Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамический компонент психометрического профиля




Иерархические соотношения между элементами структуры психологических характеристик

Результаты факторного анализа Условные номера соответствующих психометрических профилей
№ фактора Вес фактора Состав фактора
  5,130 Внимание; репродуктивное мышление; оперирование пространственными представлениями; оперативная память 21, 22, 23
  3,848 Внимание; репродуктивное мышление 10, 13, 16, 19
  3,220 Оперирование пространственными представлениями; психомоторика 1, 5
  2,150 Внимание; психомоторика 4, 8
  2,058 Оперативная память; психомоторика 3, 7
  1,928 Репродуктивное мышление; оперирование пространственными представлениями 9, 14, 15, 20
  1,875 Репродуктивное мышление; психомоторика 2, 6

Состав каждого фактора определяется значимостью включенных в него ПВК (на высоком или низком уровне). Наиболее «весомый» первый фактор объединил все исследуемые познавательные психические процессы — оперирование пространственными представлениями, репродуктивное мышление, оперативную память и внимание — на едином уровне. Среди психометрических профилей имеются три, в которых все эти составляющие находятся на одном уровне: высоком, среднем и низком. Во втором факторе ведущими качествами являются внимание и репродуктивное мышление. Аналогичными психометрическими профилями являются те, в которых уровень развития этих качеств выше, чем остальных составляющих, и те, в которых этот уровень ниже, чем уровень других качеств.

Если рассматривать подобным образом остальные пять факторов (см. табл. 2.2), выясняется, что факторный анализ объединил в факторы со значимыми весовыми коэффициентами 19 из 23 (т.е. 82,6 %) выделенных ранее эмпирическим путем психометрических профилей, которые охватывают 93,1 % всего изучаемого массива курсантов. Оставшиеся 4 профиля, не вошедшие в число значимых факторов, являются малочисленными, их можно считать малотипичными для исследуемого контингента.

Поскольку факторный анализ выделил факторы, соответствующие профилям с различной степенью выраженности тех или иных ПВК, можно считать подтверждением второй основной признак структуры — наличие иерархических отношений между ее составными элементами.

Как указывалось ранее, нельзя делать достаточно достоверный прогноз профпригодности по результатам единственного психологического обследования без учета изменения психических качеств и свойств личности под влиянием возрастных, жизненных обстоятельств и профессиональной деятельности в процессе обучения. Игнорирование этих изменений снижает эффективность прогноза.

Поэтому в оценку профпригодности как психометрического профиля заранее закладываются закономерности, выявленные в ходе лонгитюдного исследования, ретроспективного анализа динамики этих профилей большого массива курсантов за четырехлетний период обучения.

Вначале исследовалась динамика ПВК всего изучаемого контингента с целью выявления общих характерных закономерностей.

Как видно из рисунка 2.3, на 1-м курсе значения показателей всех пяти ПВК находились на среднем уровне, что, по-видимому, связано с усреднением множества разнообразных вариантов профилей. Но по мере овладения профессией летное обучение оказывает влияние на динамику отдельных ПВК, развивая их и увеличивая степень их выраженности: на 2-м курсе у всего массива повышается уровень одного ПВК (репродуктивного мышления), а на 3-м и 4-м курсах — уже трех (репродуктивного мышления, внимания и психомоторики).

С помощью анализа корреляционных матриц прослеживалась динамика внутренних связей между элементами структуры изучавшихся ПВК (см. рис. 2.3).

Проявляется эффект увеличения степени структурированности этих качеств в процессе обучения: 1) уменьшилось количество «слабых» (р < 0,05) корреляционных связей между отдельными ПВК (если на 1-м курсе их было 50 % от всех статистически достоверных связей, то на последнем — только 28 %); 2) связи между отдельными структурными элементами упорядочиваются: если на 1-м курсе отмечаются взаимосвязи между всеми ПВК почти в равной мере, что свидетельствует об аморфности структуры, то к концу обучения проявляется нарастание «сильных» (р < 0,001) связей между познавательными психическими процессами при обособлении психомоторных качеств.

Детальное изучение динамики психометрических профилей показало, что в отличие от начального этапа обучения, для которого характерны профили с низким уровнем развития ряда ПВК, при выпуске из училища типичными являются профили с высоким уровнем развития тех или иных ПВК. Кроме того, установлен факт увеличения за период обучения количества профилей с большим числом курсантов (от 21,7 % на 1-м курсе до 40 % на последнем) и уменьшения количества профилей с малым числом курсантов (с 32,6 до 15 %). Последний факт является подтверждением известного закона: уменьшение степени энтропии любой среды является показателем увеличения структурирования данной среды.

Была изучена динамика 23-х уже упоминавшихся типичных для курсантов летных училищ конфигураций психометрического профиля. Изучались особенности изменения структуры в зависимости от характеристики исходной конфигурации профиля с целью определения резервов развития ПВК. Выяснилось, что различия между уровнями развития ПВК наблюдались не только при первоначальном обследовании, но и на протяжении всего периода обучения. Очевидно, что изначальная конфигурация психометрических профилей влияет на темпы развития отдельных ПВК и тем самым на успешность освоения профессии.

 

Рис. 2.3. Характеристика психометрического профиля курсантов в зависимости от этапов обучения. Условные обозначения: В — высокий, С — средний, Н — низкий уровень развития; ОПП — оперирование пространственными представлениями, РМ — репродуктивное мышление, ОП — оперативная память, ВН — внимание, ПМ — психомоторные качества; штрихпунктир — p < 0,05; пунктир — р < 0,01; прямая — р < 0,001.

Для подтверждения этого положения исследовалась динамика психометрических профилей за весь период обучения в зависимости от успешности профессионального становления курсантов.

На рисунке 2.4 приведены данные динамики психометрических профилей групп курсантов, полярных по показателям летной успеваемости при выпуске из училища (ретроспективный анализ). Если у отлично окончивших училище с самого начала отмечались высокие уровни отдельных составляющих профиля при среднем уровне прочих, то в группе курсантов, плохо освоивших профессию или отчисленных, не проявляется повышение уровня составляющих (лишь на 3 —4-м курсах 1 — 2 показателя ПВК приобретают высокий уровень).

Другими словами, для слабоуспевающих характерен равномерно-средний уровень развития всех ПВК, и, с другой стороны, курсанты, у которых не происходит значительного развития ПВК за период обучения, как правило, являются отстающими по летной подготовке.

Кроме того, еще раз подтверждается, что за период обучения происходит формирование определенной, стабильной структуры ПВК. У «отличников» уже к 3-му курсу складывается определенная сформировавшаяся структура ПВК, сохраняющаяся и на 4-м курсе, а у «отстающих» конфигурация профиля лишь к 4-му курсу достигает такого вида, какой был у «отличников» на 1-м курсе. Следовательно, темпы структурирования ПВК у обучающихся профессии летчика различны и они зависят от успешности этого обучения: у «отстающих» темпы значительно ниже, чем у «отличников».

Закономерности этих изменений подтверждаются данными дискриминантного и корреляционного анализов.

Дискриминантный анализ был проведен для доказательства статистической достоверности выявленных различий и для дифференциации курсантов на группы с благоприятным и неблагоприятным профессиональным прогнозом. Результаты дискриминантного анализа приведены на рисунке 2.4.

 

Рис. 2.4. Взаимосвязь развития профессионально важныхпсихических качеств и профессионального обучения курсантов летного училища (ретроспективный анализ по данным выпускников). Условные обозначения: В — высокий, С — средний, Н — низкий уровень развития; ОПП — оперирование пространственными представлениями, РМ — репродуктивное мышление, ОП — оперативная память, ВН — внимание, ПМ — психомоторные качества; + — р < 0,05; ++р < 0,01.

Характер полученных уравнений дискриминантного анализа по ведущим признакам совпадает с различиями между психометрическими профилями полярных групп курсантов. Например, на 1-м курсе основные различия в психометрических профилях между «отличниками» и «отстающими» проявились в уровнях развития репродуктивного мышления и психомоторики. Дискриминантный анализ также выделил на 1-м курсе в качестве основных различий между успевающими и неуспевающими эти же ПВК. Совпадение в основном результатов сравнения профилей и данных дискриминантного анализа получено и на других курсах.

Можно заметить, что дискриминантный анализ выявил влияние ПВК на летную успеваемость на всех этапах обучения выделялось несколько ПВК, определяющих различия в летной успеваемости.

Были определены конфигурации психометрического профиля и проведен аналогичный дискриминантный анализ среди успевающих и неуспевающих на каждом курсе независимо от итогов выпуска. Результаты показали, что текущее состояние структурно-психологических характеристик связано с летной успеваемостью, что позволяет выводить прогноз успешности овладения профессией поэтапно, а не только для итогового момента окончания училища.

Для изучения характера взаимосвязей ПВК в полярных по успеваемости группах курсантов был проведен корреляционный анализ. На всех этапах обучения наблюдались различия по количеству, степени и характеру связей в матрицах интеркорреляции полярных групп.

Результаты выявили противоположные тенденции: у хорошо летающих курсантов происходит определенная специализация связей, между ПВК соблюдается некоторая степень свободы, поскольку для разрешения конкретных ситуаций должна быть гибкая структура ПВК; у отстающих и отчисленных характерно наличие жестких стереотипов, соотношений между ПВК, что приводит к худшему приспособлению к профессиональным требованиям, неспособности быстро переключаться в работе. Кроме того, корреляционный анализ еще раз подтвердил связь текущего состояния уровня развития ПВК с текущим уровнем профессионального мастерства, что позволяет выводить поэтапный прогноз успешности летного обучения.

Таким образом, использование психометрического профиля в качестве оценки летных способностей подтверждено и обосновано различными математическими процедурами. Психометрический профиль является структурно-психологической характеристикой курсантов летных училищ, а выявленные закономерности его развития в процессе профессионального обучения позволяют определить структурно-динамический прогноз (оценку) успешности летной подготовки как поэтапно (по курсам обучения), так и на момент окончания училища.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.