Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимости памяти, интеллекта и анализа лабильно-нервной системы по зрительному сигнализатору




(группа с коэффициентами интеллекта выше среднего)

№ п/п RV Lmp/Mmr IQA АБ-99 Lmr/Mmr Υ
  262,00 3,60 115,00 34,00 4,90 31,00
  270,00 3,50 118,00 29,00 3,70 35,00
  274,00 5,00 125,00 42,00 4,10 40,00
  258,00 4,00 118,00 35,00 3,00 30,00
  276,00 3,80 120,00 38,00 5,20 34,00
  240,00 2,50 112,00 28,00 4,00 26,00
  280,00 5,20 130,00 40,00 2,80 45,00
  250,00 1,80 116,00 30,00 3,10 31,00
  284,00 5,50 130,00 44,00 3,60 47,00
  246,00 2,80 120,00 32,00 4,50 38,00
  266,00 2,50 122,00 28,00 3,00 35,00
  272,00 4,70 126,00 40,00 1,50 40,00
  290,00 4,00 130,00 42,00 2,80 43,00
  282,00 3,80 118,00 35,00 4,60 32,00
  300,00 4,20 140,00 46,00 5,00 45,00
  268,00 3,50 125,00 30,00 2,70 38,00
  278,00 2,20 118,00 36,00 1,50 41,00
  286,00 4,10 122,00 43,00 5,00 34,00
  292,00 3,20 140,00 41,00 4,50 40,00
  246,00 1,80 120,00 38,00 3,40 27,00

 

где:

RV — баллы по тесту Равена;

Lmpmr — отношение объемов логической и механической памяти для невербальных образных стимулов;

IQA — коэффициент интеллекта по Г. Айзенку;

АБ-99 — баллы комплексного интеллектуального теста;

Lmr/Mmr — отношение объемов логической и механической памяти на числа;

υ — критическая частота мельканий по зрительному анализатору — аналог его лабильности.

 

Таблица 6

 

Корреляции между столбцами таблицы 5

 

  К1 К2 К3 IQ R S
К1 К2 К3 IQ R S 0,586121 0,749116 0,720041 0,126543 0,72084   0,472522 0,632104 0,090616 0,613241     0,706731 0,059979 0,769724   0,167046 0,607747     -0,20579  

 

Резюмируя все сказанное, следует отметить, что нами получены интересные данные, позволяющие предположить, что для измерения интеллекта можно использовать более простые, менее трудоемкие и требующие меньших затрат времени методики, связанные с измерением объемов механической и логической памяти, но с учетом специфики деятельности. В частности, для некоторых профессий возможны исследования по обратной зависимости.

Ранее были получены результаты зависимости между общими способностями и свойствами интеллектуальной сферы.

Найдено, что существуют значительные корреляционные связи между показателями интеллекта, определенными по методикам Г. Айзенка и Д. Векслера (г = 0,874, на уровне значимости р < 0,001). Взяв за основу средний показатель интеллекта, определенный по Г. Айзенку и Д. Векслеру IQ и IQB, нашли, что корреляция академической успеваемости с IQАВrау = 0,907, при m = 0,055 и t = 16,56, с отношением к учебе ray = 0,48 (m = 0,97, t = 4,96). Сопоставляя результаты по измерению IQAB с показателями свойств личности, определенными с помощью MMMPI по Т-шкале, определили, что коэффициент интеллекта имеет значимые корреляции с альтруизмом, женственностью у мужчин, смущаемостью, высокой самооценкой и уверенностью в себе, мерой контроля интеллекта над эмоциями, устойчивостью структуры личности, доминированием, способностью учиться в высшей школе, оригинальностью и рядом других шкал MMMPI. Сильная связь интеллекта обнаружена и с таким показателем, как отношение объема логической к объему механической памяти и с лабильностью нервной системы, определенной по методике КЧМ. Все результаты получены на студенческой выборке испытуемых объемом в 110 человек. Средний возраст — 20 лет. Полученные данные позволяют надеяться на возможность применения метода многомерного шкалирования в описании интеллектуальной сферы личности, так как векторы свойств интеллекта, определяемые разными методами, образуют острые углы в многомерном пространстве свойств. Это значит, что все качественные характеристики интеллекта и связанных с ним свойств образуют узкий многомерный конус, концы образующих которого описывают некоторую гиперповерхность, являющуюся геометрическим отображением модели интеллектуальной личности. Исходя из этого, легко понять и затруднения при попытках описания интеллекта какой-либо одной характеристикой.

Определенный интерес представляют и результаты изучения динамики интеллектуального развития дошкольника и вопросы ее измерения. В работах Р. X. Тугушева, О. М. Клементьевой «Интеллектуальное и физическое развитие дошкольника» и Р. X. Тугушева, Т. А. Челышевой «Динамика интеллектуального развития дошкольника и его измерение» было показано, что рост коэффициента интеллекта происходит по закону вида:

 

IQ = IQC (1 – е-αt),

 

где: IQC — устоявшийся уровень развития интеллекта личности к 16-25 годам,

α — показатель крутизны роста, определенный в период 5—6-летнего возраста.

Оказалось, что есть принципиальная возможность управления ростом интеллекта именно в этот возрастной период.

Для групп более старшего возраста проведен эксперимент по отбору детей в школу с повышенными требованиями.

В 1990 г. в отборе участвовало более 250 детей 13 лет. Для обследования применялись тесты кратковременного запоминания, числовые ряды и тесты IQ. Кроме того, учитывались оценки успеваемости по русскому языку, литературе, алгебре, геометрии и информатике.

Выделено две группы по 74 человека — принятые в лицей и не прошедшие по конкурсу. По данным группам рассчитаны средние арифметические х, среднеквадратические отклонения σ и доверительные интервалы х±∆. Результаты представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.