Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Десятый урок onuncu ders




Расскажите о том, как вы провели зимние каникулы.


НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ (-IR) (geniş zaman)

В образовании этого времени имеется ряд особенностей. По­ложительно-утвердительная форма настоящего-будущего времени образуется:

1) от основ, оканчивающихся на гласный (от гласных ос­
нов), присоединением аффикса -r: başla + r = başlar,
bekle+r = bekler, и т. д.;

2) от многосложных согласных основ—присо­
единением вариантов аффикса с узкими гласными (-ır, -ir,
-ur, -ür): bitir+ir = bitirir, konuş+ur= konuşur и т. д.;

3) от односложных согласных основ — присоединени­
ем вариантов с широкими гласными (-ar, -er): tut+аr=tutar,
dön+er = döner, и г. д. Имеется, однако, тринадцать одно­
сложных основ, от которых настоящее-будущее образуется
посредством вариантов с узкими гласными. Это:

 

l)al(ır), 5)gel(ir), 9) öl(ür),
2) bil(ir), 6) gör(ür), 10) san(ır),
3)bul(ur), 7)kal(ır), 11)var(ır),
4)dur(ur), 8)ol(ur), 12) ver(ir),
    13) vur(ur).

Таким образом, аффикс настоящего-будущего времени име­ет семь фонетических вариантов: -ır, -ir, -ur, ür, -ar, -er, -r.

Настоящее-будущее время спрягается с помощью личных аффиксов первой группы(-ım, -sın, -ız, -sınız, -lar).


Отрицательно-утвердительная форма настоящего-бу­дущего времени образуется:

1) для 3-го и 2-го лица единств, и множ. чисел — присо­
единением к основе глагола ударного аффикса -maz, -mez с
последующим личным показателем (для 2-го лица).

ПРИМЕР: gör+mez = görmez,

anla+maz+sın = anlamazsın, gel+mez+siniz = gelmezsiniz.

2) для 1-го лица единст. числа — присоединением удар­
ного
аффикса-mam, -mem: gör + mem = görmem; at + mam =
= atmam;

3) для 1-го лица множественного числа — присоедине­
нием ударного аффикса -mа, -mе с последующим личным
аффиксом: gör + mе + yiz = görmeyiz, konuş + mа + yız =
= konuşmayız.

Положительно-вопросительная форма образуется по общему правилу.

ПРИМЕРЫ: bekler miyim? (bekle + г + mi + yim),

konuşur musun? (konuş + ur + mu + sun), görür müyüz? (gör + ur + mü + yüz).

Отрицательно-вопросительная форма для всех лиц

(исключение, как обычно, составляет форма 3-го лица мн. числа) образуется последовательным присоединением к ос­нове глагола: 1) ударного аффикса -maz (-mez); 2) вопроси­тельной частицы mı; 3) необходимого по смыслу личного аффикса.

ПРИМЕРЫ: beklemez rniyim? (bekle + mez +- mi + yim), anlamaz mısın? (anla + maz + mı + sın).

Образец спряжения глагола в четырех формах настояще­го-будущего времени (на примере глагола almak «брать»):

 

Ben alırım almam alır mıyım? almaz mıyım?
Sen alırsın almazsın alır mısın? almaz mısın?

O alır almaz alır mı? almaz mı?
Biz alırız almayız alır mıyız? almaz mıyız?
Siz alırsınız almazsınız alır mısınız? almaz mısınız?
Onlar alırlar almazlar alırlar mı? almazlarını?

Настоящее-будущее время имеет два значения: 1. Обозначает действие, не связанное ни с каким конк­ретным моментом или отрезком времени, не ограниченное мысленно какими-либо временными рамками («Рыбы жи­вут в воде»). В этом случае настоящее-будущее время может передавать:

а) действие, естественное по своей природе, выражающее ка­
кое-либо качество, свойство данного предмета или класса
предметов («Земля вращается вокруг солнца», «Волга впа­
дает в Каспийское море», «Этот мальчик быстро бегает»);

б) действие, совершающееся в силу сложившихся условий,
установленного порядка, установившейся традиции («При
входе в жилое помещение верхнюю одежду снимают»)
или вошедшее в привычку («Я встаю довольно рано, часа
два в день провожу на воздухе, спать ложусь часов а один­
надцать, иногда в двенадцать»).

ПРИМЕРЫ: Balık suda yaşar. — Рыбы живут в воде. Kışın hava soğuk olur.

— Зимой погода бывает холодной. Çay sever misiniz? — Вы любите чай? Çok severim. —Очень люблю. Haftada altı gün çalışırız, bir gün istirahat ederiz1. - Шесть дней в неделю мы работаем, один день отдыхаем.

Настоящее-будущее время широко используется в посло­вицах, поговорках, устойчивых словосочетаниях и оборо­тах.

1 В современном языке форма на -yor частично берет на себя функции насто­ящего-будущего времени. Например, можно сказать: Haftada altı gün çalışıyor, bir gün istirahat ediyoruz.


2. Настоящее-будущее время обозначает будущее действие без указания на обусловленность его какими-либо обстоятель­ствами в настоящем (в момент речи). Настоящее-будущее время может, в частности, передавать:

а) действия теоретически возможные, предполагаемые или «планируемые» (не путать с оттенком намерения!) типа «Может быть, он придет, тогда поговорим об этом», «Я долго не задержусь, часа через два вернусь»; б)действия с оттенками просьбы, предложения (собеседни­ку), согласия, обещания (но не намерения, долженствова­ния) типа «Хорошо, ты возьмешь эту книгу, а мне прине­сешь другую», «Ладно, я приду»;

в) действия с оттенками сомнения, опасения, недоумения и т. п., например: «Разве он согласится (пойдет) на это?»

ПРИМЕРЫ: Sonra sana yine yazarım. Şimdi vaktim yok.

- Потом я тебе еще напишу. Сейчас нет времени. Kaleminizi verir misiniz?

- Не дадите ли вы мне вашу ручку? Bizi burada bulur mu?

- (Разве) он здесь нас найдет?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.