Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние релаксационных мероприятий на актуальное функциональное состояние сборщиц микросхем




Время замера Опросник субъективной оценки самочувствия Опросник субъективной оценки острого утомления
Суммарная оценка от максимальной, % Число симптомов от максимального, %
Фоновое тестирование Контрольное тестирование Фоновое тестирование Контрольное тестирование
До сеанса 59,4 64,5 56,3 47,7
После сеанса 73,9 73,0  

Примечание. Различия данных до и после сеанса значимы на уровне р < 0,05.

Итак, сеансы психологической релаксации оказали выраженное воздействие на состояние операторов-микроскопистов непосредственно после занятий. Существенное возрастание суммарной оценки самочувствия после релаксационных мероприятий обнаружено уже в самом начале занятий. Ее общий уровень (замеры, сделанные до занятий) поднимается в контрольном тестировании по сравнению с фоновым менее выражение. Показатель самочувствия непосредственно после релаксационных мероприятий достигает своего максимума в фоновом тестировании и в дальнейшем уже не увеличивается.

Число симптомов, свидетельствующих о развитии острого утомления, после занятий уменьшается в контрольном тестировании на 33,7 %. В контрольном тестировании по сравнению с фоновым обнаруживается и снижение общего уровня утомления (замеры, сделанные до сеансов релаксации), которое, однако, не является значимым: среднее число симптомов в контрольном тестировании на 8,6 % ниже фонового уровня. Непосредственный эффект релаксационных процедур на сферу субъективных переживаний оказался более выраженным. Общий же уровень утомления в контрольном тестировании по сравнению с фоновым снижается менее значительно.

Показатели личностной тревожности, нейротизма, экстраверши в фоновом тестировании сопоставимы с результатами исследования этих величин у сборщиц микросхем при постоянном переживании стресса и хроническом утомлении. В контрольном тестировании значимых изменений по сравнению с фоновым не обнаружено.

Личностные характеристики (методика СМОЛ). Усредненный личностный профиль в фоновом тестировании свидетельствует об оптимизме, уверенности в себе, несдержанности, легкости в принятии решения, непостоянстве (шкала 9-я), отсутствии фиксированное на своем здоровье (шкала 1-я). Повышение по шкале2-й и особенности профиля шкал достоверности, повышенный индекс Уэлша (индекс Уэлша— разница между шкалами достоверности ответов теста MMPI (F—K)) свидетельствуют о наличии тревоги, беспокойства, озабоченности своими проблемами, потребности в помощи со стороны (рис. 7.8). Характер личностного профиля соответствует данным, полученным у сборщиц микросхем при достижении ими стажа 5,5 — 9,5 лет. Этот профиль отражает достаточно высокий уровень сбалансированности личностных качеств. Однако в данном случае, при сохранении общего характера личностного профиля, значительно поднимается его общий уровень. Среднегрупповые оценки по отдельным шкалам достигают 60 Т, значительное количество индивидуальных оценок приближается к 60 Т, что является неблагоприятным признаком (рис. 7.8 и 7.9).

 

Рис. 7.8. Усредненные личностные профили по методике СМОЛ: * — различия, близкие к значимым; ** — значимые различия

 

Рис. 7.9. Процент высоких оценок (> 60 Т) по шкалам методики СМОЛ

Положительное воздействие сеансов релаксации проявилось в значимом снижении общего уровня усредненного профиля в контрольном тестировании по сравнению с фоновым и приближении его к нормативному среднему (50 Т). О большей сбалансированности личностных качеств свидетельствует также значимое уменьшение числа индивидуальных оценок по отдельным шкалам, которые превышают 60 Т.

После проведения релаксационных процедур остаются ведущими наиболее выраженные пики личностного профиля (9-я, 2-я шкалы), сохраняется снижение по шкале ипохондрии (1) и характерный рисунок шкал достоверности. Это говорит о стабильности наиболее характерных особенностей личности, которые фиксируются этими шкалами: оптимизме, активности, решительности, конфликтности, отсутствии ипохондрических тенденций — и вместе с тем о тревоге, обеспокоенности своими проблемами, сенситивности, потребности во внимании и помощи извне. Наличие тревожных тенденций, регистрируемых методикой СМОЛ, соответствует данным, полученным с помощью других методик.

Несмотря на относительную стабильность ведущих шкал профиля, имеются сдвиги по другим шкалам, существенно меняющие его характер. Снижение по шкале импульсивности (4) свидетельствует о смягчении таких качеств, как конфликтность, агрессивность, безаппеляционность. Об уменьшении акцентирование-сти этих свойств говорит и меньшая выраженность по сравнению с фоновым тестированием пика по шкале жизнелюбия (9). Снижение по 8-й шкале можно, вероятно, связать с уменьшением агрессивности, замкнутости, аутичности. Хотя в контрольном тестировании сохраняется достаточно высокий уровень тревожности, низкие значения по шкале психастении (7) говорят о некотором уменьшении сосредоточенности, фиксации на факторах, вызывающих тревогу.

Абсолютное значение оценок по шкале ригидности аффекта (б) значимо не изменяется, однако на фоне общего снижения личностного профиля более выраженным становится пик на этой шкале. Как уже указывалось, ригидность, плохая переключаемость, склонность к систематизации, точность, аккуратность, доходящая до педантизма, наличие которых фиксируется 6-й шкалой, являются характерными для сборщиц микросхем. Эти качества не связаны с характером функционального состояния, а являются следствием требований самой деятельности, возможно, естественного предпочтения данной профессии определенным контингентом людей.

Как показал анализ личностных проявлений хронического утомления, при развитии данного состояния изменения в эмоционально-личностной сфере происходят, главным образом, по двум направлениям: во-первых, постоянное перенапряжение сказывается в ухудшении взаимоотношений с окружающими (проявляется замкнутость, неудовлетворенность общением, агрессивность, конфликтность и т.п.); во-вторых, снижение энергетических возможностей и связанная с ним неудовлетворенность результатами своей деятельности, возникающие конфликты с окружающими приводят к тревожно-невротическим проявлениям.

Проведенный цикл коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию функционального состояния сборщиц микросхем, оказал положительное влияние на характер их межличностных отношений (снизилась агрессивность, конфликтность, аутичность).

Что касается тревожности, то обнаруженные позитивные сдвиги касаются, главным образом, ситуативного состояния тревоги. Тревожность как свойство личности, нейротизм, интроверсия существенно не изменились, что, по-видимому, объясняется связью этих характеристик с психофизиологическим особенностями субъекта и меньшей подверженностью коррекции.

Предложенный комплекс мероприятий по оптимизации функционального состояния сборщиц микросхем оказал в целом положительное воздействие на их эмоционально-личностную сферу. К числу благоприятных изменений эмоционально-личностных особенностей относятся: нормализация сменной динамики реактивной тревожности, благоприятные изменения в сфере общения (снижение агрессивности, конфликтности, аутичности), уменьшение фиксации на факторах, вызывающих тревогу.

Проведенное исследование показало, что специфика прецизионного производства способствует развитию у рабочих выраженных степеней хронического утомления на фоне общего снижения работоспособности, ухудшения самочувствия. У сборщиц микросхем в связи с развитием состояния хронического утомления формируются следующие особенности эмоционально-личностной сферы:

§ повышенный уровень реактивной тревожности и трансформация ее в устойчивое свойство личности, тенденция к вытеснению и соматизации тревоги вместе с конфликтной тенденцией к фиксации и сосредоточенности на тревожных симптомах;

§ конфликтность, агрессивность, неудовлетворенность взаимоотношениями с окружающими, потребность в большем внимании и в то же время — интровертированность, замкнутость.

У аналогичной категории рабочих со значительным производственным стажем (более 5 лет) возможно формирование защитного механизма, препятствующего дальнейшему ухудшению их функционального состояния и деформации личности. У сборщиц микросхем со стажем работы 5,5 — 9,5 лет обнаружена стабилизация, а иногда и обратное развитие негативных личностных особенностей, возникающих на начальных стадиях хронического утомления: нормализация динамики реактивной тревожности, стабилизация и в ряде случаев снижение личностной тревожности, благоприятные изменения в сфере общения. Успешность личностной адаптации операторов в этот период зависит преимущественно от индивидуальных особенностей работниц.

Система психологической релаксации оказала положительное воздействие на ряд характеристик эмоционально-личностной сферы — нормализовалась динамика реактивной тревожности, снизилась агрессивность, конфликтность, аутичность, уменьшилась фиксация на факторах, вызывающих тревогу.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Тема занятия. Влияние хронического утомления на эмоционально-личностную сферу.

Цель работы. Изучение эмоционально-личностных характеристик, сопутствующих развитию состояния хронического утомления.

Испытуемые. Исследование осуществляется в производственных условиях. Для участия в эксперименте следует привлечь 30—40 человек, работающих на наиболее напряженных участках производства. Желательно подобрать для обследования людей одного пола. В противном случае возникнет необходимость в обработке и интерпретации результатов по некоторым методикам отдельно в женской и мужской выборках.

Методики. Используются следующие методики: опросник на хроническое утомление, шкала ситуативной тревожности Спил-бергера—Ханина, шкала тревожности Тэйлор, тест Айзенка, опросник «Мини-Мульт». Шкала ситуативной тревожности предъявляется 4 раза в течение рабочего дня, остальные методики используются однократно.

Аппаратура и материалы. Тексты опросников, представленные на карточках или на бланках, ключи для обработки данных, профильные листы по методике «Мини-Мульт», персональный компьютер и статистический пакет для обработки данных (STATISTIKA, SPSS или др.).

Процедура исследования. Сначала проводится обследование с использованием опросника на хроническое утомление. Для каждого испытуемого необходимо подсчитать общий показатель хронического утомления, данные занести в таблицу (форма 7.1).

Испытуемые Индекс хронического утомления
   
   
   
п  

Форма 7.1. Выраженность субъективной симптоматики хронического утомления: индекс хронического утомления у каждого испытуемого группы

На основании полученных данных нужно выделить две группы испытуемых численностью не менее 10 человек, полярные с точки зрения развития хронического утомления. Желательно, чтобы в первую группу вошли испытуемые, у которых индекс хронического утомления не превышал 21 балл, что соответствует начальной степени и отсутствию хронического утомления, во вторую группу — испытуемые, у которых величина индекса хронического утомления превышала 30 баллов, т.е. испытуемые с выраженной и сильной степенью хронического утомления. Испытуемых, у которых индекс хронического утомления лежит в пределах от 21 до 30 баллов, для обследования по другим методикам привлекать не следует. Также не рекомендуется включать в группу людей с астеническим синдромом (индекс хронического утомления более 48),

Шкала ситуативной тревожности Спилбергера—Ханина. Обследование по данной методике проводится 4 раза в течение рабочего дня. Необходимо подсчитать индекс ситуативной тревожности по каждому замеру в отдельности и среднее за день значение этого показателя у каждого испытуемого. Индивидуальные данные занести в таблицу отдельно для каждой из групп (форма 7.2).

Испытуемые 1–й замер 2-й замер 3-й замер 4-й замер Среднее значение
           
           
           
n          

Форма 7.2. Динамика ситуативной тревожности у 1-й группы

Необходимо сопоставить средние значения с нормативными данными, подсчитать значимость межгрупповых различий по критерию Манна—Уитни по каждому замеру и по средним значениям индекса ситуативной тревожности. Результаты занести в таблицу (форма 7.3).

Испытуемые Замер
1-й 2-й 3-й 4-й Среднее значение
1-я группа          
2-я группа          

Форма 7.3. Динамика ситуативной тревожности в разных группах

Следует оценить также значимость различий между замерами в каждой группе с помощью парного критерия Вилкоксона. На основании полученных данных необходимо сделать заключение о наличии влияния хронического утомления на уровень ситуативной тревожности и ее динамику в течение рабочего дня.

Шкала тревожности Тэйлор. Вопросы предъявляются испытуемому на карточках. Необходимо подсчитать показатель тревожности и занести в таблицы отдельно для 1-й и 2-й групп испытуемых (форма 7.4).

Испытуемые Показатель тревожности
   
   
   
п  

Форма 7.4. Индивидуальные данные 1-й группы по шкале тревожности Тэйлор

Затем подсчитываются среднегрупповые значения показателя тревожности. Средний уровень тревожности у испытуемых двух групп сравнивается с нормативными данными и проводится статистический анализ достоверности полученных различий между группами испытуемых. Результаты заносятся в сводную таблицу (форма 7.5).

Испытуемые Показатель тревожности
1-я группа  
2-я группа  

Форма 7.5. Сравнение показателя тревожности по шкале Тэйлор у испытуемых разных групп

Результаты сравнения показателя тревожности у испытуемых разных групп и сопоставление их с данными по шкале ситуативной тревожности Спилбергера—Ханина следует отразить в выводах о характере влияния хронического утомления на тревожность как состояние и как устойчивое свойство личности.

Тест Айзенка. Опросник Айзенка может быть предъявлен на карточках или на бланке. После подсчета показателей по двухполюсным шкалам экстраверсии—интроверсии и нейротизма—эмоциональной стабильности заполняются таблицы индивидуальных данных для двух групп испытуемых (форма 7.6).

Испытуемые Экстраверсия Нейротизм
     
     
     
п    

Форма 7.6. Индивидуальные данные 1-й группы по методике Айзенка

Затем среднегрупповые данные по обоим показателям сравнить с нормативными данными по этой методике и провести статистический анализ значимости различий между группами. Результаты занести в сводную таблицу (форма 7.7).

Испытуемые Показатель
Экстраверсия Нейротизм
1-я группа    
2-я группа    

Форма 7.7. Результаты по методике Айзенка у испытуемых 1-й и 2-й групп

Делается заключение о наличии или отсутствии связи хронического утомления с такими качествами, как экстраверсия—инт-роверсия и нейротизм —эмоциональная стабильность.

Тест «Мини-Мулът». Результаты тестирования в Т-баллах заносят в таблицы отдельно для 1-й и 2-й групп (форма 7.8).

Подсчитывают среднегрупповые значения по каждой из шкал, на оборотной стороне чистого бланка строят усредненные профили для 1-й и 2-й групп испытуемых. Проводят статистический анализ межгрупповых различий по каждой из шкал, результаты которого заносят в сводную таблицу (форма 7.9). На основании усредненных профилей и анализа значимых различий по шкалам дают описание особенностей личности, характерных для испытуемых с разным уровнем хронического утомления (1-я и 2-я группы).

Испытуемые Шкалы
L F К                
                       
                       
                       
n                      

Форма 7.8. Индивидуальные данные по шкалам «Мини-Мульт» у испытуемых 1-й группы

Испытуемые Шкалы
L F К                
1-я группа                      
2-я группа                      

Форма 7.9. Данные по методике «Мини-Мульт» у испытуемых двух групп

Отчетные материалы. Таблицы индивидуальных данных по 1-й и 2-й группам испытуемых, личностные профили, усредненные по 1-й и 2-й группам, сводные таблицы, текст интерпретаций полученных по разным методикам результатов.

Контрольные вопросы

1. Что такое личностная тревожность, чем она отличается от ситуативной тревожности?

2. В чем сходство и различие понятий «тревожность» и «нейротизм»?

3. Какие шкалы теста «Мини-Мульт» измеряют тревожность?

4. Оказало ли влияние развитие хронического утомления на особенности личностной, ситуативной тревожности, нейротизма у ваших испытуемых?

5. Согласуются ли оценки тревожности по разным методикам в вашем исследовании?

6. Что подразумевается под интроверсией и экстраверсией, измеряемыми тестом Айзенка? Связаны ли в вашем исследовании эти характеристики с развитием хронического утомления?

7. Какие шкалы теста «Мини-Мульт» содержат оценку сходных характеристик?

8. Какие личностные особенности, измеряемые тестом «Мини-Мульт», оказались связанными с развитием хронического утомления у ваших испытуемых?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.