Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Общая характеристика функционирования 10 страница




Впоследствии, в процессе практического функционирования нового звена судебной системы законодательным порядком стала прослеживаться устойчивая тенденция на увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах Российской Федерации.

Например, только в июле 2007 года было принято 16 федеральных законов с общей формулировкой "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", предусматривающих увеличение их численности: в Удмуртской Республике - с прежних 73 до 81 <1>; в Республике Саха (Якутия) - с 51 до 59 <2>; в Республике Бурятия - с 46 до 54 <3>; в Республике Дагестан - с 93 до 131 <4>; в Чувашской Республике - с 60 до 68 <5>; в Кабардино-Балкарской Республике - с 40 до 46 <6>; в Алтайском крае - со 119 до 143 <7>; в Приморском крае - с 98 до 109 <8>; в городе федерального значения Москве - с 384 до 429 <9>; в Ханты-Мансийском автономном округе - с 60 до 74 <10>; в Ивановской области - с 55 до 62 <11>; в Тверской области - с 73 до 83 <12>; в Калининградской области - с 42 до 48 <13>; в Кировской области - с 72 до 80 <14>; в Читинской области - с 53 до 63 <15>; в Иркутской области - со 117 до 126 <16>. Процесс уточнения численности мировых судей по отдельным субъектам Российской Федерации носит постоянный характер и осуществляется по мере необходимости <17>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 147-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<2> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 148-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<3> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 149-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<4> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<5> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 151-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<6> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 152-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<7> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<8> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 154-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<9> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 155-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<10> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 156-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<11> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<12> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 158-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<13> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 159-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<14> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 160-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<15> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 161-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<16> См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 июля.

<17> См., например: Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 июня 2008 года N 98-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон N 236-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"; Федеральный закон от 03.06.2011 N 114-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации".

 

В московских судах каждый судья заслушивает ежегодно в два раза больше уголовных дел, чем его коллега из провинции. В начале в Москве были созданы 384 участка, на каждом из которых осуществлял свои полномочия один мировой судья. Для создания только одного такого участка потребовалось не менее 579000 рублей. Поэтому процесс создания системы мировых участков в Москве, несмотря на ее богатые финансовые возможности, осуществлялся в три этапа. Несколько участков мировых судей были созданы в г. Зеленограде, который входит в состав территории г. Москвы.

Аппарат каждого мирового судьи состоит из заведующего канцелярией и секретаря. Ежемесячно один мировой судья рассматривает около 50 дел, значительно "разгрузив" нагрузку, выпадавшую на долю районных (городских) судов общей юрисдикции.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 

5.3. Районный (городской) суд

 

Организация районных (городских) судов предусмотрена ст. 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе в Российской Федерации", главой 2 Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве".

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй и первой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом. Районный (городской) суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.

Это основное звено судебной системы Российской Федерации. Районные (городские) суды до создания мировых судов рассматривали более 90% гражданских и уголовных дел, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции, и дела об административных правонарушениях. Кроме того, районные (городские) суды на своей территории решают все вопросы, связанные с приведением в исполнение приговоров и решений, поступивших из военных и арбитражных судов, а также других правоохранительных органов.

Своим Постановлением от 29 апреля 1996 года N 1 "О судебном приговоре" Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал судам следующие разъяснения по поводу правильного и единообразного применения судами материального и процессуального законодательства при формировании текста приговора:

приговор выносится именем государства;

основывается лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании;

при постановлении приговора должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства;

обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства доказана виновность подсудимого;

неустранимые сомнения в виновности подсудимого толкуются в его пользу;

приговор должен состоять из следующих трех частей: вводной, описательной и резолютивной;

отказ подсудимого от дачи показаний не может служить подтверждением доказанности его вины и учитываться в качестве обстоятельства, отрицательно характеризующего личность подсудимого при назначении ему вида и размера наказания;

разбирательство дела в суде производится только в отношении подсудимых, поэтому в приговоре не должно быть формулировок, свидетельствующих о виновности в совершении преступления других лиц;

в приговоре необходимо мотивировать выводы суда относительно квалификации преступления по отдельным статьям, частям и пунктам уголовного закона;

всякое изменение обвинения в суде должно быть мотивировано в описательной части приговора;

законом установлен исчерпывающий перечень оснований постановления оправдательного приговора (не установлено событие преступления; в деянии подсудимого нет состава преступления; не доказано участие подсудимого в совершении преступления);

лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда, которая осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации судьи районных (городских) судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключениях квалификационных коллегий и согласованному с законодательными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Кандидаты в судьи районного суда до их назначения должны сдать квалификационный экзамен экзаменационной комиссии и получить рекомендацию от квалификационной коллегии судей.

Требования, предъявляемые к судьям районных (городских) судов, следующие: гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, беспартийный, возраст не моложе 25 лет, стаж по юридической специальности не менее 5 лет, отсутствие судимости.

Полномочия судьи в районном (городском) суде не ограничены сроком, однако для вновь назначенных судей по истечении трех лет работы предусматривается прохождение служебной аттестации.

Правосудие в районном (городском) суде устанавливается судьями единолично или в коллегиальном составе (один профессиональный судья и два народных заседателя).

Единолично судьи районного (городского) суда рассматривают дела об административных правонарушениях, подавляющее большинство гражданских и часть уголовных дел. Ряд дел в этих судах рассматривается коллегиально, например уголовные дела об умышленных убийствах, особо злостном хулиганстве, тяжких телесных повреждениях.

Из гражданских дел коллегиально рассматриваются судом дела о восстановлении на работе, лишении родительских прав, об установлении отцовства и другие, если кто-либо из участников спора возразит против рассмотрения дела единолично судьей.

Улучшению качественного состава судей, стимулированию роста их профессиональной квалификации, повышению ответственности за укрепление законности, охрану интересов общества и прав граждан призвана способствовать квалификационная аттестация, которую должны проходить все судьи, в том числе и районные.

Судьи и народные заседатели не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году.

При наличии в суде двух или более судей один из них назначается председателем. Если суд является односоставным (т.е. в суде работает один судья с соответствующим аппаратом суда), этот же судья назначается председателем суда (около 10% районных судов состоят из одного судьи).

Председатель суда, как и другие судьи, участвует в рассмотрении любых судебных дел, отнесенных к компетенции суда. Участие председателя в осуществлении правосудия обычно строится в соответствии с практикой работы, сложившейся в конкретном суде. При зональном принципе работы суда за председателем, как и за другими судьями, закрепляется часть территории района, города, на которой действует суд (обычно она меньше, чем у других судей).

В многосоставном суде председатель большую часть времени обычно посвящает организационной деятельности. Однако он не вправе освободить себя от работы по осуществлению правосудия, иначе утратит профессиональные навыки судьи и не сможет надлежащим образом контролировать рассмотрение дел другими судьями.

Председатель суда представляет к назначению судебных исполнителей, подбирает кадры аппарата суда и руководит ими. Он организует работу по повышению квалификации судебных работников. На него возложены обязанности по организации делопроизводства в суде, ведения судебной статистики, контроля за разрешением жалоб, заявлений, письменных и устных обращений в суд, а также приема посетителей суда.

 

5.4. Верховный суд республики, краевой (областной) суд,

суд города федерального значения, суд автономной области,

автономного округа

 

Организация и устройство областных и соответствующих им судов предусмотрены статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" и главой третьей Закона от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР"; названные суды осуществляют все три судебные функции и имеют равные компетенцию и положение в судебной системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В самом общем виде компетенция областных и соответствующих им судов закреплена в статье 31 Закона о судоустройстве. В нее входят:

1) рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

3) реализация других полномочий, представленных законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31 УПК РФ " Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 (частью второй), 126 (частью третьей), 131 (частью третьей), 205, 206 (частями второй и третьей), 208 (частью первой), 209 - 211, 212 (частью первой), 227, 263 (частью третьей), 267 (частью третьей), 269 (частью третьей), 275 - 279, 281, 290 (частями третьей и четвертой), 294 - 302, 303 (частями второй и третьей), 304, 305, 317, 321 (частью третьей), 322 (частью второй), 353 - 358, 359 (частями первой и второй) и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 <1> и 35 <2> настоящего Кодекса;

--------------------------------

<1> В соответствии со статьей 34 УПК РФ ("Передача уголовного дела по подсудности")

"1. Судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности.

2. Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании.

3. Если уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности".

<2> В соответствии со статьей 35 УПК РФ ("Изменение территориальной подсудности уголовного дела")

"1. Территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:

1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, - в случаях:

а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса;

б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

2. Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

3. Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном частями третьей, четвертой и шестой статьи 125 настоящего Кодекса".

 

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну".

С 1994 года некоторые областные, краевые суды могут с согласия подсудимого рассматривать подсудные им по первой инстанции уголовные дела с участием двенадцати присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей рассматривает категории дел, по которым подсудимому грозит либо смертная казнь, либо пожизненное заключение.

Порядок наделения полномочиями судей областных судов закреплен в статье 128 Конституции Российской Федерации и статье 13 Закона "О судебной системе Российской Федерации".

Председатели и заместители председателей областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и согласованному с законодательными (представительными) органами законодательной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, согласованному с законодательными (представительными) органами законодательной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом судьей областного суда может быть гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены.

Права и обязанности председателя суда условно можно разделить на судебные и организационные.

Выполняя судебные функции, он может председательствовать в судебных коллегиях по любому делу по первой или второй инстанции и приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях; в случаях и порядке, которые установлены законом, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам.

Осуществляя организационное руководство судом, председатель областного суда распределяет обязанности между своими заместителями; руководит организацией работы судебных коллегий, аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда, по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений, жалоб, и т.д.

Верховные суды республик в составе Российской Федерации по своему положению в судебной системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре ничем не отличаются от краевых, областных судов. Соответственно председатели и заместители председателей этих судов имеют те же права и обязанности, что и аналогичные должностные лица областных судов.

Особенность верховных судов состоит в праве законодательной инициативы, которое осуществляется верховным судом в законодательных органах некоторых республик.

 

5.5. Верховный Суд Российской Федерации

 

Организация Верховного Суда Российской Федерации и его положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрены статьей 126 Конституции, статьей 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе в Российской Федерации", а также главой пятой Закона от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР".

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции Российской Федерации судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. В состав назначаемых судей входят: Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, члены суда и народные заседатели. По закону о статусе судей срок полномочий профессиональных судей не ограничивается. Срок полномочий народных заседателей - 5 лет.

Судьями Верховного Суда Российской Федерации могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Они должны иметь и соответствующий жизненный опыт (быть не моложе 35 лет), а также отвечать высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу. Делается это в торжественной обстановке на собрании судей Верховного Суда Российской Федерации перед Государственным флагом Российской Федерации.

В июле 2012 года Совет Федерации Российской Федерации переназначил на должность Председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева, который занимает этот пост с 1989 года. Кандидатура В. Лебедева была внесена в верхнюю палату Федерального Собрания РФ Президентом России. Это стало возможным после того, как в мае 2012 года был принят пакет законов, отменяющих для Председателя Верховного Суда и его заместителей ограничения по возрасту в 70 лет, а также позволяющих им назначаться на эти должности более двух сроков подряд. В июне 2012 года Высшая квалификационная коллегия судей РФ одобрила кандидатуру В. Лебедева на пост Председателя Верховного Суда РФ. Другими претендентами на этот пост были лидер партии "Правое дело" Андрей Дунаев и подмосковный адвокат Александр Савчук.

Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе определяется тем, что он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельность и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он наделен полномочиями по признанию подзаконных нормативных актов недействующими.

Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2008 года (вступило в силу с 31 декабря 2008 года) был признан недействующим с 1 января 2005 года абзац третий пункта 8 Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2001 года N 233 (в редакции Приказа от 24 декабря 2004 года N 199), в части, требующей представление на государственную регистрацию договора продажи разрешения (согласия) органа опеки и попечительства в тех случаях, когда в отчуждаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, не находящиеся под опекой и попечительством либо не оставшиеся без родительского попечения <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда // Российская газета. 2009. 13 февраля.

 

Еще одним примером подобного рода может быть решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2009 года "О признании недействующим пункта 2 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 декабря 2004 года N 795 (в ред. Приказа от 23 марта 2005 года N 198), в части, предписывающей учитывать при установлении надбавки уровень профессиональной подготовки, деловые качества сотрудников, сложность и значимость выполняемых задач, характер, режим и достигнутые результаты в службе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда // Российская газета. 2009. 3 апреля.

 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 года был признан недействующим пункт 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 года N 35 в части, не предусматривающей возможность принятия решения о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке на основании иных не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право граждан на земельный участок <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда // Российская газета. 2009. 13 мая.

 

Положение Верховного Суда Российской Федерации в системе судов России обусловлено теми полномочиями, которые он осуществляет, а именно:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам Российской Федерации по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет контроль за выполнением судами РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

4) решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;

5) осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством (из статьи 56 Закона о судоустройстве РСФСР).

В качестве судебного органа Верховный Суд Российской Федерации выполняет все судебные функции: суда первой инстанции; суда кассационной инстанции; суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 УПК РФ "Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в статье 452 настоящего Кодекса <1>, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности".

--------------------------------

<1> "Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации". См: статья 452 УПК РФ. ("Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда". )




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.184 сек.