Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание




Методика «Отыскивание чисел с переключением»

Методика предназначена для определения объема, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения исследования необходимо иметь специальную таблицу, секундомер, указку и контрольный бланк для регистрации результатов пробы.

На таблице (размером 600x850 мм) в случайном порядке размещены числа черного (от 1 до 25) и красного (от 1 до 24) цвета. При исследовании таблица размещается на расстоянии 70 ± 10 см от глаз обследуемого; освещение ее должно быть равномерным.

Сущность задания заключается в том, что обследуемый должен находить черные и красные числа попеременно и называть их, причем черные числа он отыскивает в возрастающем порядке, а красные — в убывающем.

Перед началом испытания обследуемому дается следующая инструкция: «Перед вами находится таблица с числами черного и красного цвета. Вы должны отыскивать, показывать указкой и называть черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25), а красные — в убывающем порядке (от 24 до 1). Необходимо называть и показывать одно черное число, затем одно красное число, т. е. все время чередовать числа черного и красного цвета. Например, первое число черное — 1, красное — 24; затем черное — 2, красное — 23; черное — 3, красное — 22 и т.д. Последнее число, которое вы должны назвать, будет 49, оно не парное, без красного числа. Цвет называть не нужно, называйте только числа.

Если вы допустите ошибку — назовете не то число или число не того цвета — я поправлю вас словом "Нет". Когда исправите ошибку, скажу "Да". Если молчу, значит, вы все показываете правильно. Старайтесь работать быстро, так как оценка зависит от времени выполнения задания (для тренировки предложить испытуемому назвать 3 — 4 пары чисел, не показывая их на таблице). Какие есть вопросы? (Ответить.) Начали!»

При анализе необходимо учитывать характер ошибок. Ошибки, связанные с заменой чисел по цвету (например, вместо красного числа испытуемый показывает черное), если они единичны, малосущественны. Если таких ошибок более трех, можно сделать вывод об ослаблении внимания испытуемого. Ошибки являются существенными в том случае, когда испытуемый изменяет порядок названия чисел по какому-либо ряду (черному или красному). Например, дойдя до середины таблицы, испытуемый начинает показывать числа обоих рядов только в возрастающем порядке (или убывающем).

Подобные ошибки, если они не исправляются самим испытуемым после 3 — 4 пар чисел, а продолжаются до конца выполнения задания, можно расценивать как кратковременное снижение психической активности. Кроме этих двух основных видов ошибок испытуемые могут допускать ошибки, связанные с пропуском отдельных чисел, что свидетельствует о нарушении устойчивости внимания.

Для оценки результатов выполнения пробы учитывается время выполнения задания (в секундах).

Методика «Сложение и вычитание»

Настоящая методика применяется для изучения особенностей внимания и репродуктивного мышления. Задача обследуемых — складывать и вычитать (алгебраически) однозначные числа двумя различными способами, меняя их каждую минуту.

Для проведения обследования требуются: карандаши (ручки), бланки методики, доска и мел.

На классной доске подготавливается чертеж: два ряда простых чисел, обведенных прямоугольниками. Обследуемые подписывают бланки и, не убирая их в папки, получают следующую инструкцию: «На бланке имеются ряды однозначных чисел, заключенных в клетки. Ваша задача — сложить два первых числа и полученную сумму написать в клеточке над вторым числом. Затем вычесть эти числа (алгебраически) и полученную разность написать под вторым числом. Далее сложить второе и третье числа, их сумму написать над третьим числом, а разность — под ним. То же проделать с третьим и четвертыми числами и т.д. Если при этом сумма получается двузначная, при ответе нужно писать только число единиц, отбрасывая десятки. Показываю, как это делается. (Экзаменатор подходит к доске и показывает на ней, как выполняется задание.)

Теперь вы будете сами работать по второму способу на втором ряду вашего бланка. Приготовиться... Начали!» (Включается секундомер. На работу отводится 1 мин, в течение которой необходимо проверить правильность выполнения задания всеми кандидатами.)

Далее экзаменатор говорит: «То, что вы сейчас делали, было тренировкой. Объясняю основное задание. По моей команде вы перевернете бланки (без команды не переворачивать) и начнете работу в верхнем ряду первым способом. Через некоторое время будет команда "Внимание, второй способ". По этой команде вы перейдете во второй ряд (независимо от того, сколько сделано в первом ряду) и будете работать вторым способом. Затем последует команда "Внимание, первый способ". Переходите на третий ряд и начинайте работать первым способом. По команде "Внимание, второй способ" переходите в последующий ряд и работаете вторым способом. Так будет повторяться несколько раз. Показываю, как это делается».

Экзаменатор подходит к доске и показывает на ней, как выполняется задание.

После ответа на вопросы (если они есть) он говорит: «Работать нужно как можно быстрее — оценка производится по количеству правильно написанных вами чисел». Затем экзаменатор командует: «Перевернуть бланки. Начали по первому способу», — включается секундомер. В конце первой минуты дается команда «Внимание, второй способ», в конце второй минуты — «Внимание, первый способ» и т.д. Важно при этом не перепутать способы. В конце десятой минуты подается команда «Конец работы. Положите карандаши, сдайте бланки». Необходимо проследить за своевременным окончанием работы всеми обследуемыми.

Обработка результатов производится по количеству выполненных операций. Удобно отделить цветным карандашом выполненные и невыполненные задания — характер этой линии наглядно показывает равномерность работы по минутам, что дает дополнительный материал для оценки.

Методика «Корректурная проба с кольцами»

Методика используется для исследования внимания (интенсивность, устойчивость), зрительного восприятия, а также для определения скорости переноса информации в зрительном анализаторе и зрительно-двигательной системе. Кроме того, методика позволяет оценить состояние процессов возбуждения, внешнего и внутреннего торможения, отрицательной и положительной индукции, темп психических процессов, степень утомляемости и характер установки психических процессов при работе с таблицей. Таблица состоит из колец, каждое из которых имеет разрыв в одном из восьми возможных положений. Ориентируясь на циферблат часов, положение разрыва можно определить как разрыв на 1, 3, 5, 6, 7, 9, 11, 12 часов. В таблице содержится 1024 кольца (по 32 кольца в каждой из 32 строчек) по 128 колец с определенным положением разрыва.

Сущность задания заключается в том, что испытуемому предлагается, просматривая всю таблицу, зачеркивать кольца с определенным положением разрыва. После окончания работы ему сообщается время, которое он затратил на просмотр таблицы.

Для проведения обследования, кроме бланков и карандашей для обследуемых, экспериментатору необходимо иметь секундомер и классную доску или вспомогательную таблицу для объяснения задания.

Перед началом обследования экспериментатор говорит: «Возьмите из папки бланк (показывает, какой). На тыльной (чистой) стороне бланка напишите свою фамилию, имя, отчество, обязательно полностью. В правом верхнем углу напишите дату (число, месяц, год), в левом верхнем углу — номер, которым обозначено ваше рабочее место. После того, как вы надпишите бланки, положите карандаш на стол, а бланк не переворачивайте. Понятно? Пишите».

Затем дается следующая инструкция: «На бланках, которые вы только что надписали, имеется набор колец с разрывом в одном из восьми положений (на классной доске или с помощью вспомогательной таблицы экспериментатор объясняет расположение разрывов). Вам нужно просмотреть каждую строчку слева направо, как при обычном чтении, и при этом кольца с разрывом на 11 часов зачеркивать (показать, как зачеркивать). Как только вы просмотрите всю таблицу, поднимите руку. Вам сообщат время, например 8 мин 45 с, которое вы должны записать на обратной стороне бланка. Работать надо как можно быстрее, в то же время стараясь не пропустить ни одного кольца, которое необходимо зачеркнуть. Какие есть вопросы? (Ответить на вопросы.) По команде "Ноль!" перевернете бланки и начнете работать».

Экспериментатор подает команду «Ноль!» и включает секундомер. В процессе выполнения задания экспериментатор и ассистент ведут наблюдение за испытуемыми и сообщают время, затраченное на работу каждого, кто поднял руку.

Проверка результатов исследования производится с помощью трафарета из прозрачной рентгеновской пленки, которая имеет отверстая в участках, проектируемых на кольца с разрывом 11 часов.

С помощью трафарета определяется количество незачеркнутых и ошибочно зачеркнутых колец. Пропущенная при просмотре таблицы строка оценивается как одна ошибка.

Основными показателями, характеризующими эффективность выполнения задания, являются: время выполнения задания, количество ошибок, скорость переноса информации (пропускная способность зрительного анализатора).

Расчет скорости переноса информации производится по формуле:

 

где n — количество ошибок (пропущенные и ошибочно зачеркнутые кольца); Т — время выполнения задания в секундах; N — общее количество просмотренных колец.

Методика «Перепутанные линии»

Методика позволяет оценить функцию концентрации и устойчивости внимания.

Для исследования необходимо иметь бланк, карандаш, секундомер.

На бланке имеются 25 линий, каждая из которых начинается на левом поле бланка и кончается на правом поле. Начало и конец каждой линии имеют определенный порядковый номер. Линии на своем пути многократно пересекают друг друга. Необходимо проследить путем зрительного контроля ход каждой линии и определить, у какого номера каждая из них кончается.

Испытуемые надписывают бланк. Затем проводится инструктаж: «На бланке имеются 25 перепутанных линий. Вам необходимо путем зрительного контроля проследить ход каждой линии и определить, где она кончается. Начало каждой линии имеет определенный порядковый номер. Номера расположены на левом поле бланка. Прослеживать ход линии начнете с первого номера. Каждая линия обязательно заканчивается на правом поле бланка, вернуться на левое поле она не может. На своем пути каждая линия многократно пересекается с другими линиями; запомните: если две линии встречаются, они обязательно пересекают друг друга, независимо от того, под каким углом они встретились.

Если в процессе выполнения задания вы не смогли определить, где заканчивается линия (место ее окончания для вас сомнительно, или она вернулась на левое поле), еще раз проследите ее ход и, если вы опять ошиблись, переходите к следующей линии. Просмотр линий надо производить по порядку номеров, расположенных на левом поле бланка. Свой ответ (номер линии) запишите справа в месте ее окончания. Повторяю, выполнять задание надо только путем зрительного контроля, не помогая себе ни пальцем, ни карандашом. Вопросы есть? (Экспериментатор отвечает на вопросы.) Приготовились. Начали просмотр!»

Одновременно с последней командой экспериментатор включает секундомер. Через 10 мин подается команда «Закончить работу!» Экспериментатор следит, чтобы все обследуемые положили на стол карандаши и перевернули бланки.

При обработке результатов определяется количество просмотренных линий и ошибок, разница между ними — итоговый показатель (количество правильных ответов).

Методика «Счетно-оперативная методика с кодом»

Методика предназначена для выявления способности к счетным операциям в быстром темпе, а также для исследования переключения внимания.

Для проведения обследования необходимы карандаш и бланк.

На одной стороне двустороннего бланка, куда заносятся данные испытуемого, приведены три примера заданий для коллективного решения в процессе объяснения. На другой стороне (рабочей) бланка приведены таблица шифров, таблица кодов и 20 примеров-заданий. Задача испытуемых — решить в отведенное время 20 примеров, применяя таблицу перекодировки условных знаков в цифры и запоминая промежуточные результаты. Окончательные ответы каждого примера зашифровываются с помощью таблицы шифров и записываются или буквой, или словом «нет». На выполнение методики отводится 6 мин.

Инструкция испытуемым: «Положите бланки вверх той стороной, на которой приведены графы для заполнения — фамилия, возраст, дата и пр. Заполните их. Ниже находятся таблица шифров, таблица кодов и примеры. Вы должны решить каждый пример в уме и записать окончательные ответы. Для решения необходимо воспользоваться таблицей кодов. Первый пример: в числителе нужно сначала перемножить в скобках кружок и прямоугольник. В таблице кодов под кружком находится цифра 3, под прямоугольником — 4. 3 х 4 = 12. Запомним этот результат. Из него нужно вычесть ромб. В таблице кодов ромб означает 2. 12 - 2 = 10. Запомните: писать нельзя! В знаменателе — квадрат. По таблице кодов это 5. 10: 5 = 2. К результату дроби нужно прибавить 3.2 + 3 = 5.

Прежде чем записать ответ, обратимся к таблице шифров, так как ответ требуется дать буквой. Число 5 соответствует букве Б. Записываем ответ "Б" после знака "=".

Второй пример (решают коллективно)... Получилось 6, а в таблице шифров такого числа нет, поэтому после знака "=" пишем слово "нет".

Третий пример (решают коллективно)... Ответ — буква "М".

"Какие есть вопросы?" (Ответить.)

По команде переверните бланки на другую сторону и выполняйте 20 заданий. Старайтесь работать точно и быстро, время ограничено. По команде "Стоп!" прекратите работу и положите карандаши.

Приготовились. Перевернуть бланки, начали!»

Результаты — количество правильных ответов — подсчитываются по ключу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.