Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек – это самая высокая ценность. Почему?




В связи с этим понятно, что человек – это не только главная проблема философии, но и важнейшая проблема всего социально-гуманитарного знания. Именно человек в этих науках становится действительно реальной личностью, выступая совокупностью, ансамблем всех социальных отношений. Человек – продукт природы
и общества, т.е. в нем в единстве находятся и биологические, и социальные свойства.

Как природное, биологическое существо человек генетически передает черты, свойственные человеческому роду (прямохождение, развитая рука, взгляд, устремленный вверх и вперед, большой объем мозга по сравнению с общим весом тела, развитая нервная система, голос и т.д.), но одновременно с этим в нем наличествуют и социальные качества, которые собственно и делают его человеком (способность создавать орудия труда, трудиться, преобразовывать природу и т.д.).

Социальное – внутренний, неотъемлемый компонент субстрата человеческого бытия, который представляет собой совершенно новый вид целостности. В категорию «социальное» входит отражение жизни общества как совокупности множества индивидов, участвующих в изменении социальных и природных условий. Социальное выражает определенное развитие сложных систем, исторические формы их движения, носителем которых выступает весь человеческий род, общество. Однако биологическое и социальное находятся в человеке не в равных отношениях, ибо, как любое противоречие, биологическое подчиняется социальному, социальное господствует над биологическим, и человек не содержит в себе две сущности (биологическую и социальную), а только одну сущность – социальную. И ценность человека как социального существа обнаруживается в тех социальных связях и той роли, которую он выполняет в обществе. Как всегда, и эти роли, и те связи, которые образуют человека, являются уникальными и неповторимыми.

Таким же уникальным существом является и сам человек со всеми присущими ему чертами и свойствами. Эрих Фромм писал, что человек – единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. Поэтому ценность человека проявляется в том, что человек одновременно есть и субъект, и объект, и творец культуры, и ее творение. В нем, в человеке, сосредоточена вся культура. Он – ее вершина, самая высшая точка, с которой можно обозревать всю человеческую историю как историю развертывания свободного, творческого духа, отражающего сферу бытия – природу и общество, где происходит соединение идеального и материального.

Все сказанное выше о человеке и ценностях в социально-гуманитарном знании позволяет сделать вывод, что «любая программа, игнорирующая бытие человека в качестве субъекта, не может считаться программой его исследования как человека» (см.: Агацци Э. Человек как предмет философского познания. В кн.:
«О человеческом в человеке». М., 1991. С. 79). Поэтому элиминация человека путем чисто научного анализа и естественнонаучная попытка вывести человека за пределы объяснения его роли в развитии природы «бросает вызов самому существованию человека как человека» (там же). Человек – главный субъект и главный объект социально-гуманитарного познания, и в этом высшая цель, ценность и результат данного познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.