Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О преподавании психологии в школе и вузе




Ключевые слова

Психологическое образование.

Преподавание психологии в средней

школе. Психология подростка

 

Практикующий психолог постепенно становится столь же необходимым специалистом, как учитель или врач. Однако это не значит, что люди меньше сами должны помогать друг другу в решении жизненных задач. Эта необходимая само- и взаимопомощь тем эффективнее, чем шире и лучше поставлено изучение психологии в школах и вузах и чем выше психологическая грамотность населения. Некоторые важные аспекты этой многогранной проблемы рассмотрим в данной, заключительной главе учебника.

 

Опыт последних лет ясно свидетельствует о необходимости восстановления психологии в правах одного из основных предметов школьного обучения, наряду с родным языком, физикой, математикой и биологией.

Сначала в Саратове, а потом в Москве в 1997-1998 гг. прошли три конференции психологов, обобщившие опыт последних лет и поставившие эту проблему как первоочередную [2,3,4, 6]. И мировой, и российский опыт, в том числе дореволюционных гимназий и духовных семинарий, однозначно свидетельствуют о том, что одной житейской психологии мало.

Чтобы грамотно решать жизненные задачи в современном обществе, необходимо нарастающим темпом вооружать учащихся, учителей и родителей научными знаниями о природе психики и об эффективных методах самоконтроля и саморегуляции в целях самоактуализации личности и достижения успеха во всех сферах жизни.

Сбывается пророчество академика В. И. Вернадского о вступлении человечества в новую, психозойскую эру. Психологические знания все более необходимы не только профессионалам: учителям, врачам, менеджерам или политтехнологам и специалистам по рекламе, но и каждому человеку в его повседневной жизни — ребенку и взрослому.

Для нашего будущего небезразлично, кто будет учить нас психологии. По некоторым данным, в современной России практикуют до 400 тысяч магов, волшебников, экстрасенсов и колдунов. Мировой опыт показывает, что никакими запретами и уговорами нельзя достичь полного успеха в борьбе с суевериями. Природа, в том числе природа человека, не терпит пустоты. Если у человека нет настоящих знаний, он не может устоять против тех суррогатов, которые ему подсовывают предприимчивые торговцы дурманом.

Сейчас, пожалуй, не осталось в России газет, которые не печатали бы астрологических «прогнозов». Газеты не виноваты. Они печатают то, что люди хотят читать.

Психика вообще, взаимовлияние людей друг на друга, в частности и в особенности, — это несомненное чудо, но чудо реальное, подчиняющееся вполне определенным законам. Человек, знакомый с законами, по которым функционирует психика, происходит общение людей, формирование у них симпатий или антипатий, — хозяин положения, в противном случае он становится легкой добычей недобросовестных, алчных и неграмотных «помощников».

Как свидетельствует Стефан Цвейг, в свое время Марк Твен написал книгу, чтобы уберечь американцев от лжепророка Мэри Беккер-Эдди. Результат таков: целительница умерла миллионершей, а ее последователи практикуют в США и поныне. К счастью, до России они пока не добрались.

Опыт М. Б.-Эдди в осовремененном виде полунауки и полурелигии (саентологии) блестяще развил другой американец — Рон Хаббард. Несмотря на попытки уголовного преследования, хаббардов-щина (дианетика) цветет во всем мире, включая Россию. Повторим: единственным радикальным средством преодоления невежества людей и их защиты от лже- и псевдонаук является изучение научной картины мира, которая не должна быть только физической. Она должна включать и человека с его психикой, а не только физиологией.

Конечно, учиться не всегда легко и приятно, учеба — это тоже труд. Но никто по этой причине не отменяет ни среднего, ни высшего образования.

Что надо знать о психологическом образовании? Вопрос первый — у кого учиться?

Кто должен (может, вправе) преподавать психологию? Несколько лет назад это был самый трудный вопрос. Не прижившиеся в школах курсы «Этика и психология семейной жизни» и «Психология выбора профессии» не состоялись из-за отсутствия преподавателей-психологов. Нельзя сказать, что вся эта ситуация в прошлом. Тем не менее она уже не тупиковая, а, напротив, обнадеживающая.

Более 80 университетов сегодня готовят профессиональных психологов. Сотни учителей, врачей и других специалистов с энтузиазмом изучают психологию как вторую специальность. В большинстве школ уже трудятся профессиональные психологи. Наконец, почти в каждой школе, больнице и поликлинике, армейской части и отделении милиции теперь есть штатные психологи. В ближайшее время число их будет увеличиваться, в том числе и в службах спасения.

Истины ради надо сказать, что ни учебники, ни методическая работа, ни обмен опытом и другие необходимые для успеха дела условия пока не созданы. Отставание психологии по этим вопросам от традиционных для школы предметов еще огромно. Однако дорогу осилит идущий. Какие-то шаги уже делаются, и есть надежда на их ускорение.

Вопрос второй — чему учить?

К сожалению, он не праздный. Отмена преподавания психологии в школе в 1917 г. породила в России широчайше распространившееся мнение, согласно которому психология — не наука (во всяком случае, пока еще не наука). Вот, дескать, созреет она, как наука, тогда и введем ее преподавание.

Правда, почти во всех гимназиях, лицеях и во многих общеобразовательных школах руководство, родители и дети думают иначе и прилежно изучают различные психологические курсы. Но предрассудок о ненаучности научной психологии живуч, в том числе даже среди некоторых профессоров вузов.

Какова ситуация на самом деле? Научная психология действительно молода по сравнению с другими науками, но тем не менее к настоящему времени достигла настолько впечатляющих успехов, что считать ее недозревшей до задач дидактики средней школы наивно и, попросту говоря, неграмотно.

Проще всего оценить содержание нашего учебника и прикинуть: есть ли о чем рассказать школьнику и насколько глубже и лучше удалось бы освоить курс психологии студенту, если бы он был к нему подготовлен заранее, еще в школе?

Спросите, например, преподавателей технического вуза, можно ли подготовить инженера из абитуриента, который в школе не изучал ни физики, ни математики? Вам уверенно ответят: конечно же, нельзя! А с психологией дело обстоит именно так: с этой важнейшей наукой юноши и девушки знакомятся впервые на студенческой скамье (даже будущие психологи!).

Даже профессора вузов, если они в свое время серьезно не изучали психологию (а таких абсолютное большинство, и в этом нет их вины), до недавнего времени склонны были считать, что можно готовить учителей, врачей, юристов и других специалистов без школьных знаний о ней (нас же готовили — и ничего, работаем).

К счастью, таких суждений становится все меньше и меньше. Напротив, как уже отмечалось, тысячи учителей, врачей, инженеров и других специалистов активно стремятся в наше время получить второе (платное!) психологическое образование.

И все-таки вопрос — чему учить — не праздный. К сожалению, мировая психология сегодня страдает эклектикой. Для развития науки это даже полезно — иметь в поле зрения много теорий. Есть из чего выбрать. Для организации преподавания это дополнительная сложность. Как быть?

Коллектив авторов нашего учебника рекомендует его как основу и для высшей, и для средней школы [1]. Хотя последнее слово здесь — за преподавателем.

Третий вопрос — где и когда учиться, в каком возрасте?

Опыт последних лет дает однозначный ответ: изучать психологию надо с дошкольного возраста и далее во всех классах школы, от первого до последнего. При одном обязательном условии — наличии дифференцированных учебников, учебных пособий и такой же методики обучения. Задачи эти пока не решены, но решаются. Опыт преподавания естествознания и других предметов служит здесь хорошим подспорьем.

В качестве примера приведем наш опыт преподавания психологии в средней школе. Считаем важным отметить, что полноценное психологическое образование предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических занятий школьников. Такой подход позволит усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения. Приняв эти положения как доминантные, можно предложить следующую модель школьного психологического образования, включающую три этапа:

— пропедевтический — ознакомление учащихся 1-6 классов с элементарными психологическими представлениями на уровне эмоционального восприятия мира и самого себя в этом мире (целесообразны игры, тренинги и другие внеклассные занятия);

— основной — введение обязательного программного предмета «Основы психологии» в 7-9 классах с целью освоения учениками базовых научных представлений о психике человека, о неисчерпаемых возможностях самореализации на основе самопознания, о законах общения и деятельности (курс включает 17 спаренных уроков, в соответствии с имеющимся пособием [1]);

— профильный — введение в старшей школе (10-11 или 10-12 классы) спецкурсов по психологии с учетом пожеланий учащихся и профильной ориентации классов («Этика и психология семейной жизни», «Теория и практика общения», «Основы экономической психологии», «Основы юридической психологии» и др.).

Вопрос четвертый — как учиться и по каким учебникам?

Из-за действительных, а также и мнимых методических трудностей некоторые преподаватели делают неверный вывод о неприменимости обычных, проверенных практикой методов обучения, связанных с учебниками, с понятиями объема знаний, семинарами, рефератами, контрольными работами, экзаменами и прочими атрибутами нормального учебного процесса.

Не отрицая некоторой специфики преподавания психологии (как, впрочем, и любого другого предмета), мы категорически против предлагаемой некоторыми «гуманитарной» революции в преподавании психологии, предусматривающей исключение из программ обучения львиной доли содержания общей психологии в пользу некоего холистического подхода [5].

По существу, наша школа это уже пробовала, и без всякого успеха. Очень близкие цели преследовал курс «Этика и психология семейной жизни». Предполагалось, что детям не надо знать, что такое психика и психология, эмоции и интеллект, способности и темперамент. Хотелось прямо и сразу учить детей общаться, самоутверждаться и т. д.

Тем самым дом знаний пытались строить, начиная с крыши и верхних этажей, не заботясь о стенах, первом этаже и фундаменте. Только не стоят такие дома — рушатся при первом же слабом ветерке жизни. Рухнул из-за неэффективности и этот учебный курс.

Учение не любит перескакивания через необходимые этапы познания. Ребенка ли, студента ли сначала надо учить общей психологии, а уж потом, на этой основе, межличностным отношениям и гуманитарной целостности.

Наш многолетний опыт преподавания психологии в 7-11 классах однозначно свидетельствует: усвоение курса общей психологии по принципу «от простого к сложному» при элементарной педагогической и психологической грамотности преподавателя весьма эффективно, хорошо встречается детьми и может быть рекомендовано для широкой практики [1, 2].

Только на основе знаний общей психологии можно и нужно учить методикам самодиагностики, саморегуляции, технике межличностного общения и другим жизненно важным прикладным знаниям и умениям.

Есть две крайности, которых необходимо избежать: это сухого формализованного академического преподавания, не опирающегося на жизненные интересы учащихся, или оторванного от теории увлечения тренингами и рецептами поведения без научного осмысления.

Разумное, гармоничное сочетание теории и практической психологической поддержки учащихся вполне достижимо и по силам каждому школьному психологу при наличии грамотного научно-методического руководства со стороны методических центров органов образования и кафедр вузов. Его, к сожалению, пока нет.

Наиболее полные рекомендации по возрождению школьного курса психологии прозвучали в 1998 г. на Первой московской городской (и пока единственной) научно-методической конференции психологов [4]. К сожалению, они пока с трудом воспринимаются как органами образования, так и профессиональными психологами. Будем оптимистами. Будем надеяться, что большая, трудная, но очень нужная людям и стране в целом работа по восстановлению статуса обязательного школьного предмета психологии будет выполнена, и практика ее преподавания начнет быстро совершенствоваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.