Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Александр Мень. История религии




Александр Мень. История религии. Том 2

Магизм и единобожие В поисках пути, истины и жизни Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей Создали два града, две любви: град земной - любовь к себе до презрения к Богу, град же небесный - любовь к Богу до презрения к себе. Блаж. Авгутин. О граде Божием Мень А. В. М51 История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 2: Магизм иЕдинобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. - М.:СП "Слово", 1991. - 462 с., ил.

ISBN 5-85050-287-4

Что было раньше: язычество или вера в Единого Бога? Почему во всевремена были связаны между собой нравственность и Единобожие? Какими путямивыходит человечество из рабства Магизма к свободному Богопознанию7 - На этии многие другие злободневные и вечные вопросы отвечает предлагаемая читателювторая книга из серии "История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни".Грандиозная панорама первобытных религий, которую рисует на ее страницахАлександр Мень (1935-1990), еще раз убеждает, что у истоков материальногокрушения всегда стоит духовное обнищание.Бог, сотворивший мир... от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем. Апостол Павел (Деяния 17, 24) В предыдущей книге, где речь шла о сущности и происхождении религии,слово "религия" употреблялось в единственном числе. Теперь же нам предстоитвстретиться с удивительным многообразием религиозного мира человека.Африканские боги-предки и пантеистическое Божество Ксенофана, чувственныекульты Сирии и брахманский аскетизм, радения шаманов и эллинистическиемистерии, демоны Вавилона и иранский Бог Света, сонмы языческих божеств исуровый монотеизм Ветхого Завета. Кажется, что между ними общего? Неисключают ли они друг друга? Если бросить даже беглый взгляд на эту пеструюкартину верований, то легко может показаться, что ни о какой единой"религии" говорить невозможно. И, тем не менее, в мировом религиозномспектре можно усмотреть и некое существенное единство. Оно определяетсясамой природой религии, которая опирается на живой опыт веры. Вера же есть,прежде всего, состояние духа, рожденное переживанием реальности Высшего. Вней пробуждается особого рода интуитивное знание, совершается нечто подобноевстрече, звучит таинственный призыв. Человек отвечает на этот призыв:религиозные учения с их метафизикой и с их этикой и являются такимиответами. В них не только осмысляется мистическое видение веры, но иделается попытка установить "обратную связь" с той сокровенной Сущностью,которая коснулась человека своим веянием. В самом же чувстве присутствияБожественного большинство религий обнаруживают внутреннюю общность. Но если это так и если едина Реальность, к которой приобщается человекв религиозном опыте, то встает вопрос: как объяснить возникновение стольмногих "ответов"? Почему опыт истолковывается столь различно? Первый ответ на этот вопрос ссылается на несомненное сходство многихверований. "Разнообразие религий, - говорят его сторонники, - явлениепериферическое, поверхностное. На самом же деле по существу есть лишь однаистинная Религия, разлитая всюду под разными формами". Такое решение какбудто бы кладет конец нетерпимости и узости, помогая везде находить духовныесокровища. Наиболее последовательно придерживались этой точки зренияиндийские мыслители: Рамакришна, Вивекананда, Радхакришнан1. Но и Европе онане осталась чужда; мы находим ее у многих деистов и теософов, к нейприближались Лессинг и Новалис, Эмерсон и Толстой. Несмотря на известную привлекательность подобного подхода к религиям,нетрудно убедиться, что он неизбежно приводит к их обезличиванию и квыхолащиванию живого богатства конкретных вероучений. Кроме того, стираниеграниц, вольно или невольно, ведет к замалчиванию важных противоречий врелигиях. Ведь такие учения, как, например, буддизм и христианство, сходныскорее в чертах второстепенных, в главном же они едва ли не противоположны. Сторонники второго взгляда, считающие себя строгими последователямиБиблии, впадают в другую крайность. Они признают, что есть лишь единственноеОткровение, данное Израилю и от избранного народа перешедшее кСверх-Израилю, т. е. Церкви. Все, что лежит за пределами этого духовногопотока, объявляется либо чисто человеческими домыслами, либо суевериями.Нельзя отрицать, что этот взгляд, действительно, получает некотороеобоснование в Библии. Суровая исключительность, свойственная ей местами,была отзвуком напряженных духовных битв, когда Израиль отстаивал свою веруперед лицом наступавшего язычества и христиане бросили вызов античному миру.С особой страстностью этот радикализм проповедовал Тертуллиан и некоторыедругие раннехристианские писатели. В наши дни его возродил известныйпротестантский богослов Карл Барт2. Тем не менее, было бы невернымотождествлять это порождение кризисных эпох с целостным духом библейскогоучения. Священное Писание, взятое в полном своем объеме, открывает возможностьболее широкого понимания религиозной истории мира. Ветхий Завет признавалвозможность Откровения, даруемого язычникам. Достаточно напомнить именаМелхиседека, Валаама, Иова3. Характерно, что последний еврейский мыслительвремен независимой Иудеи - Филон - высоко ставил античную религиознуюфилософию4. В Новом Завете, как мы увидим ниже, апостол Павел недвусмысленноуказывал на возможность хотя бы частичного богопознания у язычников. Отцы и учители Церкви разделяли эту мысль, так же, как и отношениеФилона к античной философии. Св. Юстин Мученик, Афинагор, свв. Феофил иКлимент Александрийские, Минуций Феликс и другие христианские писателивоспринимали идеи Платона, Пифагора, Аристотеля и стоиков как наследие,естественно принадлежащее Церкви5. Если от далекого прошлого мы обратимся к временам более поздним, тоубедимся, что эта тенденция в христианстве не только не угасла, но постоянновозрастает. В частности, в православном сознании она проявляется довольноярко. Так, преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловымговорил: "Как и в еврейском священном любезном Богу народе, и в язычниках,неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие"6. А известный русскийпроповедник XIX в. святитель Иннокентий Херсонский сравнивал представителейразных религий с обитателями разных поясов земли. "Христианство, - писал он,- по отношению к прочим религиям есть то же, что свет полдневный у людей,живущих под экватором, по отношению к свету солнечному у обитателей другихчастей земного шара. Свет один и тот же; различие только в степени"7. Эту же аналогию с солнечным светом в применении к религиям использовали Вл. Соловьев. Для него история верований была постепенным раскрытиемИстины людям. "Религиозный прогресс, - писал он, - не может состоять в том,чтобы чистая ложь сменилась чистой истиной, ибо в таком случае эта последняяявлялась бы разом и целиком без перехода, без прогресса - и при этомвозникал бы вопрос: почему это внезапное явление истины имело место в данныймомент, а не во всякий другой?"8. В XX столетии русская религиозная мысль осталась верной этой точкезрения. Говоря об основателях дохристианских религий, русский богослов А.Туберовский писал: "Они находятся под преимущественным мистическимвоздействием; их религиозный опыт не умещается в традиционно народныерамки... В своих наиболее глубоких переживаниях они достигали поразительныхинтуиции"9. Еще более определенно высказывается Н. Бердяев. "Не толькодемоны, - говорит он, - открывали себя языческим народам и терзали их, нооткрывался им божественный свет, открывалось Божество в природе и в родовойнародной жизни. Лишь еврейскому народу дано было непосредственноепредвосхищение Христа и прямое движение к Нему. Но у всех народов былопророческое предчувствие и предвидение, что должно быть искупление испасение мира"10. С разными оттенками эту мысль развивали о. С. Булгаков иС. Франк, о. П. Флоренский и Н. Арсеньев, о. В. Зеньковский и о. А.Ельчанинов и многие другие. Здесь существует полное единомыслие между православными и католическимибогословами. Такой, например, известный ученый как кардинал Ж. Даниелу,писал, что в дохристианских культах, учениях и мистике мы должны признать"выражение откровения Бога, взывающего к каждой человеческой душепосредством космоса, совести и духа""11. В Западной церкви общепризнанныйхарактер это утверждение получило посредством постановления II ВатиканскогоСобора. Декларация Собора, касающаяся нехристианских верований, гласит:"Католическая Церковь не отвергает ничего, что истинно и свято в этихрелигиях"12. Таково третье, подлинно христианское решение проблемы, котороепреодолевает как теософское обезличивание религий, так и неоправданнуюузость псевдобиблеизма. Оно ведет не только к признанию ценного ядра вдревних учениях, но и к осмыслению религиозных поисков человечества в светеИстории Спасения. Центральное положение Христа в духовной динамике мираделает ее путем, пусть зигзагообразным и неровным, но тем не менееустремленным к свету Богочеловека.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.