Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическое обеспечение. Эргономический анализ рабочих мест с помощью векторно-координатного метода




Цель настоящего практикума — изучение методов и средств оптимизации предметно-пространственного окружения человека на рабочем месте. Практикум рассчитан на 24 академических часа.

Наилучшие условия для проведения практикума складываются в реальных условиях производства, где при анализе машинно-ручных видов труда может быть выполнен полный цикл работ. Выбор для практикума машинно-ручных видов труда связан с тем, что они обеспечивают наилучшие дидактические возможности для выявления функциональных и пространственных особенностей поведения человека на рабочем месте, а следовательно, и возможностей их оптимизации. С другой стороны, психолог уже в процессе обучения познает такие реалии профессиональной деятельности, которые обогащают его личный и профессиональный опыт. Однако практика последних лет работы показывает, что такая организация практикума связана с серьезными организационными трудностями, которые не всегда удается преодолеть. Поэтому, в качестве альтернативы, в данной работе анализ рабочего места проводится на примере рабочего места в компьютерном классе вуза.

Такое решение достаточно обоснованно, поскольку рабочее место за компьютером становится самым распространенным видом рабочих мест, используемым в условиях профессиональной и учебной деятельности, а также в домашних условиях. Следовательно, освоение пользователями правильной организации рабочих мест за компьютером в определенной мере уменьшит отрицательные последствия их постоянного использования.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Задание 1. Характеристика производственного процесса в подразделении и на рабочем месте

Задание направлено на актуализацию и закрепление полученных знаний в условиях реальной деятельности. Оно может проводиться как на реальных объектах на предприятии, так и в условиях компьютерного класса. Задания рассчитаны на работу в компьютерном классе, но они могут быть легко преобразованы для занятий на предприятии. Если задание предназначено для работы только с компьютером, это специально оговаривается. Время выполнения задания — 2ч.

К отрицательным последствиям труда на плохо организованном рабочем месте относятся нарушения здоровья, связанные:

v с непредвиденными факторами (аварии, несчастные случаи);

v с постоянным воздействием неблагоприятных факторов, последствия которых проявляются постепенно;

v с факторами, о которых мы знали или догадывались и потому могли связать со своей работой;

v с факторами, о которых мы не знали и не догадывались и потому не связывали со своей работой.

Целью данного практикума является оптимизация структуры предметно-пространственного окружения человека на рабочем месте при работе с персональным компьютером (ПК). Работа проводится в два этапа.

Первый этап связан с оценкой степени удобства конкретного рабочего места при выполнении запланированной деятельности в соответствии с современными понятиями об удобстве. Для этого по специальной схеме проводится психологический анализ деятельности человека на этом рабочем месте, который позволяет выявить основные рабочие зоны, профессионально значимые элементы рабочего места, их роль в деятельности человека.

Следующим этапом является выделение:

o макроструктуры построения трудовых движений человека, работающего за компьютером;

o системы координат, в которой осуществляется деятельность, определяющая нормативное положение человека в процессе труда;

o степени соответствия реального положения нормативному.

Оценка величины рассогласования реального и нормативного расположения профессионально значимых элементов рабочего места позволяет внести конкретные количественные изменения в его пространственную структуру.

Отработка задания

Общая характеристика производственного процесса в изучаемом подразделении.

1. Дать общую характеристику подразделения (лаборатории, класса, бригады, цеха), в котором находится данное рабочее место. Характеристика включает место и роль подразделения в работе предприятия, решаемые в подразделении задачи, продукт деятельности, количество сотрудников и основные типы решаемых ими задач, режим труда и отдыха, социально-экономические условия труда. Для ознакомления с подразделением проводится экскурсия по предприятию либо специально организуются беседы с его сотрудниками.

2. Описать основные технологические процессы в подразделении, их взаимосвязь и роль в создании целевого продукта.

3. Кратко охарактеризовать основные и вспомогательные средства труда в подразделении (машины, инструменты, организационную и технологическую оснастку, транспортные средства, их типы, разновидности).

4. Выявить соотношение ручных, машинно-ручных и машинных операций в подразделении (выполняется при оценке рабочих мест на промышленном предприятии).

5. Дать общую характеристику роли данного рабочего места (группы рабочих мест) на предприятии.

Общая характеристика производственного процесса и оборудования на конкретном рабочем месте.

1. Выделить и описать состав технологических операций на конкретном рабочем месте, описать предмет труда и стадии его преобразования в продукт труда. Эта работа осуществляется путем опроса работающих профессионалов, на основе имеющейся документации (технологических карт, должностных обязанностей и т.п.).

2. Дать общее описание рабочего места:

Ø выделить основные средства труда (машину, ее автономные части, инструмент), их основные функции в технологическом процессе;

Ø описать вспомогательные средства труда — организационную и технологическую оснастку и рабочую мебель;

Ø выделить основные рабочие зоны, указать их назначение; описать основные материалы и заготовки, из которых производят продукт труда (в случае если предметом и продуктом труда является информация, указать, в каком виде она исходно представлена, в чем суть ее преобразования);

Ø вычертить блок-схему рабочего места (при сложном технологическом оборудовании, например в условиях производства, дополнительно вычертить блок-схему основного оборудования, станка).

Контрольные вопросы

1. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание производственного процесса в целом?

2. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание его места в производственной иерархии?

3. Какую роль при анализе предметно-пространственного окружения рабочего места играет знание общей характеристики производственного процесса и оборудования на конкретном рабочем месте?

Задание 2. Связь между пространственной организацией рабочего места и трудовой мотивацией при длительном выполнении работы

Данное задание выполняется студентом трудовым методом. Время выполнения задания — 6ч.

Проведение практических занятий может осуществляться в компьютерном классе или на различных рабочих местах. В этом случае при достаточном числе рабочих мест (один человек — одно рабочее место) основной метод — самонаблюдение. При недостатке рабочих мест можно использовать одно рабочее место на двоих. Тогда один из студентов занимается самонаблюдением, другой — наблюдает за работой первого. Протоколы работы сопоставляются и делаются совместные выводы. Отмечаются совпадения или расхождения во времени наблюдаемых симптомов утомления. Дается оценка причин этого явления. Выявляются плюсы и минусы каждого из используемых методов.

Кроме того, практическое занятие может выполняться в реальных организациях различного типа. В этом случае на первый план выходят методы наблюдения и опроса работников. При необходимости в дополнение к ним может использоваться метод естественного эксперимента. В ходе выполнения задания проведена оценка:

§ на рабочих местах в организациях разного типа. В этом случае в качестве основных методов выступают методы наблюдения и опроса; при необходимости — эксперименты в естественных условиях;

§ в ряде случаев — на личных рабочих местах.

В ходе выполнения задания проводится оценка времени появления различных признаков утомления, степени их выраженности, динамики развития утомления. Все эти признаки оцениваются в зависимости от организации рабочего места и мотивации работающего при решении поставленных задач.

Симптомами, позволяющими оценивать качество организации рабочих мест, выступают физиологические и психологические сдвиги показателей работы различных систем организма.

В качестве психологических признаков используются субъективные ощущения и динамика ощущений уровня дискомфорта в работе скелетно-мышечного и сенсорного аппарата пользователя, мотивация к деятельности и ее динамика. Затем выявляется характер изменений функциональных состояний в зависимости от положения человека в рабочем пространстве и мотивационной составляющей деятельности.

Пространство рабочего места с персональным компьютером может состоять из одного стола, на котором на одной горизонтальной плоскости размещены монитор, системный блок и клавиатура. Могут быть и другие варианты компоновки (размещение элементов оборудования на разных уровнях по высоте, на разных столах).

В проводимом эксперименте в пределах существующих поверхностей изменяется взаимное положение монитора, клавиатуры и сиденья. Для сопоставимости данных различных исследователей необходимо, чтобы экран монитора располагался перпендикулярно плоскости стола, на котором он находится, и параллельно его передней кромке. В результате мы имеем три компоновки рабочего места, на которых последовательно должен работать студент (рис. 12.5). Далее преподавателем подготавливаются три типа заданий, связанных с репродуктивным преобразованием исходной информации. Для первых двух серий преподавателем подготавливаются раздаточные материалы — одна страница из таблиц Брадиса и страница из рекламной газеты.

 

Рис. 12.5. Блок-схема расположения элементов персонального компьютера на рабочем месте в различных сериях экспериментов: 1 — монитор; 2— системный блок; 3 — клавиатура; 4 — сиденье

Ниже приводится образец протокола ведения самонаблюдения в процессе работы для всех трех серий (бланк 12.1).

Бланк протокола самонаблюдения за работой Протокол самонаблюдения за работой в процессе перепечатывания материала (таблиц Брадиса, материала из рекламной газеты и пр.). Дата _______________ Студент _______________ Всего напечатано _______________ знаков
Время появления первых симптомов изменения состояния Физиологические проявления (чувство неудобства, усталость, боль и т.п.*) Психологические проявления (ошибки, их тип, изменение эмоционального состояния и т.п.**)
     
     
     
     

Примечания:

* запись ведется с указанием конкретной части тела (левое плечо, боль под правой лопаткой и т.п.);

** радость, недовольство, усталость, необходимость приложения волевых усилий для продолжения работы и т.п.

Отработка задания

Первая серия эксперимента продолжается в течение 1 ч (длительность эксперимента определяется временем, необходимым для получения устойчивых признаков утомления).

А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, а (клавиатура размещается слева на рабочем столе, а сиденье — справа, так что правый край сиденья совпадает с правой границей рабочего пространства).

Б. Подготовить часы для регистрации времени появления симптомов, отражающих изменения состояния в процессе работы, и бланк протокола для фиксации происходящих изменений (см. бланк 12.1).

В. Занять исходное положение и приступить к перепечатыванию таблиц Брадиса в редакторе Word, без оформления таблицы (см. ниже).

2025 91125 6,708 21,213 3,557 7,663 16,510 0,022 141,4 1500,4

2116 97336 6,782 21,448 3,583 7,719 16,631 0,022 144,5 1590,4

Работа осуществляется на верхней цифровой линейке клавиатуры, правая компактная шкала отключается. Работа ведется в течение одного астрономического часа с максимально возможной скоростью. При досрочном завершении перепечатывания текста набор продолжается с начала таблицы до истечения заданного времени. В процессе работы вписывать результаты самонаблюдения в таблицу. Следить и корректировать непроизвольное изменение положения элементов рабочего места. В конце работы подсчитать число перепечатанных знаков и занести в таблицу.

Вторая серия эксперимента

А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, в — клавиатура располагается в правом дальнем углу стола, а сиденье в крайнем левом положении.

Б. Подготовить часы для регистрации времени появления симптомов, отражающих изменения состояния в процессе работы, и бланк протокола (см. бланк 12.1, где следует переименовать заголовок формы) для фиксации происходящих изменений.

В. Перепечатывать в течение 1 ч материал из рекламной газеты (в строчку), выбирая наименее интересующие студентов разделы (продажа труб, кровли и т.п.), например:

МЕТАЛЛ черный, нержавеющий, оцинкованный, цветной. Доставка до 50 тыс. руб. бесплатно. 123-15-69; 123-53-35; 127-39-46; 123-15-96; 123-84-97; 123-55-02.

Дешево. ЛИТЬЕ из алюминия. Любая форма изделия, неограниченный объем. Доставка потребителю. Купим цв. лом А1 (моторку). Т/ф.: 275-51-97, 275-00-22 (доб. 82-67).

В процессе работы вписывать результаты самонаблюдения в таблицу. Зафиксировать число перепечатанных знаков.

Г. Проанализировать полученные данные первой и второй серий и напечатать отчет, включающий протоколы самонаблюдения, обсуждение полученных результатов и выводы по каждой из серий. Особо отметить причины, вызывающие утомление (структура предметно-пространственного окружения, интерес к заданию, мотивация, особенности ее динамики в каждом задании), степень выраженности и локализацию симптомов утомления, тип возникающих функциональных состояний (утомление, монотония, психологическое пресыщение, скука и т.п.), связь времени возникновения негативных физиологических и психологических состояний с особенностями структуры организации рабочего места и мотивации деятельности.

Третья серия эксперимента

А. Выделить пространство рабочего места, разместив на нем оборудование в соответствии с рисунком 12.5, б — клавиатура и сиденье располагаются в удобном для студента положении.

Б. Включить тренажер обучения слепому методу печати. В зависимости от степени владения методом слепой печати студент выбирает соответствующий уровень обучения на русском языке (новичок, мастер), на иностранном языке (новичок, мастер), и начинает работать в течение 1 ч.

В. Во время пауз, предоставляемых машиной для отдыха, фиксировать время паузы от начала работы и происходящие изменения в состоянии. В конце работы переписать данные относительно своей работы из раздела «статистика».

Г. Проанализировать полученные данные и напечатать отчет по данной серии, включающий протокол самонаблюдения, данные статистики (число предоставленных пауз в работе и достигнутую скорость, ее динамику в процессе работы), обсуждение полученных результатов и выводы по данной серии. Дополнить отчет сравнительным анализом особенностей протекания работы по всем трем сериям. Представить отчеты преподавателю.

Д. Совместно с преподавателем провести обсуждение полученных результатов, выделяя общие черты и индивидуальные различия протекания изменения функциональных состояний по работе в целом. Итоги обсуждения зафиксировать в отчете.

Задание 3. Графическое отображение рабочего места

Дальнейшая процедура работы с векторно-координатным методом связана с графической формализацией и анализом первых двух фаз построения движения — ориентации и локализации субъекта труда (рабочего положения тела) в предметно-пространственной среде рабочего места.

В предыдущих заданиях были получены некоторые качественные сведения о рабочем месте. Дальнейшая работа по его изучению требует проведения специальных графических построений, завершающихся построением чертежа рабочего места (обычно в масштабе 1:10). Поскольку у студентов-психологов отсутствует подготовка в области проекционного черчения, ниже приводятся необходимые сведения для решения этой задачи. Практика показывает, что в результате всем студентам удается ее решить.

Для психолога наиболее полезными оказываются самые общие чертежи, поскольку именно они отражают общий вид и структуру (планировку) изделия, с которой им приходится иметь дело.

Вместе с тем, хотя машиностроительные чертежи несут много информации, для психолога, занимающегося изучением факторов, связанных с человеком, она малопригодна. Работа психолога связана с анализом других реалий, и она требует дополнительных построений. В процессе психологического обследования рабочего места в целях его оптимизации чертежи необходимо выполнять с учетом специфики решаемых задач. Чертеж, выполняемый при анализе рабочего места, имеет некоторые отличия от чертежей, используемых в машиностроении или строительстве (но он не противоречит основным принципам их построения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.