Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-вегетативные состояния десятого уровня




 

Поскольку до родов внешняя среда обитания плода максимально щадящая и константная, то и его психическое состояние приближается к оптимально-устойчивому. Кислород и питательные вещества поступают бесперебойно, и все силы, вся направленность регуляторных процессов плода — гуморальных, нервных и психических — в основном обеспечивают гармонизацию пластики — рост и дифференцировку тканей и органов.

Существенные перемены несут роды, приводящие к резкому «ужесточению» среды обитания по ряду параметров: механическому взаимодействию с родовыми путями, а затем свету, холодному воздуху, грубому прикосновению чужих рук и, после перевязки пуповины, к новому стрессу, связанному с прекращением поступления в кровь кислорода.

Со стрессом рождения протопсихика плода трансформируется в эмоционально-вегетативную психику новорожденного. По мнению многих ученых, Фрейда в том числе, стресс рождения может иметь весьма серьезные последствия как важный фактор в этиологии неврозов и акцентуаций личности не только ребенка, но и взрослого. Критика этих взглядов изложена в первом разделе шестой главы. Сводится она к тому, что это лишь возможность, и переоценивать ее нет оснований.

Тем не менее исключить нацело неблагоприятные последствия стресса рождения тоже нельзя. Остается утешаться тем, что стресс рождения — лишь первый из длинной череды нервно-психических кризисов развития. К их числу относятся такие, как кризис года, трех и шести лет, далее подростковые, юношеские, 40-45 лет, потом — кризисы инволюции и социальной дезадаптации (безработица, потери близких, распад семьи, войны, революции и другие).

При всех кризисах эмоционально-вегетативные состояния — это важный базовый ресурс, обеспечивающий их преодоление. Его роль в психике можно приравнять к той роли, которую играет уровень А в построении движений по Н. А. Бернштейну, а именно — поддержание тонуса как обязательного условия любой активности, не только мышечной.

Для психомоторики и перцепции эмоционально-вегетативные состояния выступают как источник энергии. Их основной нейродинамический субстрат — ретикулярная формация, высшие вегетативные центры гипоталамуса, ствола и коры больших полушарий мозга.

Эмоционально-вегетативным состояниям, равно как и процессам, изначально присуща амбивалентность. Они могут быть и стеничными, и астетичными, положительными и отрицательными, выражающими и эрос, и танатос, по терминологии З. Фрейда.

Как и процессы первого уровня, эмоционально-вегетативные состояния суть явления не «чисто» психические, а психофизиологические в прямом и точном смыслах этого термина, т. е. они управляются как психологическими, так и физиологическими законами. Например, они сами себя ослабляют, функционируя по законам физики, аналогично пожару, затухающему по мере исчерпания горючего материала.

С другой, психологической стороны, самые интимные вегетативные процессы, например реполяризация миокарда, как показано в специальном исследовании, поддаются психокоррекции. Это одни из наиболее ярких фактов, подтверждающих, что вся психика суть единая, целостная система, а эмоциональность — это эмоционально-вегетативные состояния, как единство психики и соматики.

Длительно текущие эмоционально-вегетативные состояния лежат в основе синдромов депрессии и маниакальности при неврозах и психозах. В силу их двоякой, психологической и физиологической природы лечение должно быть комплексным — психо- и фармакотерапевтическим. При лечении неврозов ведущим является первое, а психозов — второе.

В практике психокоррекции и психотерапии, например при аутогенной тренировке, первостепенную роль играет нормализация таких психических и физиологических функций, как психическая и физиологическая релаксация и управление сосудистыми реакциями (потепления конечностей и др.).

Заметим также, что функции 10-го и 18-го уровней взаимосвязаны и образуют своеобразное «кольцо саморегуляции». В этой взаимосвязи соматическое состояние выступает коррелятом психического. Разорвав «кольцо», психотерапевт может воздействовать на психику через соматику, и наоборот.

В рамках нормальных околосуточных ритмов здорового человека эмоционально-вегетативное состояние плавно меняется в континууме сон-бодрствование и, соответственно, легко диагностируется с помощью электроэнцефалограммы.

Поведенческих реакций, регулируемых только 10-м уровнем, немного. Это, в частности, отход ко сну, сон и пробуждение. Психомоторные состояния гораздо богаче, и они регулируются уже совместным функционированием 10-го и 11-го уровней. Примеры таких состояний — локомоция, спортивные упражнения и мн. др.

Еще больше ситуаций нормального поведения здорового человека связано с гармоничным взаимодействием всех трех базовых уровней состояний — 10-го, 11-го и 12-го. В их число входит все многообразие актов физического взаимодействия человека с миром.

И все же будем придерживаться генетически детермированного порядка. Как мы уже знаем, на основе эмоционально-вегетативных формируются более высокие по уровню психомоторные состояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.