Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 1. Опросник САМОАЛ




Представления о времени жизни у моряков

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методики

Эффективным оказался метод интервью: С. А. Кузнецова применила его для изучения проблемы переезда в жизни жителей Севера. Кроме широко известных — рисуночной методики («Изобрази свой мир») и конструкторской («Построй свой мир») - существует методика, где испытуемому предлагается лист бумаги и карандаши с тем, чтобы он изобразил время и дал свою легенду, Результаты показали, насколько отчетливо выражается система наиболее актуальных смыслов субъекта в цвете, форме и легенде. Ниже даны два комплекса методик, позволяющих исследовать представления о времени жизни и отношение ко времени. Каждый комплекс содержит свою, построенную в соответствии с предметом исследования, интерпретацию рисунков времени.

Для исследований был использован комплекс, составленный их четырех методик: опросника САМОАЛ, направленного на выявление уровня самоактуализации личности, методики «15 событий», анкеты-интервью «Организация времени жизни» и проективной рисуночной методики.

Описание методики. Опросник представляет собой переведенный на русский язык тест POI (Personal Orientation Inventory), автором которого является ученица А. Маслоу Э.Шос-трем. Опросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М. В. Загикой и М. В. Кроз) и опубликован в 1987 г. под названием «Самоактуализационный тест» (САМОАЛ).

В структуре опросника 11 шкал: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, ауто-симпания, контактность, гибкость в общении.

Шкала «Ориентация во времени» показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушение грядущих успехов. Низкий результат по шкале «Ориентация во времени» показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. При обработке заполняется форма 9.1. Для примера приведены данные, полученные при обследовании моряков-судоводителей.

№ испытуемого Ориентация во времени Ценности Взгляд на природу человека Потребность в познании Креативность Автономность Спонтанность Самопонимание Аутосимпатия Контактность Гибкость в общении
  10,5   7,5 10,5           4,5  
      7,5 10,5       7,5   4,5  
  4,5                 10,5  
      7,5 10,5           4,5  
                  13,5 10,5 7,5
  13,5                 10,5 4,5
  10,5   10,5 10,5       4,5   10,5 7,5

Форма 9.1. Первичные данные группы по методике «САМОАЛ»

Результаты. Опросник САМОАЛ показал ценностную значимость времени жизни для группы моряков-судоводителей.

Высокие значения по шкале времени (у 19 респондентов) соответствуют представлениям о времени жизни как уникальном, неповторимом актуальном моменте, включающем в себя ретен-циальные события-воспоминания и потенциальные события-прогнозы. Такая оценка времени жизни в сочетании с высоким уровнем реализованное™: времени свидетельствует о наличии внутреннего конфликта, причиной которого является осознание ценности времени жизни и трудности осуществления себя как субъекта своей жизни.

Методика 2. «15 событий»

Описание методики. Относится к классу биографических методов. В отличие от традиционных биографических методов, направленных лишь на ретроспективное описание прошедших в жизни событий, она состоит в диагностике целостной субъективной картины жизненного пути, включающей как происшедшие, так и предстоящие, ожидаемые и планируемые, события.

В количественный анализ входит определение степени включенности событий реализованного, актуального и потенциального времени в межсобытийную связь; оформление времени жизни респондента в виде каузограммы, т. е. схемы причинных связей.

Для качественного анализа было проведено определение сферы значимости событий в соответствии с классификацией Н.А.Крыловой.

Выявление процентной доли реализованных событий осуществляется по формуле R: S х 100 %, где S — общее количество причинных и целевых связей, установленных респондентом (или, говоря иначе, насыщенность поля элементарных событий), R -количество реализованных связей. Выявление процентной доли актуальных (реализующихся) событий осуществляется по формуле А: S х 100 %, где S — общее количество межсобытийных связей, А — количество актуальных связей; процентная доля потенциальных событий вычислялась, соответственно, по формуле Р: S х 100%, где S — насыщенность поля, Р — количество потенциальных связей, установленных респондентом. Для каждого отдельного элементарного события, указанного респондентом, так же можно установить, зная количество связей данного события с другими и долю актуальных связей данного события, насыщенность поля события и его актуальность.

При обработке результаты следует представить по форме 9.2.

Испытуемый Все связи Актуальные связи Реализованные связи Потенциальные связи
         
         
         

Форма 9.2. Первичные данные группы по методике «15 событий»

Каузальный метод позволил оценить представления о времени жизни у моряков-судоводителей по таким параметрам, как событийность и временная перспектива. По параметру «событийность» была выявлена иерархия значимости событий, выделяемых респондентами: работа, семья, досуг. События, обозначенные Е. И.Головахой и А. А. Кроником (1984) как «авантюрные», т.е. не влияющие на прогнозирование и временную перспективу, у моряков-судоводителей относились преимущественно к сфере профессиональной деятельности — самой значимой для респондентов; отсутствие межсобытийных связей объясняется не «случайностью», незначимостью события в ряду других событий жизни, а стрессогенным характером данного события. Нами предложено наряду с «авантюрными» событиями выделить класс «критических» событий. Наличие «критических» событий в событийном ряду как следствие особых условий труда моряков-судоводителей затрудняет прогнозирование и приводит к уменьшению временной перспективы.

Временная перспектива у 45 респондентов из 59 носит «объектный» характер: данные респонденты ограничивают событийный ряд событиями прошлого и настоящего, не указывают события будущего, т. е. не намечают через события временную перспективу. Наличие временной перспективы выявляется только на уровне анализа межсобытийных связей.

Высокий уровень реализованности времени жизни: от 80 до 100 % — показали 48 человек.

Методика 3. Анкета-интервью «Организация времени жизни»

Описание методики. В ходе занятия испытуемому предлагалось ответить на следующие вопросы.

1. Назовите Ваш возраст.

2. Ваш профессиональный стаж составляет... лет.

3. Занимаемая должность в настоящее время —...

4. Напишите, в каком возрасте Вы переживаете (ощущаете) себя в Вашей профессиональной деятельности.

5. Напишите, в каком возрасте Вы переживаете (ощущаете) себя в Вашей семейной (личной) жизни.

6. Определите, каково в среднем соотношение времени в течение года (если принять год за 100 %), которое Вы проводите в рейсе, и времени, которое Вы проводите на берегу.

7. Определите, каково соотношение времени (в процентах), занятого работой, и свободного времени в течение рейса.

8. Напишите, чем обычно занято Ваше время в рейсе помимо работы.

9. Определяете ли Вы обычно перед выполнением какой-либо работы (плана) количество необходимого на ее выполнение времени?

10. Имеются ли у Вас определенные жизненные планы?

11. Составляете ли Вы обычно планы ближайшей недели?

12. Часто ли Вы переделываете свои планы?

13. Укладываетесь ли Вы обычно в намеченные Вами сроки выполнения запланированных дел?

14. Обычно в Вашей жизни имеются четко намеченные цели и задачи?

15. Вы обычно составляете планы ближайшего дня?

16. Знаете ли Вы приблизительно затраты времени на каждое из обычных повседневных дел?

17. Выделяете ли Вы для себя дела, которые Вам необходимо доделать?

18. На этот год у Вас уже запланированы дела?

19. Вы обычно знаете, что будете делать в течение ближайшего времени?

20. Вы можете перечислить свои достаточно важные дела на ближайшее время?

Ответы на вопросы с 1 по 3 направлены на выяснение реального возраста, профессионального стажа и должности респондента. Вопросы 4 и 5 направлены на исследование субъективного представления о психологическом возрасте респондента в профессиональной и семейной сферах.

Вопросы 6 — 8 направлены на оценку респондентами времени профессиональной деятельности и отдыха на берегу в течение года и во время рейса. На определение уровня организации времени жизни в анкете-интервью были направлены вопросы с 9 по 20. Половина данных вопросов (10, 11, 14, 15, 17, 18) направлена на выявление умений по планированию времени своей жизни, остальные вопросы (9, 12, 13, 16, 19, 20) — на определение умений по реализации намеченного. Дифференцированность будущей временной перспективы характеризует степень расчлененности будущего на последовательные этапы. Выделяют ближайшую и отдаленную перспективы. Вопросы 11, 15, 20 направлены на определение ближайшей перспективы, вопросы 10, 14, 18 — на определение отдаленной перспективы.

Оценка за положительный ответ в вопросах 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20—1 балл, за отрицательный — 0 баллов; в вопросе 12 положительный ответ оценивается в 0 баллов, отрицательный — 1 балл. Максимальная оценка по шкале «планирование» — 6 баллов; по шкале «реализация» — 6.

Результаты. Разработанный опросник позволил выявить рассогласование между реальным возрастом респондентов и оценкой ими своего психологического возраста. Так, 42 респондента из 59 оценили свой возраст младше реального возраста; разброс у 4 человек составил — 25 — 40 лет, у 15 человек — 11 — 20 лет. Существенная разница между реальным и психологическим возрастами указывает на нереализованность, невыполнение респондентами жизненных возрастных задач.

Вопросы, направленные на оценку уровня планирования времени жизни, показали, что все респонденты высоко оценивают свои возможности по организации и планированию времени жизни. От 50 до 80 % годового времени, как указывают судоводители, — это рабочее, «рейсовое» время. Время рейса организовано особым рабочим ритмом, и оно формирует навыки планирования текущих рабочих событий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.