Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Европейский суд по правам человека 2 страница




6. Нормы, направленные на охрану свободы передвижения и выбора места жительства: свобода передвижения, запрещение высылки граждан; запрещение массовой высылки иностранцев.

7. Нормы, направленные на защиту имущественных прав: защита собственности.

 

10.2. Организация и функции работы Комиссии Суда.

Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых

на себя участниками Конвенции,

образованы контрольные органы - Комиссия и Суд

 

Комиссия состоит из числа членов, равного числу участников Конвенции, причем в состав Комиссии не должно входить более одного гражданина от одного и того же государства.

Работа Комиссии протекает в рамках пленарных заседаний, но могут создаваться и отдельные Палаты, состоящие не менее чем из семи членов. Палаты рассматривают жалобы, поданные в соответствии со ст. 25 Конвенции, лишь при условии, если по таким жалобам уже сложилась устойчивая судебная практика или если они не вызывают серьезных вопросов, затрагивающих толкование или применение Конвенции. Палаты не могут передавать индивидуальную жалобу в суд, рассматривать жалобы одного участника Конвенции на другого, а также вырабатывать правила процедуры Комиссии. Эти полномочия осуществляет сама Комиссия на пленарных заседаниях. При условии соблюдения этих ограничений Палаты вправе осуществлять все полномочия, возложенные Конвенцией на Комиссию.

Член Комиссии, избранный от того государства-участника, против которого подана жалоба, имеет право заседать в той Палате, в которую была передана жалоба.

Комиссия может создавать комитеты численностью не менее трех членов. Комитет вправе на основании единогласного решения его членов объявить неприемлемой и исключить из своего списка жалобу, поданную согласно статье 25.

Палата или комитет всегда могут передать находящийся на их рассмотрении вопрос на пленарное заседание Комиссии, а Комиссия, в свою очередь, может потребовать передачу ей любой жалобы, переданной в Палату или в комитет.

Члены Комиссии избираются Комитетом министров абсолютным большинством голосов из списка, составленного Бюро Консультативной ассамблеи; каждая группа представителей государств-участников в Консультативной ассамблее выдвигает трех кандидатов, по крайней мере двое из которых должны являться гражданами этих государств. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям предъявляемым при назначении на высшие судебные должности или иметь признанный авторитет в вопросах внутреннего или международного права.

Члены комиссии избираются на шестилетний срок и могут быть переизбраны. Они участвуют в работе Комиссии в личном качестве и в течение всего срока пребывания в должности не должны занимать какого-либо поста, несовместимого с их независимостью и беспристрастностью как членов Комиссии или с требованиями, предъявляемыми к членам Комиссии.

В соответствии со статьей 24 Конвенции, каждое государство-участник может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другим государством-участником.

Полномочия Комиссии по приему и рассмотрению индивидуальных жалоб установлены в статье 25 Конвенции. Согласно этой норме, Комиссия может получать жалобы, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, утверждающих о нарушении одним из государств-участников их прав, защищаемых Конвенцией. Эти полномочия возникают у Комиссии в отношении лишь того участника Конвенции, который сделал заявление о том, что он признает компетенцию Комиссии получать подобные жалобы. Такое заявление обязывает этого участника никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению Комиссией ее полномочий.

 

10.3. Порядок рассмотрения жалобы

в контрольной Комиссии Суда

 

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости и созываются Генеральным секретарем Совета Европы. За исключением случаев, предусмотренных п. 3 статьи 20 и статьей 29, Комиссия принимает свои решения большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов. Комиссия проводит заседания при закрытых дверях в соответствии с вырабатываемыми ею процессуальными правилами.

Комиссия может принимать дело к рассмотрению только в том случае, если были использованы все внутригосударственные средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты вынесения окончательного решения национальными органами.

Статья 27 Конвенции устанавливает основания оставления жалобы без рассмотрения, которая:

- является анонимной;

- по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Комиссией или является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации.

Комиссия отклоняет жалобу по мотивам ее неприемлемости, если:

- не исчерпаны все внутригосударственные средства защиты;

- жалоба подана по истечение шестимесячного срока с момента вынесения решения национальными органами;

- жалоба не совместима с положениями Конвенции;

- жалоба явно не обоснована;

- подача жалобы представляет собой злоупотребление заявителем своим правом, если Комиссия принимает переданную ей жалобу, она начинает производство по жалобе с установления фактических обстоятельств дела. Для этого она совместно с представителями сторон изучает жалобу и при необходимости проводит расследование. Государство, против которого подана жалоба, должно создать Комиссии все необходимые для этого условия.

В то же время Комиссия предпринимает усилия на достижение между сторонами дружественного соглашения по жалобе на основании уважения прав человека, определенных в Конвенции. Если предпринимаемые Комиссией усилия увенчаются успехом, то она составляет доклад (в нем кратко излагаются установленные факты и достигнутое решение) и направляет его Генеральному секретарю Совета Европы для опубликования.

Даже после принятия жалобы Комиссия может большинством в 2/3 голосов принять решение отклонить жалобу, если в ходе ее рассмотрения выяснится наличие одной из причин, по которым жалоба изначально не должна была быть принята к рассмотрению.

На любой стадии разбирательства по жалобе возможно исключение ее из списка дел комиссии. В соответствии со статьей 30 Конвенции, Комиссия вправе принять такое решение в случае, если придет к выводу о том, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы или что вопрос уже урегулирован, также если Комиссия установит любую другую причину, по которой дальнейшее рассмотрение жалобы нецелесообразно.

В этом случае Комиссия составляет доклад, где излагаются факты и мотивированное решение об исключении жалобы. Доклад направляется сторонам, а также Комитету министров для информации. Вместе с тем Комиссия может принять решение о восстановлении жалобы в списке своих дел. Перечень оснований для этого статьей 30 не установлен. Для принятия такого решения достаточно, чтобы оно, с точки зрения Комиссии, было оправдано обстоятельствами дела.

Если в ходе рассмотрения жалобы никаких оснований для ее отклонения или исключения из списка дел не обнаружилось, Комиссия доводит рассмотрение до конца. По итогам рассмотрения она составляет доклад, где излагает установленные факты и высказывает свое мнение о том, доказано ли нарушение государством-ответчиком его обязательств по Конвенции. В докладе могут быть изложены индивидуальные мнения членов Комиссии по этому вопросу. Доклад направляется Комитету министров, а также заинтересованным государствам. Направляя доклад Комитету министров, Комиссия может вносить предложения, которые сочтет уместными.

Если Комиссия или соответствующее государство-участник в течение трех месяце не передадут дело в Суд, то Комитет министров должен решить вопрос о том, имело ли место нарушение Конвенции.

Для положительного ответа на этот вопрос необходимо большинство в 2/3 голосов членов, имеющих право участвовать в заседаниях Комитета. В этом случае Комитет министров устанавливает срок, в течение которого соответствующее государство-участник должно принять меры по устранению допущенного нарушения. Если это государство не примет удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет министров в том же порядке решает, какие в связи с этим должны быть приняты меры, и публикует доклад.

 

10.4. Организация деятельности и основные функции Суда

 

Согласно статье 38 Конвенции, число членов Суда (судей) равно числу членов Совета Европы. При этом в состав суда не должно входить более одного гражданина от одного и того же государства.

Судьи избираются Парламентской ассамблеей большинством голосов из списка лиц, выдвинутых членами Совета Европы. Каждое государство выдвигает трех кандидатов, из которых двое по крайней мере должны быть его гражданами. Кандидат должен обладать высокими моральными качествами и соответствовать требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности, или быть правоведом с общепризнанным авторитетом.

Судьи избираются сроком на шесть лет и могут быть переизбраны. Срок полномочий судей Европейского суда истекает по достижении ими 70 лет. Судья, избранный для замещения другого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает этот пост в течение оставшегося срока полномочий его предшественника. Судьи занимают свои посты вплоть до замены, а после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним до момента замены дела. Судьи принимают личное участие в работе Суда, и в течение всего срока пребывания в должности они не должны занимать какого-либо поста, несовместимого с судейской независимостью и беспристрастностью.

Суд избирает председателя и одного или двух заместителей председателя сроком на три года. За каждый день исполнения судейских обязанностей судьи получают вознаграждение, размер которого устанавливается Комитетом министров.

Техническую сторону выполнения Судом своих функций обеспечивает Секретариат Суда. В его обязанности входят ведение архивов Суда; прием и отправление корреспонденции, направление извещений от имени Суда; предоставление справок и информации о деятельности Суда, дне и времени открытых слушаний. Секретариат несет ответственность за незамедлительное оповещение общественности о вынесенных Судом решениях.

 

10.5. Порядок рассмотрения жалобы в Суде

 

Обращаясь в Европейский суд по правам человека, граждане государств, являющихся членами Совета Европы, реализуют свое конвенционное право, выраженное в статьях 34 и 35 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Российская Федерация признала положения этой Конвенции. Этот документ определяет процедуру подачи физическими лицами жалобы в Европейский суд по правам человека.

Суд обязан рассмотреть ее, если только такая жалоба не является анонимной или аналогичная жалоба уже не находится на рассмотрении суда. Суд вправе принять дело к рассмотрению лишь после того, как Комиссия признает безрезультатность усилий по дружественному урегулированию. В случае спора о подсудности дела Суду этот вопрос решается самим Судом. Суд устанавливает собственный Регламент рассмотрения дел. Этот Регламент отражает обычную европейскую процедуру судопроизводства, основанную на состязательности и равноправии сторон.

Для рассмотрения каждого переданного ему дела Суд образует комитеты в составе трех судей, палаты из семи судей и Большую палату из семнадцати судей. Одним из судей такой Палаты обязательно становится гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если такового не окажется, то в качестве судьи по выбору этого государства назначается любое лицо. Кандидатуры остальных судей определяются председателем Суда путем жеребьевки.

Статья 51 Конвенции требует, чтобы решение Суда было мотивированным. Если решение в целом или его часть не выражает единогласного мнения судей, то любой судья имеет право представить свое особое мнение.

Окончательное решение Суда по требованию Комиссии или любой из сторон может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если они могут существенно повлиять на состоявшиеся выводы Суда. Требование о пересмотре решения может быть заявлено в течение шести месяцев с момента, когда стороне или Комиссии стало известно о таких фактах (правило N 58 Регламента Суда).

Сторона или Комиссия может просить Суд разъяснить решение. Эта просьба может быть заявлена в течение трех лет с момента вынесения решения (правило N 57 Регламента Суда). Для этого заявителю следует точно указать те положения решения, о разъяснении которых он просит. Заявление о разъяснении решения должно быть подано в сорока экземплярах.

В соответствии со статьей 42 Конвенции 1950 года постановление палаты, рассматривавшей жалобу, является окончательным (вступившим в силу) при соблюдении следующих двух условий:

- если гражданин в течение трех месяцев со дня вынесения палатой постановления не обратится в Большую палату с просьбой о рассмотрении жалобы;

- если коллегия в составе пяти членов Большой палаты примет его обращение к производству.

В случае принятия коллегией обращения к производству Большая палата выносит постановление о рассмотрении этой жалобы. Основанием для обращения в Большую палату является какое-либо исключительное обстоятельство или наличие серьезного (по мнению заявителя) вопроса.

Согласно статье 50 Конвенции, если обжалуемое действие или решение судебных или иных органов государства-участника полностью или частично противоречит его конвенционным обязательствам, а также если право этого государства допускает лишь частичное возмещение последствий такого действия или решения, то решением Суда, при необходимости, предусматривается справедливая компенсация потерпевшему.

Правило N 54 Регламента Суда регулирует порядок принятия решения по этому вопросу. Податель жалобы, если он претендует на компенсацию в соответствии со статьей 50 Конвенции, должен указать это в жалобе. Если о компенсации в жалобе не упомянуто, то заявление с требованием компенсации должно быть подано в Суд в письменном виде не менее чем за месяц до даты слушания дела, которая назначается председателем Суда. Это позволяет участвующим в деле лицам ко дню слушания дела подготовить свои соображения по этому вопросу.

В случае, когда требование о компенсации заявлено и суд устанавливает факт нарушения Конвенции, возможны два варианта в зависимости от решения по этому вопросу:

- если в этом вопросе есть ясность, то решение по вопросу компенсации становится частью решения по вопросу нарушения Конвенции;

- если в отношении компенсации у Суда нет полной определенности, решение по этому вопросу откладывается с назначением последующего слушания.

В случае отсутствия со стороны подателя жалобы с требованием получения компенсации Суд, установив факт нарушения Конвенции, может предоставить ему время для подготовки заявления. Вопрос о получении компенсации рассматривается, по возможности, тем же составом судей, который рассматривал основную часть жалобы.

Решение Суда является окончательным и обязательным для исполнения государством, против которого была подана жалоба. В этом случае надзор за исполнением решения Суда осуществляет Комитет министров.

 

10.6. Уполномоченный Российской Федерации

при Европейском суде по правам человека

 

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека. Обеспечение его деятельности возложено на Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека назначается Президентом Российской Федерации по представлению министерства иностранных дел РФ из числа федеральных государственных служащих, имеющих высшее юридическое образование и владеющих как минимум одним из официальных языков Совета Европы.

В своей деятельности он руководствуется обязательными для России нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами.

Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека подотчетен Президенту Российской Федерации и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы.

Ранее интересы России в ЕСПЧ представлял Анатолий Ковлер, срок полномочий которого истек 1 ноября 2012 года. 3 октября 2012 года Парламентская ассамблея Совета Европы избрала нового российского судью в европейском суде. Им стал доктор юридических наук Дмитрий Дедов, до этого работавший судьей Высшего Арбитражного Суда России. Он является автором ряда научных статей и монографий по вопросам применения общих принципов права.

Основными функциями уполномоченного являются:

- защита интересов РФ при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против РФ на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в период до прекращения деятельности Европейской комиссии);

- изучение правовых последствий решений Европейской комиссии по правам человека и Суда для государств - членов Совета Европы рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ и правоприменительной практики;

- обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета Совета Европы и Суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.

Уполномоченный в соответствии с возложенными на него функциями:

по получении нотификации о возбуждении иска против РФ незамедлительно информирует об этом Президента РФ и Председателя Правительства РФ, заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

запрашивает у федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления необходимую, для эффективного предоставления интересов РФ в Суде, информацию о фактической и юридической стороне дела с приложением копий всех относящихся к делу документов; указанные органы обязаны предоставить Уполномоченному такую информацию не позднее чем через месяц после получения запроса;

выступает в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в Суде и (или) привлекает в этих целях представителей Генеральной прокуратуры РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также российских и зарубежных адвокатов, в том числе на договорной основе;

ведет по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления переговоры о досудебном урегулировании дел, возбужденных против Российской Федерации, и при посредничестве Суда заключает с истцом соответствующие соглашения;

в случае вынесения Судом или Комитетом министров Совета Европы решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с неправомерными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права информирует об этом указанные органы и Министерство финансов РФ, которые не позднее чем через месяц после получения извещения от Уполномоченного обеспечивают исполнение решения в полном объеме, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральную прокуратуру РФ;

обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку соответствующих законопроектов и предоставляет Президенту РФ предложения об использовании права законодательной инициативы, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в федеральные законы;

обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов и выносит их на рассмотрение соответствующих органов государственной власти, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты;

информирует постоянного представителя РФ при Совете Европы об исполнении или ходе исполнения решения Суда и оказывает ему консультативное содействие при рассмотрении в Комитете министров Совета Европы вопросов о нарушении Конвенции о защите прав и основных свобод человека;

создает по мере необходимости рабочие группы из представителей федеральных органов государственной власти.

Уполномоченный осуществляет свои функции одновременно с исполнением обязанностей по государственной должности федеральной государственной службы, которую он занимает.

Он может иметь одного или нескольких заместителей, которые назначаются по представлению Уполномоченного Президентом РФ из числа граждан РФ, имеющих высшее юридическое образование и владеющих как минимум одним из официальных языков Совета Европы. Правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного возлагается на его аппарат.

Сотрудники аппарата должны иметь высшее юридическое образование и владеть как минимум одним из официальных языков Совета Европы.

Уполномоченному выдается служебное удостоверение, подписанное Президентом РФ. Заместителям Уполномоченного выдается служебное удостоверение, подписанное руководителем Администрации Президента РФ.

Уполномоченному и его заместителям при выезде за пределы Российской Федерации для выполнения возложенных на них служебных обязанностей выдаются дипломатические паспорта. Уполномоченный имеет бланки с изображением Государственного герба РФ и наименованием своей должности на официальных языках Совета Европы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Правовой статус Европейского суда по правам человека Совета Европы.

2. Организация и принципы деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы.

3. Процедура обращения граждан России в Европейский суд по правам человека Совета Европы.

4. Проблемы в деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы на современном этапе.

5. Роль и место решений Европейского суда по правам человека Совета Европы в судебной системе Российской Федерации.

6. Европейский Суд по правам человека как международная инстанция по обеспечению прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью.

7. Процедурные вопросы в работе контрольной Комиссии Суда.

8. Особенности рассмотрения жалобы в контрольной Комиссии Суда.

9. Основные функции Суда.

10. Порядок рассмотрения жалобы в Суде.

11. Полномочия и порядок назначения на должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека.

 

Список источников, рекомендуемых для изучения курса

 

1. Законодательные акты

 

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" (в ред. от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" // Российская газета. 2009. 11 ноября.

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 11 февраля.

Федеральный закон от 28 мая 2001 г. "Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации".

Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР".

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации".

Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 25 августа.

Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // Российская газета. 2004. 25 августа.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 29 декабря.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 5 мая.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации".

Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (с последующим дополнением от 25 января 2001 года N 6-ФЗ).

Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями от 14 августа 2004 г. N 100-ФЗ).

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах".

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Российская газета. 2007. 6 октября.

Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 18 октября 1995 г. и от 23 декабря 1998 г.).

Федеральный закон от 10 января 1996 г. "О внешней разведке".

Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации, и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. "О государственной охране".

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 5 июня.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 5 июня.

Федеральный закон "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" // Российская газета. 2004. 29 апреля.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Российская газета. 2004. 23 июня.

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 237-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года" // Российская газета. 2007. 3 ноября.

Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Российская газета. 2008. 18 июня.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 26 декабря.

Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // Российская газета. 2010. 4 мая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.