписания, соблюдение которых способствовало предупреждению болезней и сохранению здоровья. Уже в те древние времена осознавалась важная роль предупредительных мероприятий. Так, рекомендовалось соблюдать чистоту жилища, тела, не загрязнять почву, употреблять в пищу безопасные растительные и животные продукты, выбирать для получения питьевой воды чистые, не заболоченные реки и озера, изолировать больных заразными болезнями и др.

О развитии эмпирической гигиены в рабовладельческий период наиболее ярко свидетельствуют идеи профилактики и предупредительные мероприятия, получившие распространение в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет), Древней Греции и Древнем Риме.

Гигиенические правила, использовавшиеся в Древней Индии в те времена (4-3 тыс. до н.э.), позднее (1000-500 лет до н.э.) вошли в свод законов Ману и Аюрведу и другие исторические источники. В них рекомендовалось поддерживать чистоту в домах, бытовые отходы относить далеко от жилищ, избегать пресыщения. Существовали даже детально разработанные правила ухода за телом и обращения с посудой. Считалось полезным употреблять молоко, мед, свежую растительную пищу, отмечалось влияние на здоровье человека времени года, погоды и климата. Большое внимание уделялось и общественной гигиене. Так, уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. в г. Мохенджо-Даро в Северо-Западной Индии существовали городская канализация, колодцы, купальни и бассейны, а также бани, нагревавшиеся горячим воздухом.

Остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб обнаружены и при раскопках в гг. Вавилоне и Ниневии в Мессопотамии, а в документах Ассиро-Вавилонского государства уже в 3-4 тыс. до н.э имелись законы об изоляции заразных больных во время эпидемии.

В Древнем Египте за 4-5 тыс. лет до н.э. с профилактической целью широко применяли массаж, омовение, принимали слабительные, мочегонные и потогонные средства. Уже тогда существовали рекомендации, касающиеся вопросов личной гигиены, половой жизни, изоляции больных, погребения умерших и др. Имелись также правила по устройству и содержанию улиц, осушению почвы. Во дворцах и кварталах знати сооружались водопроводы и другие элементы санитарного благоустройства. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., утверждал, что египтяне самые здоровые люди.

Ясные и сознательные представления «о многих условиях, вредных или благотворных для здоровья» и необходимости предупреждения болезней «которых еще нет в теле человека», сложились в Древнем Китае. С целью укрепления здоровья использовались водные процедуры, пребывание на солнце, массаж, гимнастика, рекомендовались «разумная умеренность», правильный распорядок дня, рациональная диета. Немаловажное значение придавалось и элементам общественного благоустройства. Так, имелись правила рационального размещения населенных мест, жилищ, обеспечения питьевой водой, удаления бытовых отходов.

Широкое развитие получили гигиенические знания в Древней Греции. Древние греки преуспели как в личной, так и общественной гигиене. В отдельных полисах (городах-государствах) уже в VII веке до н.э. имелись водопроводы с водоразборными портиками. В VI веке до н.э. появилась новая планировка городов, при которой жилые территории пересекались широкими, прямыми улицами. Эта планировка способствовала хорошему проветриванию и освещению жилых кварталов. В Афинах была сооружена канализация. Осуществлялся санитарный надзор за продажей пищевых продуктов и напитков, размещением и строительством зданий.

Древних греков отличало «стремление… к наивозможному развитию физических сил, целостности и красоты организма, в особенности у молодежи» (Ф.Ф.Эрисман). Оно достигалось спартанским воспитанием, основанным на физических тренировках, гимнастике, закаливании, участием в состязаниях, соблюдением так называемой «гигиастики» - диететики для здоровых.

В V-IV вв. до н.э. в Древней Греции появляются первые труды, обобщающие и систематизирующие накопленные гигиенические знания. Их автором был выдающийся врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). В своих знаменитых трактатах «О воздухах, водах и местностях», «О здоровом образе жизни» Гиппократ рассматривает значение воздуха, воды и почвы для жизни человека, рекомендует врачам изучать климат, условия местности, образ жизни, питание населения и др. Он советует заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели («Наставления»).

В Древнем Риме развитие общественной гигиены достигло еще большего расцвета. Было построено 30 акведуков (водопроводов), первый из которых - в 614 году до н.э. Акведуки были подняты на арках, высота которых достигала 30 м. В сутки в город подавалось до 1000 л горной воды на человека. Жидкие нечистоты и атмосферные осадки удалялись по разветвленной системе скрытых каналов, собирались в большой канализационный коллектор, достигавший 4 м в ширину и 5 м в высоту, и сбрасывались в р.Тибр. Акведуки и канализационные сооружения существуют в Риме и по сей день, являясь выдающимися памятниками санитарно-технических сооружений древности.

Замечательными оздоровительными комплексами были термы (бани), вмещавшие одновременно по 1800 и 3200 купающихся. В термах имелись холодные и горячие бани, бассейн, комнаты для массажа, дорожки для прогулок, гимнастический зал, стадион.

В Древнем Риме действовали законы, определявшие требования к строительству, продаже пищевых продуктов, питанию войск, использованию воды р.Тибр, захоронению умерших. Контроль за выполнением этих требований осуществлялся специально выделяемыми городскими чиновниками.

Несмотря на несомненные достижения, уровень гигиенических знаний в государствах Древнего мира все-таки был еще низок, а вводившиеся элементы общественной и личной санитарии являлись в основном привилегией богатых. Потому то частыми были опустошительные эпидемии, а средняя продолжительность жизни составляла 25-30 лет.

2. Развитие гигиенических знаний в средние века (VI­XIV вв. н.э.) и в период перехода от феодализма к промышленному капитализму (XV – XVIII вв. н.э.)

В эпоху феодализма в Западной Европе наступает мрачный период застоя и упадка во всех областях жизни, в том числе, и в развитии гигиены. Всесильная церковь запрещала лечение болезней, так как считала это вмешательством в волю всевышнего, жестоко преследовала посмевших поступать иначе, призывала к отказу от всяких гигиенических мер, проповедуя аскетизм. В итоге стал забываться и искореняться культ гигиены древних, а средневековые города превратились в рассадники заразы. Дома теснились в узких, кривых улицах, немощеных, изрытых колеями, полных грязи. Отбросы и помои выкидывались из окон, для освещения использовались масляные светильники или свечи, от которых стоял плотный смрад, а все вокруг покрывалось сажей. Мылись редко, в лоханях. Общественных бань не было.

Отсутствие какой-либо санитарии было одной из главных причин опустошительных эпидемий чумы, тифа, холеры, оспы, дизентерии и др., потрясавших средневековье. В 14 веке от чумы в Европе из 100-миллионного населения погибла четверть.

Единственное исключение в Европе в этот период представляла медицинская школа Салерно вблизи Неаполя (XII в.). Ее учеными на протяжении столетий складывался «Салернский кодекс здоровья», включавший тысячи стихов гигиенического характера. «Кодекс» был переведен на европейские языки и переиздавался сотни раз.

В отличие от Европы, средние века на Востоке были периодом процветания различных отраслей знания и, в том числе, медицинской науки и гигиены. Всемирную известность получил живший в то время (980-1037 гг.) крупнейший ученый, выдающийся врач – таджик Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). В его фундаментальном 5-томном сочинении, «Каноне врачебной науки», освещаются многие вопросы гигиены. Так, Авиценнна обращает большое внимание на влияние места жительства на здоровье человека и дает рекомендации, которые недалеки от современных требований: «Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышенна или низменна, открыта или закрыта, какова там вода... доступно ли (данное место) ветрам или находится в котловане и какие там ветры — здоровые ли они или холодные, а также какие по соседству моря, болота, горы и рудники… Необходимо, чтобы окна и двери выходили на восток и на север, восточные ветры могли проникать в здание и солнце достигало в них любого места».

Особо подчеркивает Ибн-Сина наличие связи между временами года, климатом и отдельными заболеваниями, рассматривает вопрос о влиянии загрязненного воздуха, предполагает бесспорное существование невидимых для глаза возбудителей заболеваний, передающихся человеку не только через воду, но и через воздух.

В одной из книг «Канона» ученым приводятся высказывания о том, какую роль играет вода для организма и как выбрать воду для питья. Ибн Сина отмечает, что «лучшая вода — это вода ручьев, но не всех ручьев, а (протекающих) по чистой земле», причем вода должна быть «открыта для солнца». Ученый дает рекомендации и по улучшению качества питьевой воды: «Возгонка и перегонка один из (путей) исправления плохой воды, а если это невозможно, то кипячение». Весьма интересным с позиций современной водной токсикологии является совет не употреблять водопроводную воду. Это связано с тем, что вода в то время транспортировалась по свинцовым трубам и из-за этого «она заимствует силу свинца и часто вызывает язвы в кишках».

Среди многочисленных гигиенических идей Ибн-Сины значительное место занимают и вопросы гигиены питания. Он уделял большое внимание качественному составу пищи, режиму питания, созданию благоприятных условий для пищеварения, взаимосвязи режима питания с занятиями физическими упражнениями, ходьбой, посещением бани, принятием тех или иных лекарственных веществ, сезоном года. Ибн-Сина считал вредным переедание, для лиц преклонного возраста рекомендовал употребление молока, зелени, фруктов, инжира, слив и воздержание от острых, горьких и сушащих продуктов (маринадов и специй, соленых и вяленых изделий).

Взгляды и научное наследие Ибн-Сины явились основой для дальнейшего развития гигиены и медицинской науки в целом.

В XV-XVI вв. н.э., после длительного периода застоя, в Европе вновь получают развитие гигиенические знания и предупредительные мероприятия, чему способствовал переход от феодализма к промышленному капитализму. В это время начинают быстро развиваться мануфактуры, условия труда на которых были тяжелыми и приводили ко многим заболеваниям, что обусловило необходимость изучения, лечения и предупреждения болезней промышленных рабочих. В 1700 году появляется известный труд падуанского врача Б.Рамаццини (1633-1714) – «Размышления о болезнях ремесленников», в котором впервые были описаны условия труда и профессиональные заболевания рабочих 52 профессий. Работа Рамаццини не была первой в области профессиональной гигиены. Еще в 1437 году Ульрихом Элленбогом была написана книга «О ядовитых и вредных испарениях и дымах металлов», а знаменитым Парацельсом в 1532-1534гг. опубликованы работы о болезнях рудокопов и литейщиков. Однако в этих источниках рассматривались лишь некоторые профессиональные заболевания. Труд же Б.Рамаццини, на написание которого он потратил почти 50 лет, явился первым руководством, охватившим почти всю промышленную патологию, существовавшую в то время.

Введение машинного производства в XVIII-XIX веках привело к резкой интенсификации труда, непомерному увеличению рабочего дня, высокому травматизму, массовым профессиональным заболеваниям. Вызванный этим подъем рабочего движения и выступления прогрессивной общественности заставили правительства ряда стран Европы принять специальные санитарные законы, организовать санитарные советы. Появляются врачи и администраторы, занимающиеся вопросами санитарного благоустройства. Практическим руководством для них, отражавшим содержание и порядок осуществления санитарных мероприятий, явился вышедший в те годы фундаментальный труд «Система всеобщей медицинской полиции», написанный ректором Петербургской медико-хирургической академии И.П.Франком (1745-1821).

3. Становление гигиены как самостоятельной науки. До 19 века гигиена продолжала носить эмпирический характер. Развитие естественных наук в середине 19 века поставило гигиену на экспериментальные рельсы и положило начало как самостоятельной дисциплине. Основоположниками научно-экспериментальной гигиены были М.Петтенкофер, К.Флюге, М.Рубнер в Германии, Э.Паркс и Дж.Саймон – в Англии, М.Леви – во Франции, А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман – в России.

Макс Петтенкофер занимает почетное место в истории гигиены. Получив медицинское образование, он обучался затем у знаменитого химика О.Либиха. В 1865 году создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а в 1879 году стал руководителем организованного им Гигиенического института. Будучи всесторонне образованным ученым, он впервые для оценки факторов окружающей среды применил химические, физические, микробиологические методы. Им была доказана необходимость санитарного благоустройства городов и жилищ. В научной школе, которую создал М.Петтенкофер, широко изучались гигиенические проблемы, связанные с воздухом, водой, почвой, питанием, одеждой и др.

В развитии гигиены в России в 18-19 вв. особую роль сыграли прогрессивные взгляды на значение предупредительных мероприятий гениального ученого М.В.Ломоносова, а также выдающихся основоположников отечественной клинической медицины – М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и др. В своем труде «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) М.В.Ломоносов говорил, что «в размножении и сохранении здоровья народа состоит имущество и богатство всего государства» и призывал в связи с этим заботиться о здоровье детей, обеспечивая надлежащее питание, быт, санитарные условия и др. Он занимался также изучением условий труда рудокопов, разработал теорию естественной вентиляции шахт. К его заслугам относится и развитие в России химии и физики - дисциплин, явившихся фундаментальными для создания базы научно-экспериментальной гигиены.

Одним из последователей М.В.Ломоносова был С.Г. Зыбелин - первый студент-медик, первый русский профессор медицины, первый врач, который в своей практической и преподавательской деятельности особое внимание уделял вопросам профилактики заболеваний. Его ученик, профессор Московского университета, М.Я.Мудров стал первым терапевтом-гигиенистом, основоположником военной гигиены. Он разработал целую систему гигиенических мероприятий по предупреждению заболеваний. В 1808 году М.Я.Мудров впервые начал читать в университете курс лекций по военной гигиене, а 9 июля 1809 года произнес актовую речь перед русскими врачами «О пользе предметах военной гигиены или науке сохранять здоровье военнослужащих». В своем выступлении он определил не только задачи военной гигиены, но и задачи гигиены в целом. М.Я.Мудрову принадлежит крылатое выражение: «… легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его (врача) обязанность». Его ученик, гениальный хирург, Н.И.Пирогов (1810-1882) в 1863 г. в «Замечаниях на проект общего устава Императорских российских университетов» писал: «…и почему гигиена причисляется как добавок к общей терапии и фармакологии – непонятно». Пренебрежение гигиеной Пирогов относил к числу исторических заблуждений. Он был убежден, что «будущее принадлежит медицине предохранительной». «Я верю в гигиену, вот где заключается истинный прогресс нашей науки» - говорил Н.И.Пирогов.

Убежденным сторонником профилактики были и другие основоположники российской клинической медицины. Выдающийся клиницист Г.А.Захарьин отмечал: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения…».

По новому Уставу 1863 года в российских университетах начало вводиться преподавание гигиены как самостоятельной дисциплины.

Таким образом, почву для развития гигиенической науки в России заложили не только социальные перемены, но и передовые воззрения представителей клинической медицины, общественного мнения, достижения физики, химии, физиологии, патологической физиологии.

Основоположниками научно-экспериментальной гигиены в России были Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П.Доброславин (1842-1889). Федор Федорович Эрисман, уроженец Швейцарии, но «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов). В 1869 году молодой врач-окулист Ф.Ф.Эрисман переезжает из Цюриха в Петербург, где изучая зрение у более чем 4000 учащихся, убеждается, что развитию близорукости у детей способствуют «плохое освещение, нерационально построенные парты, неправильное положение при письме, плохая печать учебников и пр..». Он предлагает изменить освещение, иначе печатать учебники, сам конструирует парту, которая затем была введена во всех школах («парта Эрисмана») и даже сегодня является прототипом для школьной мебели.

Серьезно заинтересовавшись вопросами гигиены и санитарного дела, Ф.Ф.Эрисман пополняет свои знания по методологии гигиены в 2-х-летней стажировке у М.Петтенкофера, а затем продолжает свою деятельность уже как гигиенист. Он глубоко и всесторонне занимается изучением вопросов школьной гигиены, жилищных условий населения, качества питьевой воды и водоснабжения населения, условий питания фабричных рабочих и др. В 1872-1877 гг. Ф.Ф.Эрисман пишет первый, ставший широко известным труд – «Руководство по гигиене», а в 1877 году появляется вторая капитальная работа – «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда».

После переезда в Москву в 1879 году Эрисман работает земским санитарным врачом Московского уезда. Совместно с врачами А.В.Погожевым и Е.М.Дементьевым он проводит масштабное санитарное обследование 1080 фабрик Московской губернии, условий труда и быта 114000 рабочих. Результаты работы были опубликованы в 19 томах и высоко оценены врачами и передовой общественностью. Под руководством Ф.Ф.Эрисмана были также впервые внедрены в санитарную практику санитарно-статистические методы исследования.

С 1882 по 1896 год Ф.Ф.Эрисман преподает в Московском университете, где с 1984 года возглавил организованную им впервые на медицинском факультете кафедру гигиены. По его инициативе в Москве открывается Гигиенический институт, а при кафедре организуется городская санитарная станция, проводившая исследования пищевых продуктов, воды и почвы. В 1887 году Ф.Ф.Эрисман издает новую книгу – «Курс гигиены», о чем И.М.Сеченов писал: «Работая не покладая рук, он был прекрасным профессором и нашел время написать обширный и очень ценимый специалистами учебник гигиены».

В 1892 году Ф.Ф.Эрисман организует Московское гигиеническое общество, первым и бессменным руководителем которого он был на протяжении ряда лет.

Своими высказываниями и свободомыслием Ф.Ф.Эрисман был неугоден царскому правительству, и, когда в 1896 г. ученый вместе с другими профессорами университета подписал прошение о пересмотре дел студентов, участвовавших в студенческих волнениях, его уволили из университета и вынудили покинуть Россию. Однако эти события не умалили заслуг Ф.Ф.Эрисмана, вся научная и практическая деятельность которого позволила ему занять ведущее место среди отечественных гигиенистов и стать одним из основателей российской гигиенической науки. «До него гигиена существовала в России лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих общественных недочетов и язв. Он основал действительно рабочий гигиенический институт, служивший не только науке, но и обществу. Для земской медицины он сделал столько, что в среде земских медиков его имя ставится… рядом с именем С.П.Боткина и ставится справедливо» (И.М.Сеченов). Именем Ф.Ф.Эрисмана назван один из крупнейших гигиенических институтов России, ему воздвигнут памятник в Москве, в его честь учреждена премия.

Алексей Петрович Доброславин в 28 лет уже был профессором гигиены, а в 1871 году возглавил первую в России кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Им, вместе с Ф.Ф.Эрисманом, были заложены основы экспериментальной гигиены в России. Доброславин считал необходимым, чтобы все санитарные рекомендации имели веское научно-экспериментальное обоснование, а в практическую работу гигиенистов активно внедрялись лабораторные методы исследования. С этой целью он организует гигиеническую лабораторию, в которой проводятся разносторонние экспериментальные работы по гигиене жилища, питания, водоснабжения, школьной гигиене и др. Кроме того, по его инициативе в Петербурге создается специальная санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов, открывается первый гигиенический журнал «Здоровье», организуется «Русское общество охранения народного здравия». А.П.Доброславин становится основателем первой гигиенической школы в России, из которой вышли видные гигиенисты – М.Я.Капустин, С.В. Шидловский и др.

Широко известны труды А.П.Доброславина. В 1882 году выходит в свет фундаментальное руководство «Гигиена – курс общественного здравоохранения». В этом же году А.П.Доброславин начинает читать курс военной гигиены, а в 1885-1887гг. пишет новое руководство – «Курс военной гигиены». Немаловажную роль в разработке вопросов военной гигиены сыграло участие А.П.Доброславина, как гигиениста, в действующей армии во время русско-турецкой войны (1877-1878г.).

Благодаря А.П.Доброславину и Ф.Ф.Эрисману, их ученикам и последователям гигиеническая наука в России вышла на передовые позиции и способствовала дальнейшему развитию санитарного дела. В 70-80-х годах 19 века в крупных городах России и губерниях стали создаваться санитарные комиссии, санитарные советы и станции, появились первые санитарные врачи. А перед первой мировой войной санитарные бюро и комиссии были уже в 73 городах и 40 губерниях, в городах работали 342 санитарных врача, в земствах – 257. Вместе с тем, санитарное состояние многих населенных пунктов и санитарно-эпидемиологическая ситуация в дореволюционной России оставались неудовлетворительными. Практическое применение сильной русской научной гигиены оказалось гораздо слабее, чем на Западе, в силу незаинтересованности буржуазно-помещичьих кругов в проведении кардинальных мер по улучшению социальных условий населения, экономической отсталости страны, нищеты, низкой культуры и неграмотности народа. Недаром А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман определяли гигиену как науку, имеющую общественный социальный характер. «Ни одна гигиеническая мера не будет приносить пользы, если она встанет в противоречие с законами политической экономии» - говорил А.П.Доброславин.

4. Развитие профилактической медицины в период становления советского государства. Качественно новый этап развития отечественной гигиены наступает после Октябрьской социалистической революции. Молодая Советская республика столкнулась с небывалыми трудностями: гражданская война, иностранная интервенция, неурожайные годы, голод, разруха, нехватка медикаментов, топлива, крайне малое количество врачей, особенно санитарных, отсутствие санитарного законодательства усугубили и без того тяжелую санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. В этих условиях, уже с первых дней своего существования Советская власть начинает коренную перестройку старой медицины в государственную. В марте 1919 года принятая VIII Съездом Российской коммунистической партии большевиков программа одной из основных задач Советского здравоохранения ставит проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся. В 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР организуется государственная санитарная служба, а в 1927 году издается Закон «О санитарных органах республики». Профилактика, приобретшая государственный характер, в широком смысле слова становится фундаментом развития здравоохранения. Создается мощная централизованная государственная санитарная служба, представленная обширной сетью областных, городских, районных и ведомственных санитарно-эпидемиологических станций, специализированных санитарных и противоэпидемических учреждений, научно-исследовательских институтов, кафедр гигиенического профиля в медицинских вузах.

Большую роль в развитии гигиенической науки и санитарного дела в этот период сыграли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, С.Н.Черкинский, В.А.Рязанов и др.

Н.А.Семашко (1874-1949) был первым наркомом здравоохранения. При его непосредственном участии осуществлялось становление санитарно-эпидемиологической службы Советской республики, разрабатывались теоретические аспекты советского здравоохранения. В 1922 году в Московском университете им была организована первая кафедра социальной гигиены. Его заместитель З.П.Соловьев (1876-1928) возглавлял военно-санитарную службу Красной Армии, проводил большую работу по организации гигиенического обеспечения войск, нормированию питания, строительства казарм и др. Он занимался также проблемами профессиональной гигиены и медицинского обеспечения рабочих на производстве. А.Н.Сысин (1879-1956) - первый начальник санэпидотдела Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. При его участии был подготовлен проект декрета «О санитарной охране жилищ», разработаны «Санитарные правила по постройке жилых зданий», «Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов» и др. Он руководил кафедрой гигиены в 1 Московском мединституте, затем кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. Основал и возглавил Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР (в настоящее время – Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина). Им написаны 2 учебника по общей и коммунальной гигиене, издано двухтомное пособие «Основы коммунальной гигиены» и др. С.Н.Черкинский (1897-1980) был основателем гигиенической школы и научного направления по разработке проблем гигиены воды и водоснабжения. Он явился одним из разработчиков первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения, а также основ гигиенического нормирования химических веществ в водной среде. За работу «Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы» был удостоен премии им. Ф.Ф.Эрисмана. Академик В.А. Рязанов (1903-1968) занимался разработкой вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха, возглавлял НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н.Сысина. Его монография «Санитарная охрана атмосферного воздуха» явилась фундаментальным трудом, впервые широко осветившим теоретические основы и практические мероприятия в этом направлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.