Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способна ли теистическая философия понять «земное» бытие человека?




 

Как особое философское направление персонализм сформировался в начале XX в. В США. Затем в 30-х годах он распространяется в Западной Европе, и прежде всего, во Франции.

На первый план в персонализме выдвигается не познающий истину субъект классической философии, а человеческая личность в полноте ее конкретных проявлений. Личность превращается
в фундаментальную онтологическую категорию, в которой волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Истоки самости личности и непрерывности ее существования не в ней самой, а в бесконечном, едином начале – Боге.

Как особое направление американской философии персонализм берет начало от методического пастора Бостонского университета Б.П. Боуна, (1847–1910), его учеников и последователей
Р.Т. Флюэллинга (1871–1960), Э.Ш. Брайтмена (1881–1953),
Дж.Х. Хауксона (1834–1916). Наиболее четко философскую сущность персонализма дал глава калифорнийской школы персонализма Р.Т. Флюэллинг. По его словам, персонализм – «это учение
в манере Лейбница и Беркли, идеализм, утверждающий индивидуальность реального. Но вместо того чтобы начинать, подобно Лейбницу, с метафизического понятия монады или, подобно Беркли,
с психологического понятия духовной субстанции, оно принимает
в качестве фундаментального единства индивида в его высшем выражении, как моральную и религиозную личность. Как метафизическая теория – это концепция реальности как мира личностей, возглавляемого высшей личностью. Личность есть в действительности основополагающее понятие, а природа – понятие вторичное» (цит.: Современная буржуазная философия. М., 1978. С. 493). Как видно из определения, вся реальность для персонализма выступает только как личное сознание, а безличного бытия или бессознательного не существует. Персонализм – это вера в то, что Вселенная есть общество сознательных существ. Царство личностей – это царство свободного самоизъявления, самовыражения «Я», устремленное «к самозабвению в служении Богу. «Персонализм, – заявляют его сторонники, – основывается на учении о священности и неприкосновенности личности, рассматриваемых как проявление космической энергии, которая создает мир и вдохновляет все гениальное в человеке» (цит.: Буржуазная философия XX века. М., 1974. С. 262).

Персонализм критически относится к сциентистскому видению человека, где он выступает не как творец мира, а как созерцатель данности этого мира. Его активная роль в создании научных ценностей нивелирована в анонимном процессе развития науки и техники. Все несчастья современной личности представляются персоналистами следствием торжества технократического сознания. «Персоналистский дух, – отмечает современный персоналист Густав Меллер, – гибнет в обезличенном технократическом сознании, человек теряет самое главное – свою уникальную персональность – его свободно
и безболезненно может заменить любой другой человек, столь же стандартный, трезвый конформист, всецело подвластный машинной тирании» (цит.: Буржуазная философия XX века. М.: 1974. С. 265). Поэтому человек, обладающий инструментальным разумом, активен только в узких рамках материальной деятельности и мертв как творческая личность. Поэтому персоналисты достаточно четко ориентируются на религиозное самосознание, возвеличивая роль субъекта
в процессе познания до статуса единственного творца реальности, достигающего наивысшего блаженства в единении с Богом.

Основная область исследовательского интереса американского персонализма – религиозно-этическая проблематика, раскрывающая проблемы морального самосовершенствования личности на основе разрешения конфликта между добром и злом, нравственными и безнравственными побуждениями. Одно из основных требований самосовершенствования личности – способность свободного самоограничения «по образу и подобию Божью» и даже «прекрасного самозабвения во славу Божью».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.