Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Созерцательные состояния




Созерцательные, интеллектуальные и мнемические состояния

 

Процессы и состояния первых трех уровней порождены непосредственным взаимодействием субъекта с физическим миром. Это небольшая часть от числа всех взаимодействий человека с миром. Их львиная доля является не непосредственно физическими, а мысленными, психологически опосредованными взаимодействиями.

Примитивные непосредственные «восприятия» есть и у насекомых, но у них нет внутренней картины (модели) мира, которая есть у высших животных и у человека. В ее основе лежат не только восприятия, но и представления. Это понимал уже Аристотель.

Понимали это и другие, более близкие нам по времени мыслители, например Б. Спиноза. Вот как он описывает процесс познания. «Некоторые вещи находятся в нашем уме, а не в природе, и, таким образом, они являются нашим собственным созданием (выделено нами — Е. Г.) и служат для отчетливого понимания вещей. Под ними мы разумеем все отношения (отнюдь не отражения), касающиеся различных вещей, и мы называем их мысленными сущностями».

Таким образом, мысленные сущности, т. е. образы и мысли, считает Спиноза, создаются, строятся психикой человека, а не возникают, как какие-то копии или отражения. Нет никаких оснований пытаться строить всю психологию как функцию отражения.

 

 

На основе представлений как процесса формируются соответствующие состояния, которые логично назвать созерцательными, поскольку активность субъекта при этом направлена не вовне, а как бы в глубину собственной психики, прежде всего в виде следовых процессов, связывающих восприятия с представлениями.

Таких процессов несколько. Этапными можно считать последовательные и эйдетические образы. Последовательные образы, как явления по преимуществу физиологические, подчиняются простейшим законам индукции, перспективы и контраста. Длительное восприятие черного квадрата порождает последовательный образ в виде белого квадрата, красная фигура порождает последовательный образ зеленого цвета и т. д.

Возникая на короткое время, последовательный образ исчезает и появляется вновь, уже на меньшее время, и так продолжается до полного затухания. Все эти явления хорошо объясняются свойствами нервных клеток и протекающими в них физико-химическими процессами.

Иное дело — эйдетические образы. Они также зависят от нейродинамики, но не только. Прежде всего они много сложнее и содержательнее, чем последовательные образы. Эйдетик (человек, которому свойственно наличие эйдетических образов) долго видит воспринятую картинку. Если ее убрать и спросить, что на ней было изображено, то, в отличие от человека с обычным восприятием, он не будет ничего вспоминать. Он просто посчитает, например, число окон, если они были изображены. Для него это естественно, поскольку он продолжает их видеть мысленным взором.

Когда эта картинка начнет оживать и преобразовываться, то это будет уже не эйдетический образ, а настоящее представление памяти. Что касается созерцания, то это следующая ступенька онтогенеза психики, по сравнению с простым представлением. Созерцание — это процесс активного преобразования через представления, за которыми стоит личность созерцателя.

Состояние созерцания — проективное. Два эйдетика совершенно одинаково запомнят одну и ту же картинку. Но перейдя на следующую ступеньку, в состояние созерцания, они увидят череду существенно разных картин, вызывающих разные мысли и переживания.

Созерцательные состояния охватывают людей на вернисаже, при долгом рассматривании открытого пламени или водной поверхности. Это не познавательный процесс как таковой. Это своеобразная внутренняя активность развитой личности. Человек с бедной фантазией и инертной психикой не склонен к созерцанию. На вернисаже ему скучно. Напротив, человек душевно богатый получает наслаждение даже от, казалось бы, бедных деталями полотен.

Классический пример — квадрат Малевича и вообще абстрактная живопись. Доказано, что простые геометрические фигуры будят разные ассоциации и проекции. Другой пример — классическая музыка. Если это цикл «Времена года», все просто, но если это симфония, то она будит многие, сильные и разные чувства и мысли — достаточно названия и небольшого намека, чтобы у подготовленного слушателя разыгралась фантазия.

В частности, поэтому восприятию произведений искусства надо учить. А эффект обучения неоднороден, индивидуально своеобразен. Созерцательные состояния духовно обогащают людей. В этом одно из их предназначений. Другое немаловажное следствие погружения в созерцательное состояние — это избавление от суетности бытия.

Если физические упражнения нужны для борьбы с монотонией и гиподинамией, то созерцательность необходима для борьбы с бессмысленной суетой будней, погоней за сиюминутной выгодой. Обращение к Богу для верующего также есть погружение в созерцание высшей справедливости, высшей духовности с целью приобщения к ней и духовного самосовершествования.

Как все психические процессы и состояния, созерцательность сложна по своему составу. В ее «ткани» — и эмоции, и эхо психомоторики, и представления памяти и фантазии, а также более или менее ясные мысли, рожденные ситуацией созерцания. Потому прекрасная картина, как и музыка, будит прекрасные мысли и намерения, облагораживая зрителя и слушателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.