Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О библейской религии и библейских чудесах 2 страница




Глава 10 243. Библия называет число 318 (Быт 14, 14). 244. Арамеи, очевидно, были ветвью семитов-аморитов, господствовавших вАккаде, Мари, Вавилоне. Арамеи впервые упоминаются в ассирийских надписяхXII в. Но еще раньше они известны как "ахламу". Племянник Авраама Лаван (сынбрата) прямо назван в Библии арамеянином (Быт 25, 20). Несомненно арамейскоепроисхождение Реввеки, Лии, Рахили. Древняя молитва (Втор 26, 5) прямоназывает родоначальника израильтян "арами овед" - "странствующимарамеянином". Арамейским был и язык евреев, которые только по переселении вПалестину стали говорить на "ханаанском наречии" (Исайя 19, 8). См.: J.Bright. A History of Israel London, 1947, р. 81. 245. G. E. Wright. Biblical Archaeology, 1957, p. 42. 246. Быт 4, 13. Характерно, что в Библии слово "еврей" употребляетсяобычно, когда об израильтянах говорят иноплеменники (напр., Быт 39, 14, 17)или когда израильтянин обращается к иноплеменникам (напр.. Быт 40, 15).Таким образом, это слово не было первоначально самоназванием народа. Осоотношении термина "хабири" и слова "ибри" см.: J. McKenzie. Dictionary ofthe Bible, 1966, p. 346. 247. Библия недвусмысленно указывает на кровную связь этих народов спотомством Авраама (Быт 19, 36). В этих повествованиях, очевидно, следуетпод личностями-эпонимами подразумевать племена (см.: G. E. Wright. BiblicalArchaeology, р. 40). 248. См. ст.: В. М. Ahern. The Exodus. Then and now. - "The Bridge", v.I, 1955, p. 53. 249. "Осью мировой истории" называл еврейскую историю о. С. Булгаков. 250. Эту двойственность Израиля глубоко анализирует Бердяев (СмыслИстории, 1923, с. 105 cл.). 251. Вл. Соловьев. История и будущность теократии. - Собр. соч., т. IV,с. 440). См. также его работу "Еврейство и христианский вопрос" (т. IV, с.135). 252. См.: Н. Cazelles. La Torah; A. Robert et A. Feuillet. Introductiona la Bible. Tournai, 1957, p. 352, а также ниже гл. XXII и приложение 3. 253. Так, Винклер считал Авраама богом луны. Этого мнения придерживалсяпервоначально даже такой крупный историк, как Эдуард Мейер. 254. W. Albright. The Archaelogy of Palestine, 1949, p. 236. 255. J. Bright. A History of Israel. London, 1949. 256. Быт 12, 1. 257. См.: Л. Вулли. Ур Халдеев. М., 1961, с. 170 сл; L. Wooley.Abraham, 1936; G. E. Wright. The Westminster Historical Atlas to the Bible,1956, p. 26. 258. В книге Иошуа (Иисуса Навина) в гл. XXIV, 2 говорится, что отец ибрат Авраама служили "иным богам" (см.: J. Bright. Op. cit., p. 43). Обархеологических находках, связанных с культом Луны, см.: Э. Церен.Библейские холмы. М., 1966. с. 160 сл. 259. Здесь мы придерживаемся той библейской традиции, которая относитпоявление слова Ягве (Сущий) к Моисееву времени (Исх 6,3). Однако существуетдругая традиция, которая считает это имя гораздо более древним (Быт 4,26). 260. В настоящее время трудно выяснить этимологию слова Эль. Обычно егосвязывают со словом "сила". Оно было широко распространено среди семитов вПалестине, Сирии, Финикии. В Месопотамии оно звучало как "Илу", у арабов как"Аллах" (см.: Dictionary of the Bible, ed. Hastings and Grant. H. Rowley. N.Y. 1963, p. 363. (Слово Элейон встречается в финикийских текстах. Но,вопреки мнению некоторых историков, оно не означает особого божества, а естьлишь эпитет, прилагаемый к Богу. - G. E. Wright. Biblical Archaeology, p.108). 261. Слово "Элогим" есть множественное от "Элоах" (вариант слова Эль,употреблявшийся в поэзии). В еврейском языке "Элогим" не означало "боги", аявлялось заменой превосходной степени, которой еврейский язык не знает.Употребление "Элогим" вместо "Эль" должно было подчеркнуть, что речь идет непросто о семитическом божестве, а о Боге высочайшем. Примечательно, что ни"Элогим", ни "Элоах" в семитической литературе не встречаются нигде, кромеБиблии (см.: J. McKenzie. Aspects of Old Testament Thought. - JBC, p. 737). 262. Все повествование Библии, включающее три варианта Св. Истории (см.приложение 3 о Пятикнижии), имеет в виду, что Бог, открывшийся Аврааму, былизвестен людям и до него. Его чтут Енох, Ной и др. древние праведники (J.McKenzie. Op. cit., p. 738). 263. Собственно "вавилонский" период истории Двуречья начинается с XIXв. до н. э. Но сам Вавилон был известен со времен Саргона. Вавилонсинтезировал все достижения культуры Двуречья шумеро-аккадского периода. 264. Древние законы Месопотамии, исчезнувшие после 1500 г.,предписывали считать законными детей наложницы, рожденных для бесплоднойжены. Считалось, что тот, кто владеет домашними богами, владеет инаследством. Эти и многие другие черты отмечают быт патриархов и ихарамейских родичей. Ср. пар. 137 судебника Хаммурапи и рассказ Бытия, гл.16; пар. 159 и 160 с Быт 34, 12; И. Волков. Законы вавилонского царяХаммурапи. М., 1914. О вавилонском влиянии на патриархов см.: G. Е. Wright.Biblical Archaeologu, р. 43-44. 265. См.: ANET, p. 60; W. Ch. Boscawen. La Bible et les monuments.Paris, 1900, p. 24. Русский перевод: Б. Тураев. История древнего Востока,1,24. Изложение: Д. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья, с. 34; Th.Gaster. Op. cit., p. 52. 266. Быт гл. 1 и гл. 2, ст. 1-3 и начало 4-го стиха. Гексамеронобладает всеми признаками законченного происхождения (см.: Е. Н. Maly.Genesis. - JBC, р. 10). 267. По общепринятой теории, Гексамерон записан автором СвященническойИстории, который жил в Вавилонском плену ок. 550 г. О нем см.: A. Weiser.Einleitung in das Alte Testament, 1966, S. 125; P. Ellis. The man and themessage of the Old Testament, 1963, p. 73. См. также: сб. "ПроисхождениеБиблии" (М., 1964, с. 541). Велльгаузен (Введение в историю Израиля, СПб.,1909, с. 262) считал, что Шестоднев был плодом поздней жреческой философии.Но археология "неопровержимо доказывает, что историческое наследие,использованное жрецами в VI в до н. э., намного старше, чем предполагалВелльгаузен" (3. Косидовский. Библейские сказания. М., 1966, с. 72). Запоследнее время израильских священнослужителей ВЗ стали преимущественноназывать "священниками", а их кодекс "священническим", термин же "жрец"применять к языческим служителям культа. 268. О роли мирового зла и Бездны в Библии см. приложение 8. 269. КВНР, р. 44 и табл. I. Р. Киттель. История еврейского народа. М.,1917, с. 72. 270. В. Galbiati, A. Piazza. Mieux comprendre la Bible. Paris, 1956, p.222. 271. Быт 12,13; 18,18; 22,18. 272. G. v. Rad. Old Testament Theology, 1968, р. 168. 273. Быт 15, 16. 274. См. историю разделения Авраама и Лота (Быт 13,6). 275. Быт 14,22. Эта глава основана на очень древнем предании. В нейупомянуты месопотамский царь Амрафел, Ариох, царь Ларсы, Тидал, царь "гоим",т. е. неизвестных племен, и Кедарлаомер, царь эламский. На основании этихимен пытались уточнить дату Авраама. Амрафела обычно отождествляли сХаммурапи, Ариоха - с современником Хаммурапи, Римсином, Тидала с хеттскимцарем Тудхалиасом I. Кедарлаомер не поддавался идентификации, но его имясозвучно с именами других эламских царей, которые в большинстве своемначинаются на "кудур" (см.: Ф. Гоммель. История древнего Востока. СПб.,1905, с. 55; В. Струве. История древнего Востока, 1941, с. 122; Б. Тураев.История древнего Востока, т. I, с. 161). В настоящее время этоотождествление не кажется уже бесспорным и вызывает возражения (см.: J.Bright. A History of Israel, p. 75; G. Wright. Op. cit., p. 50). Однако отэтого не ослабевает историческая ценность гл. 14, являющейся, по мнениюОлбрайта, очень древним документом (W. Albright. The Archeology ofPalestine, p. 236). 276. Быт 23,6 сл.; 25,9 сл. Местность эта упоминается в надписи фараонаШешонка в Х в. (см.: Д. Брэстед. История Египта, т. II, с. 214). 277. Быт 17,1; 18,19. 278. Финикийские тексты из Угарита показывают, что имя Эль стало ународов Сирии уже собственным именем, хотя оно отражает "первоначальнуюконцепцию, когда Эль мог в действительности быть высшим Богом" (J. McKenzie.Dictionary, p. 316). 279. Библия говорит о серном и огненном дожде (Быт 29,24), Иосиф Флавийуказывает на молнию (Иудейская война, 4,8,4), ему вторит Тацит (Истор. 5,7).На возможность воспламенения горючих веществ неоднократно указывалипутешественники (см.: К. Гейки. Святая земля и Библия. СПб., 1894, с. 702).Академик Обручев обращал внимание на то, что Мертвое море "расположено вграбене т. е. в провале, которым заканчивается крупная цепь опускании ипровалов идущая из центра Африки вдоль больших озер и затем представляющаявпадину Красного моря и долину Мертвого моря". Поэтому, заключает геолог,вполне возможно, что Библия описывает "действительное событие, случившееся вдревности, _ провал двух городов при землетрясении" (В. Обручев. Основыгеологии. М., 1947, с. 276). Раскопки у берегов Мертвого моря показали, чтонаходившиеся там города были между XX и XIX вв. до н. э. покинуты ввидуогромного пожара. С этого времени жизнь там надолго замирает. Это такжеуказывает на катастрофу Содома (Э. Церен. Библейские холмы, с. 292; Nelson,Glueck. The Age of Abraham in the Negeb, - "Biblical Archaeologist", 1955,v. XVIII, Э 1). 280. Быт 18. Явление "трех мужей" Аврааму послужило сюжетом дляпрославленного творения Андрея Рублева "Троица". 281. Быт 22. Глава одиннадцатая СЫНЫ ИЗРАИЛЯ Ханаан - Египет, ок. 1750-1680 гг. Им вверено Слово Божие. Апостол Павел История Авраама - один из немногих эпизодов начала Ветхого Завета, гдемы можем разглядеть какие-то фигуры, говорить о каких-то событиях иверованиях. Как бы луч света проскользнул по небольшому отрезку времени, иперед нами мелькнуло видение: образ сурового шейха, странника в землеХанаанской, который нес в своей душе залог великих Откровений. И вновьсгущается мрак... Рассказы Библии становятся скупыми и отрывочными, а чтоможет поведать археология о людях, которые не строили храмов, не делаликумиров, не имели даже своей письменности? В библейских повествованияхнередко история родов и колен изображается как история праотцев-эпонимов."Часто, - замечает Д. Райт, - сказание персонифицирует группы, т. е.использует имя предполагаемого патриарха-предка для обозначения егоплеменной группы"282. Одним из первых более или менее достоверных событий раннееврейскойистории был второй "исход", или новое переселение из Месопотамии. Эта новаяарамейская волна двинулась с севера около 1750 г. Патриархом этого клана былИаков, носивший также имя Израиля283. Предание считало Иакова потомком Авраама, наследником егообетовании284. Во всяком случае, он принимает Авраамову веру и привступлении в Ханаан приказывает зарыть идолов, которых его род постоянновозил с собой285. Иаков тяготеет к местам, где некогда жил Авраам и приносилжертвы Богу; он живет в Сихеме и Вефиле. Поклоняясь "Богу Авраама", Иаков тем не менее прилагает к Нему старыеэпитеты, свойственные язычеству. Он именует его "абир", что означает"телец", "могучий бык"286. В области культа Иаков вводит "массебы", или священные столбы, которыебыли символом плодородия в восточных религиях и которые надолго вошли визраильскую богослужебную практику. Только пророки впоследствии разоблачилиязыческий характер "массеб"287. Вообще образ Иакова, сохраненный в легендах, резко отличается от обликаАвраама. Он гораздо больше склонен к оседлости, к цивилизованной жизни и вто же время гораздо сильнее заражен пороками цивилизации: хитростью,алчностью, изворотливостью. Иаков возглавлял союз родов или колен, которые именовали себяБене-Исраэль, т. е. Сыны Израиля. Возможно, уже тогда члены этой группысчитали себя объединением "двенадцати колен"288. Но это число было священнымна Востоке и было избрано скорее символически, чем в соответствии сдействительностью. Библия насчитывает больше двенадцати колен289. Но, бытьможет, именно двенадцать клановых вождей состояли в наиболее тесном родствеи были "сынами Иакова" в прямом смысле слова. Впрочем, между самими этимипатриархами явно нет равенства. Некоторые из них - "сыны рабыни", другие -"сыны любимой жены". Это, вероятно, отражает степень родства междукланами290. Есть основание считать, что колена, подобно египетским номам,имели свои геральдические знаки: волка, змеи, пса и других животных291. Названия израильских колен известны из месопотамских, финикийских иегипетских надписей292. Число людей, которые в них входили, вряд ли быловелико. Библия называет общее число семьдесят человек. Возможно, этоозначало семьдесят семейств. Одно такое семейство редко превышало три-четыредесятка человек293. Образ жизни Бене-Исраэль в те годы мало отличался от быта другихвосточных полуномадов. Дни их проходили среди однообразных забот,монотонность которых нарушали лишь переселения на новые пастбища и мелкиестычки у колодцев. Жилищем для большинства людей племени служили небольшиепалатки из козьих шкур, которые натягивались на легкий деревянный остов.Такую палатку нетрудно разобрать и собрать в течение нескольких минут, онадавала кров в непогоду и укрывала от палящих солнечных лучей. Израильтяне обычно жили в дружбе с окружающими народами и охотнозаключали с ними союзы. Однако бывали случаи, когда из мирных пастухов онипревращались в воинов и захватывали какой-нибудь город в Ханаане. Так,согласно преданию, израильтяне овладели Сихемом и во имя мщения перебили егожителей294. Но по большей части Бене-Исраэль вели мирное размеренное существование.Повседневная жизнь их была неразрывно связана с их стадами. Ради них ониоставались кочевниками; овцы кормили их и одевали, они были главнымбогатством, их давали в приданое, приносили в подарок друзьям. Красивыйягненок без порока считался самой лучшей жертвой Небу. Время от времени все племя начинало длительный переход в поисках новыхпастбищ. Достигнув местности, где стада могли найти достаточно пищи,израильтяне разбивали свои палатки под сенью деревьев, и начиналсянепродолжительный оседлый период жизни. Часто вокруг табора грубой мотыгойвспахивалась земля, и вскоре кочевники с волнением следили за первымивсходами урожая. Но вот опять нужны новые пастбища, и весь лагерь снимается,вьючит на осликов свою нехитрую утварь и трогается в путь... Музыка и пение были постоянными спутниками еврейских пастухов. Онивносили в их скитальческую жизнь радость и вдохновение. Когда средиуединенных долин звучали переливы пастушьей волынки, казалось, природаоживала и вторила меланхолическому напеву. Струны маленьких невел грустнымзвоном сопровождали песню, поднимавшуюся в вечернее небо. Человек пел оБоге, о своем Незримом Отце, обитавшем там, за багрово-золотыми облаками. Онпел о Его милосердии и справедливости, пел о том, что только Ему должныпринадлежать все молитвы мира... Легкой поступью бежали овцы, ритмичные удары бубнов вторили стуку ихкопыт. А песнь пастуха лилась и лилась, и воедино сливалось все: пылающийзакат и стада, силуэты гор и деревьев, стоны волынок и посвист флейт и самчеловек - поющий и играющий, прославляющий жизнь и Творца ее... Над патриархальной страной неслышно, как облака, проносились годы.Около 1700 г. Ханаан огласился боевыми кличами. Полчища аморитов, наэтот раз вооруженных до зубов, появились в его пределах. Близ того места,где в роще Мамре жил некогда Авраам, вырос новый город, военная крепостьпришельцев - Хеврон. Но это был лишь опорный пункт. Азиатов манил Египет,богатая плодородная страна. Угроза завоевания застигла страну фараонов всамом плачевном состоянии. Вся она, по образному выражению современника, переворачивалась, подобногончарному кругу. Государственная власть вновь, как в период упадка Древнегоцарства, пришла в полное расстройство. Узурпаторы непрестанно сменялись натроне, как артисты на подмостках. Военачальники, пренебрегая интересамистраны, оспаривали друг у друга должности и плели интриги. В селенияхвоцарилась анархия, крестьяне побросали поля и предались грабежам. Бродягиразрушали закрома и дворцы богачей, расхищая их имущество. Повсеместнопроисходили мятежи, толпы врывались в государственные учреждения, жглидокументы, вершили самосуд и расправу. Началась разруха; в городахсвирепствовали голод и эпидемии; Рудники были заброшены, торговля почтипрекратилась. Помышлять о защите от внешних врагов было невозможно295. Поэтому ничего удивительного не было в том, что стремительный натисказиатов не встретил в Дельте никакого сопротивления. Быть может, наоборот -мятежники в какой-то мере даже способствовали завоевателям. Итак, в один прекрасный день боевые арабские скакуны, неведомые доэтого времени жителям Египта, понесли грозных всадников по земле фараонов.Со стуком катились легкие колесницы, врезаясь в растерявшиеся отрядыегиптян, пылали деревни, рушились стены древних храмов; ошеломленныеегиптяне взирали на все это в страхе и недоумении. Пришел конец ихсамостоятельности. Неведомое племя гордых и неумолимых врагов установилосвою власть над страной. Завоеватели с самого начала укрепились в нескольких городах, откударассылали по всей земле сборщиков дани. Их столицей стала крепость Хетварт,или Аварис, в восточной части Дельты, почти на границе пустыни, откудапришли их полчища296. Египтяне называли их Хекау-Хасут - "иноземные цари",откуда произошло позднейшее название гиксы 297.Археологические раскопкипозволяют теперь сделать вывод, что гиксы в период захвата Египтараспространили свое влияние на всю Сирию, быть может, Месопотамию и дажеКрит. Поэтому титул одного из их царей "правитель стран" отражал не толькообычное хвастовство древних монархов, но и заключал в себе известнуюистину.Мы плохо осведомлены о том, что происходило в те десятилетия, когдагиксы были хозяевами Дельты. Известно, что завоеватели переняли египетскиеобычаи, письменность, искусство. Их цари приказывали высекать свои изваянияв таких же застывших церемониальных позах, в каких полагалось изображатьфараонов. Гиксский двор был обставлен согласно всем правилам египетскогоэтикета.Единственное, в чем азиаты остались верными своим традициям, быларелигия. Они лишь терпели местных богов, отдавая предпочтение своемусирийскому богу Сутеху. Он был отождествлен с Сетом - братом Осириса,который некогда почитался в Дельте. К тому времени уже сложился миф,отводящий Сету роль предателя и убийцы брата. Благодаря этому Сет-Сутех могрезко противопоставляться всему египетскому пантеону. И только поколенияспустя под влиянием туземных обычаев гиксские цари стали вводить в своититулы имя Ра и примирились с другими богами Египта298.По численности гиксыуступали египтянам; основную их массу составляли военная аристократия ибоевые дружины. Их вторжение не означало заселения Египта семитическимиплеменами; завоеватели жили в своих крепостях, управляя страной, как бы наостровах среди моря враждебных туземцев. Однако вполне вероятно, что в этигоды усилился приток азиатов в Египет из Сирии и Синайской пустыни.Ханаан после того, как через него прошли гиксы, стал небезопаснымместом для мирных пастухов. Никто не мог быть уверен в завтрашнем дне.Множество селений было стерто с лица земли, посевы выжжены, пастбищавытоптаны копытами гиксских коней. В довершение всего началась сильнаязасуха. Сыны Израиля оказались перед перспективой голода.У них оставалсяпоследний выход: двинуться по пути, проложенному таксами, и искать приюта вЕгипте, как делал это в голодные годы Авраам.В стране фараонов издавнасуществовало обыкновение селить на границах "мирных варваров", терпевшихбедствия на своей родине. Это делалось века спустя и в Римской империи дляохраны рубежей. На одном из египетских папирусов можно прочесть докладчиновника, который "закончил выдавать пропуска бедуинам из Эдома, чтобысохранить их жизнь и жизнь их стад во владениях царя"299.Для гиксских царейтакие переселения были особенно желательны, так как они предпочиталиопираться на своих соплеменников из Азии. То, что одного из гиксскихправителей звали Иаковом, есть лишнее доказательство близости между ними иизраильтянами300.Согласно преданию, сам патриарх Иаков возглавлялпереселение в "Землю Мицраим", как называли евреи Египет. Израильтянам былапредоставлена для жительства область Гошен, или Гесем, на востоке Дельты,которая славилась своими обширными лугами; там обычно пасли стада,принадлежавшие дворцовому хозяйству. Часть царского скота была передана введение пришельцев, и они, таким образом, были приняты на государственнуюслужбу301.Такая милость по отношению к чужеземцам имела, согласно Библии, инекоторые особые причины. В эти годы первым министром фараона былизраильтянин по имени Иосиф.В египетских источниках не сохранилось никакихсведений об этом человеке, т. к. почти все памятники и надписи той поры былиуничтожены при восстании против гиксов. Но библейское повествование о немнастолько точно отражает египетский быт и нравы, что нет никаких основанийставить под сомнение его достоверность в целом 302.Иосиф, согласно преданию,был продан своими братьями палестинским купцам, которые в свою очередьпродали его египетскому офицеру. После ряда драматических перипетийеврейский раб попал ко двору и был вознесен на самую вершину социальнойлестницы.Эта головокружительная карьера человека из народа, да вдобавокчужеземца, вероятно, была характерна для эпохи господства азиатскойдинастии. Семитические фараоны доверяли только таким лицам, как Иосиф.Когдазасуха и голод привели израильтян к границам Египта, Иосиф примирился ссобратьями и сделал все, чтобы они могли поселиться на пастбищахфараона.Переход границы в Египте был обставлен многочисленнымиформальностями, напоминающими современные, т. к. власти боялись лазутчиков.Пограничные крепости были полны чиновниками, которые вели строгий учетприбывших, проверяли разрешения на вселение, регистрировали подаркиэмигрантов, вносимые как плата за гостеприимство. Пастухи Бене-Исраэльдолжны были пройти через все эти формальности.Среди дошедших до насдокументов, в которых пограничные чиновники сообщают о пропуске в Египетголодавших кочевников, нет упоминания о переселении Бене-Исраэля. Документыпогибли, а память египтян не сохранила следов этого события. В глазахегиптян сыны Иакова были слишком незначительным народом, чтобы их приход могдля них что-либо значить303.Тем не менее, мы легко можем представить себеэтот рубежный момент в истории Израиля.Вот приближается к Аварису толпахудых, голодных пастухов. Они со страхом смотрят на зубчатые стены крепости,на смуглых часовых, застывших у ворот, озираются на жрецов с бритымиголовами и посохами в руках, на ослепительно прекрасных женщин вполупрозрачных воздушных платьях, на вельмож в париках, на марширующих впыли солдат.Величие Египта подавляет новоприбывших. Они чувствуют себяничтожными перед этими огромными храмами, роскошными дворцами и виллами, ониоглушены шумом рынков, мастерских, строек. С суеверным трепетомвсматриваются они в изваяния царей и богов; каменные лица бесстрастно глядятперед собой; неподвижные руки сжимают жезл и бич - символы власти.Египтянеже, вероятно, почти не обращают внимания на путников, которые, неувереннооглядываясь, пробираются по улицам. Им уже примелькались чернобородыеазиатские лица; с тех пор как в стране правят гиксы, их стало в Египтеособенно много. Чужими, беззащитными, заброшенными в большом враждебном мире должныбыли чувствовать себя израильтяне, впервые ступая на египетскую почву. Да ине только на египетскую. Разве не были они странниками и пришельцамиповсюду, разве не навсегда покинули они свою родину за Евфратом? Но,несмотря на это израильтян не покидала непоколебимая уверенность в том, чтожизнь их протекает под счастливой звездой. Они верили, что благословениеБога, Бога их отцов, пребывает на них, что незримый Дух оберегает и ведетих. Эту веру они связывали с Авраамом, предания о котором передавались изпоколения в поколение. Звездными ночами, сидя у входов в свои шатры, они слушали рассказы обАврааме и его сыновьях, об их подвигах, странствиях, об их любви, войне,соперничестве и дружбе. То были времена, когда небожители часто посещалилюдей, когда можно было видеть лестницу, по которой они спускались на землю.Предания рассказывали о том, как сам Бог в виде странника разделял трапезу сАвраамом, перед тем как покарать Содом и Гоморру.Они повествовали опереселении Иакова, о том, как ночью на границе Ханаана путь ему преградилотаинственное существо, с которым патриарх вступил в борьбу. Он не сдавалсядо утра, требуя, чтобы этот Ангел-хранитель страны благословил его. И толькополучив (почти вырвав) просимое, он уже спокойно пересек реку Иавок - рубежОбетованной Земли. Это означало, что Божественные дары не приходят кпраздным и пассивным, а даются только при напряжении всего существа человекав борьбе. Говорили, что само имя "Израиль" есть воспоминание об этой загадочнойсхватке Иакова с Ангелом и значит "богоборец". Но даже если такое толкованиеи сомнительно, оно тем не менее имеет глубокий смысл. Вся религиознаяистория Сынов Израиля была как бы некой священной борьбой. Израиль искал ижаждал Бога, но не простирался в рабской покорности; он требовал, спорил ивзывал, поднимаясь к вершинам сыновнего дерзновения, порой, казалось бы,граничившего с мятежом. Ночная борьба Иакова стала прообразом духовной драмыпророков и псалмопевцев, Иеремии и Иова.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 11 282. G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 40. 283. 1750 годом датируется переселение Иакова (W. Albright. TheArchaeology of Palestine, p. 204). Полное имя Иакова было, очевидно,Иакобэль. В таком виде оно встречается в египетской надписи (ок. 1500 г.),где под этим именем подразумевается древний населенный пункт в Палестине(см.: Р. Киттель. История еврейского народа, т. I. M., 1917, с. 127). ВXVIII в. в текстах Месопотамии упоминается имя Иакобиль (J. McKenzie. Op.cit., p. 408). Имя Иаков, вероятно, означает "Да защитит Бог". Более неяснойявляется этимология имени Израиль. Современные исследователи предлагают какнаиболее вероятную этимологию: "Да правит Бог" или "Да воссияет Бог" (Idem,p. 403; К. Leon-Dufour. Dictionary of Biblical Theology, 1967, p. 228). 284. Большинство современных библеистов считают предание о том, чтоИаков был внуком Авраама, скорее символом, чем отражением конкретнойдействительности. Во всей истории Иакова мы видим настойчивые попыткидоказать его права на Обетование Авраама (похищение благословения, явление вБетэле, борьба с неведомым существом у границ Ханаана и пр.). Ораспространении на Иакова Обетования, в котором "благословляются всеплемена", см. Быт 28,14. 285. Жена Иакова носила с собой "терафимов", т. е. домашних богов отца(Быт 31,19). Кроме того, идолы были и у других членов рода (Быт 35,2).Выселение Иакова из Месопотамии, так же как и у Авраама, имеет религиозноеобоснование (Быт 31,3). 286. Быт 49,24. "Абир Иакоб" переведено в синодальной Библии как"мощный Бог Иакова". Однако в финикийских текстах из Угарита слово "аббир"означает "телец" (J. McKenzie. Op. cit., p. 409). Впоследствии частьизраильтян избрала тельца символом Ягве (Исх 32,4; 3 Цар 12,28). 287. Быт 33,20. В синодальном переводе вместо "массеба" стоит"жертвенник". Впоследствии под влиянием пророков массебы были уничтожены (4Цар 23,15). Эти каменные столбы были связаны с древним ханаанскимфаллическим культом (см.: Р. Киттель. Ук. соч., с. 111; R. North. BiblicalArchaeology.- JBC, p. 659). 288. В древнееврейском родовом строе выделялись: "бет-аб" - семья,"мишпаха" - род, клан и, наконец, "себет" - группа кланов или колено. 289. "Благословение Иакова" (Быт 49) опускает колена Махира и Гилеада(Суд 5,14,17), в то время как "Песнь Деворы" (Суд 5), упоминая эти дваколена, перечисляет всего десять колен. "Благословение Моисея" (Втор 33)опускает колено Симеона. 290. Привилегированными кланами, очевидно, считали Иуду, Леви, Симеона,Рувима, Иосифа, Иссахара, Зебулона, Вениамина. Второстепенными были: Ашер(Асир), Нафтали (Неффалим), Дан, Гад, Гилеад и особые кланы Калеба, Каина,Иероамиеля (см.: Р. Киттель. Ук. соч., с. 139). 291. На это есть намеки в Благословении Иакова, а также в позднихиудейских преданиях. 292. В текстах Мари упомянуты Леви и Измаил, а также называется племяБени-иемен, имя которого созвучно с Вениамином. В египетских текстах XVIIIв. упомянуты Ашер, Иссахар, Зебулон. В более позднюю эпоху эти имена средиаморитов не появляются (см.: J. Bright. Op. cit., p. 70). 293. Племя, изображенное на фреске бенихассанской гробницы, насчитываетвсего 37 человек. 294. Быт 34. Впоследствии, когда израильтяне овладели Ханааном, они незавоевали Сихема. Историки полагают, что со времен Иакова здесь уже быломного израильтян, которые не уходили с Иаковом в Египет. С Сихемом былисвязаны особые религиозные традиции (см. обряд, описанный во Второзаконии27,11, который совершался между горами Гебал и Гаризим, т. е. у Сихема) - Р.Киттель. Ук. соч., с. 177). 295. Речения Ипусера, VII, VIII. - ХДВ, с. 63. 296. Аварис был известен также под именем Цоан и Танис. В XIII в. онбыл перестроен и назван Пер-Рамсес. 297. Египетский жрец Манефон переводит слово "гике" как "цари-пастухи",называет гиксов "людьми неизвестного (бесславного) происхождения" и приводитмнение, согласно которому они были арабами (см.: Иосиф Флавий. ПротивАпиона, 1,14). Большинство историков считают гиксов ханаанскими аморитами(см.: Е. Meyer. Geschichte des Altertums, 1909, В. I, S. 29; M. Лацис. Новыеданные о гиксском владычестве в Египте. - ВДИ, 1958, Э 3, с. 101). Именагиксских царей, такие, как Иаков и Анатер, говорят о семитическомпроисхождении победителей. 298. См.: Е. Meyer. Idem, S. 292. 299. Папирус Анастасий IV, 4,13, XIII в. до н. э. (пер. В. Струве.Израиль в Египте, т. II, 1920, с. 35). Переселения семитов-кочевников былиизвестны и в XIV-XV вв., от этого времени дошло сообщение о караванеазиатов, просивших убежища во время голода. В своем прошении они указывалина то, что еще дел царя давали разрешения азиатам селиться на границе (Р.Киттель. История еврейского народа, с. 147). 300. См.: Д. Введенский. Патриарх Иосиф и Египет. Сергиев Посад. 19)4с. 162. На табл. III воспроизведены скарабеи с именем Иаков-хер, чтосоответствует полной форме имени Иаков - Иакобэль. 301. Быт 7,6. Сейчас установлено, что Гесем находился в районесовременного Вади Тумилат. Там и поныне в климатическом отношении "лучшаячасть земли", и поныне там обитают пастухи (см.: J. Wright. BiblicalArchaeology, p. 56). 302. Об историчности Иосифа см. приложение 6. 303. См.: В. Шпигелъберг. Пребывание Израиля в Египте в светеегипетских источников. СПб., 1908, с. 13. Глава двенадцатая БОЖЕСТВЕННОЕ СОЛНЦЕ Египет, 1580-1418 гг. И вот твой яркий диск на небеса взошел превыше вечных гор - горишь ты над богами, и люди Солнце пьют, ты льешь вино струями. Бальмонт. Все великие державы, созданные лишь силой оружия, рано или позднооказывались непрочными и распадались. Эта участь ждала и царство гиксов. Онопостепенно слабело и теряло контроль над завоеванными областями.Полунезависимые цари Фиваиды - Южного Египта - исподволь собирали силы длятого, чтобы выступить против гиксов. Когда Фиваида почувствовала себя достаточно крепкой, она предпринялапервые попытки сопротивления, сначала дипломатические, потом и военные.Обстановка несколько напоминает события, которые происходили в средневековойРуси в период освобождения от монгольского ига, причем роль Московскогокняжества играют в данном случае Фивы. Гиксов тревожили доходившие до Авариса слухи о военных приготовленияхфиванцев. Более ста лет они безраздельно царили в Дельте, и вот теперь на ихглазах просыпался национальный дух покоренного народа. По одному сообщению,царь гиксов отправил в Фивы послов, предлагая царю Секененре "прекратитьвозню бегемотов", которая мешает ему спать. Это был прозрачный намек наплохо скрываемую подготовку к восстанию. Неизвестно, чем кончилисьпереговоры, но мумия Секененры со следами глубоких ран и ударов являетсянемым свидетелем того, что на этот раз гиксы сумели обуздать непокорных. Ноэто лишь отсрочило их конец: преемники Секененры продолжали борьбу судвоенной энергией. Фараон Камос, преодолевая сопротивление своих нерешительных вельмож,отважился выступить походом против Авариса. Теперь у египтян, как и угиксов, были боевые колесницы; хорошо оснащенный речной флот поддерживалнатиск пехоты. Египтяне полностью усвоили военную тактику гиксов, и наазиатов двинулось уже внушительное войско, многочисленное идисциплинированное. Камос доплыл до Авариса и нанес первое поражение азиатам, хотя городаему взять не удалось. Гиксский царь послал гонца в Эфиопию, прося поддержки,но египтяне перехватили письмо. Вскоре власть перешла к брату Камоса Яхмосу. В 1578 г. Яхмос предпринимает решительное наступление. Дрогнувшие подударами его войск гиксы покидают Аварис и отступают на восток. Ненавистнаястолица врага предается разграблению. Победа окрыляет египтян: теперь насталих черед. Подобно тому как римские завоевания сменились нашествиямиварваров, арабское вторжение получило контрудар крестовых походов, амонгольское иго кончилось захватом Россией татарских ханств, так и гиксскоевладычество привело к рождению египетской экспансии. Яхмос не удовлетворяется изгнанием азиатов, а преследует их доПалестины. После упорной трехлетней осады взят Шарухен - последняя крепостьгиксов. Среди холмов и долин Сирии появляются боевые колесницы фараонов,рвущихся на север. Смятение охватывает аморитские города, одна за другой крепости попадаютв руки египтян. Постепенно волна завоевателей докатывается до Митанни. Наберегах Евфрата воздвигнут триумфальный памятник Тутмоса III (ок. 1500 г.).Знамена царского бога Амона реют над всеми крепостями Ханаана. Египет становится империей, в состав которой входят многочисленныенароды Африки и Азии. Нубийцы и сардинцы, жители Ливии и темнокожие эфиопыслужат в египетской армии. Победы фараонов приводят в трепет царейМесопотамии, которые шлют им богатые дары. Храмы египетских богов вырастаютпо всей Сирии. Корабли египетских купцов доходят до Эгейского моря,достигают далекой страны Пунт у берегов Сомали, откуда везут золото ислоновую кость. Военные походы фараонов приносили командованию и рядовым воинам большиебогатства и рабов. Поэтому карательные экспедиции в Азию, Нубию, Ливию сталисистемой. Повсюду были поставлены египетские правители и верные Египту царитуземного происхождения. Малейшее сопротивление приводило к жестокимрасправам. Так борьба Египта за национальную свободу превратилась впорабощение народов.С возвышением Фив возросло значение фиванского бога Амона. Еще в эпохуСреднего царства этот местный бог был отождествлен жрецами с богом Ра, т. е.возведен в ранг общенационального божества. Кто, как не Амон-Ра, сопровождалфараонов в их блистательных походах? Кто, как не он, сложил к ногам Египтастраны и народы? Обращаясь к Тутмосу III, Амон-Ра говорит, что именно он далцарю "поразить князей финикийских... поразить азиатов... покорить запад...обитателей болот". "Я поставил тебя царем, мой возлюбленный сын, Гор,могучий телец, сияющий в Фивах, рожденный мною Тутмос" - так возвещает богЕгипта304. Священные гимны того времени прославляют военные подвиги Амона,благодаря которым возлюбленная земля и царь получили мировое господство. Фиванские жрецы стали оказывать ощутимое влияние на политическую жизнь.Именно они добились провозглашения Тутмоса III царем, хотя он и был сыномфараона от побочной жены. При Аменхотепе III (1455-1424) один из них былпервым министром, а другой - министром финансов империи. Фараоны щедро одаривали храмы; во славу Амона были воздвигнутыисполинские колоннады святилищ Карнака и Луксора. Они должны были являтьсянаглядной проповедью о могуществе фиванского бога. Торжественные процессиисо статуей Амона превратились в национальные праздники; народные массы,опьяненные победами и гордые величием Амона, в неописуемом восторгевстречали появление идола: Открыты врата большого храма, Выносят наос из великого храма, Фивы ликуют... Карнак торжествует... Люди и боги столпились, Радуясь тому, что совершилось на земле. Толпа громогласно ликует, Воздавая хвалу славному богу Амону... Небо ликует, земля сияет При появлении Амона. Владыка мой, Амон-Ра, Дай мне быть среди толпы, Дай мне узреть сияние образа твоего При твоем появлении...305 Господство националистической религииказалось безраздельным. Вся страна, от фараона до последнего крестьянина илираба, была проникнута ее духом. И никто не мог ожидать, что начало мятежупротив бога-триумфатора будет положено в царском дворце, в доме"возлюбленного сына Амона". Переворот подготавливался постепенно. В царской семье уже давнотяготели к старой солнечной религии Гелиополя. Амон стал богом войны, афараоны чувствовали необходимость приостановить походы; войны усиливаливласть номовой аристократии и жрецов, а фараоны стремились освободиться отих влияния. Аменхотеп III вел мирную политику и сумел в конце жизниотстранить жрецов от ведущих государственных должностей. Есть указания нато, что он выдерживал ряд столкновений с жрецами. В противовес им онпостоянно подчеркивал, что высшая религиозная истина не есть монополия ихкасты, но что именно он, царь, есть "Хаэм-маат", т. е. воссиявший в истине.Знаменитые "колоссы Мемнона" - полуразрушенные статуи Аменхотепа III высотойв двадцать метров - до сих пор свидетельствуют о стремлении фараонапоставить себя выше всех духовных и политических сил в государстве. НиОсирис, ни Амон никогда не были изваяны в таких масштабах. Древняя религия Солнца привлекала Аменхотепа III и его династию помногим причинам. Во-первых, она принадлежала к иной традиции, нежели религияфиванского духовенства. Во-вторых, Ра гелиопольский, называемый также Гором,Атумом и Атоном, был исключительно царским богом, между тем как Амон былбогом властных жрецов и как бы свыше дарил свое покровительство фараонам.Царь оказывался существом, обязанным Амону всем: жизнью, троном, победами.Старинный же бог Солнца был воплощен в самом царе, который, как живоебожество, стоял над миром. Одним словом, началась глухая борьба между царем, с одной стороны, иаристократией и жрецами - с другой. Борьба эта почти не выходила наповерхность. Из одной надписи известно только, что Аменхотеп III и его отецслышали от жрецов "плохие слова"306. Но вскоре после смерти Аменхотепа IIIборьба приняла форму открытого конфликта. Империю потрясла религиознаяреформация, предпринятая сыном Аменхотепа III - Аменхотепом IV (1424-1406).Эта реформация имела своей целью не только сокрушить религию Амона, но иявилась первой в истории попыткой покончить с многобожием вообще иустановить религию единого Бога для всей империи.История Египта не знает более противоречивой и сложной фигуры, чемцарь-реформатор Аменхотеп IV. Неполнота источников и разноречивые мнения досих пор заслоняют от нас его подлинное лицо. Смелый разрушитель традиций -он в то же время по-своему продолжал их, строгий монотеист - он тем не менеене смог возвыситься до понятия о чисто духовном божестве, поборник "Истины"- он нередко проявлял жестокость и фанатизм. Многие считают Аменхотепанепрактичным идеалистом, Другие - ослепленным изувером, третьи - пророком, аиные - властным диктатором. Вероятно, в какой-то степени правы все. Однонесомненно: перед нами яркая личность, индивидуалист, противопоставившийсвои убеждения тысячелетним традициям. Если принять во внимание его влияниена искусство и Гимн Солнцу, написанный им, то не будет преувеличениемсказать, что Аменхотеп был человеком богато одаренным, если не гениальным.Ни один мудрый жрец, ни один ясновидец Египта не дерзнул с такойрешительностью восстать против многобожия и магических верований. В эпохукровавых войн и уничтожения покоренных народов он провозгласил равенствовсех племен и стран перед Богом. Кроме библейских пророков, древний мир незнает никого, кто мог бы встать в этом отношении рядом сфараоном-реформатором. Одиноко стоит его трагическая фигура среди мятущихсясобытий, эпох и народов. Глубокое непонимание, которое он встретил прижизни, говорит о том, что этот человек принадлежит не столько своемувремени, сколько тому духовному братству, члены которого во все века быликак бы пришельцами среди людей.Мать Аменхотепа, Тия, происходила не из царского рода, однако его отециз любви к ней сделал наследником именно ее сына. Есть намеки на то, чтофараону пришлось выдержать борьбу против жрецов и столичной аристократии,которая относилась к Тие враждебно. Возможно, жрецы не одобряли еерелигиозные симпатии. Когда муж подарил ей красивую барку, она была названа"Блеск Атона". Слово "атон" означало "солнечный диск", но в данном случаеоно употреблялось как имя Божественного Солнца, в противовес старым егонаименованиям307. Возможно, что склонность к древнему "солнечномуединобожию" передалась Аменхотепу еще в детстве от матери. Однако при жизни мужа Тия там, где речь шла о парадных торжествах илимонументах, следовала принятой традиции. На одном из памятников быловысечено, например, обычное изображение, из которого следовало, что ее сынАменхотеп IV родился на свет при помощи самого Амона. Немедленно после своего вступления на престол в 1424 г. Аменхотеп IVдал ясно понять, что Бог его сердца - это не воинственный Амон столичныхжрецов, а высший единый Бог, живым воплощением которого является солнечныйдиск - атон. По его приказу в Карнаке началось строительство огромногохрама, который должен был стать соперником святилищ Амона. Правда, имяфиванского бога еще встречалось в некоторых его надписях, но вскоре оноокончательно отбрасывается. Аменхотеп ясно указывает на связь новой "истины" со старым откровением,данным в Гелиополе. В сущности, на первых порах он пошел по пути,проложенному жрецами, отождествив Атона со старыми солнечными богами. Напамятниках этого времени мы читаем: "Да живет Ра-Гор небосклона, ликующий нанебосклоне в имени своем как Шу, который есть Атон". Таким образом, Атоноказывается тождественным с древним Ра, и с царским богом Гором, и сбожеством воздушного сияния Шу (или Шов). Чтобы подчеркнуть своеизбранничество, Аменхотеп принял тронное имя Ваэнра, т. е. "Единственный дляРа"308. Еще со времени Аменхотепа II (1491-1465) в качестве идеограммы солнцапоявляется изображение диска с лучами. Царь-реформатор провозглашает этотсимвол единственно допустимым. Все звероподобные и человекоподобные идолызапрещаются. Как огненный диск на небе есть единственное воплощение Бога,так и в искусстве не должно быть иных его обликов. На стенах храмов отнынесвоего рода иконой Бога будет лишь солнце со знаком вечности, лучи которогооканчиваются руками. В Фивах эти новшества вызвали волнения. Причиной их было не столькопровозглашение культа Божественного Солнца, сколько отвержение Амона ипрочих богов страны. Фараон между тем удалил от себя всех приверженцев старых культов;теперь его окружали не жрецы и аристократы, а только единомышленники. Онощущал себя пророком Солнца, проповедником новой истинной религии, верховнымее жрецом309. Жена царя Нефертити, прославленная благодаря своим знаменитымпортретам, очевидно, целиком разделяла его взгляды. Она и муж ее кормилицыЭйе были самыми близкими людьми молодого царя. Кроме того, в его интимныйкруг, вероятно, входили художники и поэты. Аменхотеп хотел очистить египетскую религию от многобожия, мифов,магии, бремени заупокойных церемоний. Все это было отметено с радикализмом,свойственным молодости. Придворные обычаи, связанные с традициями старойверы, вероятно, внушали царю отвращение. Он требовал от мастеров, которыевысекали его статуи во дворе нового храма, чтобы они следовали Маат - Истине- и не заботились о канонической идеализации облика царя. Эти трехметровые изваяния фараона вполне отражают внутренний переворот,совершившийся в его душе, и тот вызов, который он бросил тысячелетнимустоям. От прежних традиций остались лишь поза и одежда. Лицо Аменхотепаабсолютно лишено трафаретности. Это настоящий портрет, правдиво передающийсвоеобразные черты реформатора. Странное, болезненное выражение застыло на заостренном, непомерновытянутом лице. Узкие, слегка раскосые глаза кажутся полузакрытыми.Аменхотеп погружен в глубокую думу. Священные регалии фараона нелепо сидятна хилом, женственном теле. Тем не менее, в этом худощавом, слабом человеке чувствуется могучий духи непреклонная воля к борьбе. А борьба предстояла жестокая. Молодой фараоншел наперекор народным массам; отвергнув Осириса и других популярных богов,он посягнул на быт и верования, сложившиеся в веках, его ждало столкновениесо знатью и жреческой корпорацией. Библейские пророки выступали как оппозиционеры, как гонимые, но приэтом свободные люди. Аменхотеп нес бремя царского сана и не мог освободитьсяот старых понятий о фараоне как о божественном существе, обладающемабсолютной властью. Он полагал, что достаточно одного его слова, как"истина" восторжествует. Но ему пришлось быстро убедиться, что дажебожественный самодержец не всесилен. Поэтому он очень рано поддалсяискушению действовать при помощи принуждения и насилия. Когда он решилсянанести окончательный удар и, не боясь народного гнева и гнева жрецов, велелзакрыть храмы богов, он тем самым уже обрек свою реформацию на гибель.В знак своего полного разрыва с прошлым царь изменяет и свое имя.Отныне он будет не Аменхотепом, а Эхнатоном, что значит "Угодный Солнцу". Онприказывает повсюду истреблять священные символы и надписи. Выскабливают нетолько имя Амона, но и слово "боги". Реформатор в своем увлечении борьбой нещадит даже имени отца, которое включало имя ненавистного фиванского бога. Жрецы приняли вызов. Они никогда не забывали, что эта династия вомногом обязана им, и, если нужно, они могли поставить под угрозу само еесуществование. Неизвестно, как выражали они свой протест, но, безусловно,борьба была жестокой и упорной. Есть основание полагать, что на Эхнатонабыло сделано даже покушение. В конце концов, фараон понял, что в этом городе, который связывал сАмоном все свои славные воспоминания, который видел шествия триумфаторов,влекущих толпы связанных азиатов, в городе, где каждый храм и памятникговорил о старых богах, он не сможет создать центр нового учения. Тогда он,не задумываясь, решает отрясти прах со своих ног. Он больше не хочет слушать"дурные вести", не хочет видеть угрюмых стен храмов, пусть безмолвных иопустевших, но как бы затаивших угрозу. В шестой год правления Эхнатона караван царских судов двинулся вниз поНилу в поисках неоскверненной земли для закладки новой столицы. Флотилияпрошла более четырехсот километров, пока Эхнатон, повинуясь необъяснимомупорыву, не приказал пристать к берегу. И здесь, в долине, окруженной горами,среди бурых дюн и шелестящих тростников, он произнес властное слово...Отныне столица Верхнего и Нижнего Египта, град Божественного Солнца уже неФивы, а город, который возникает на пустом месте по замыслуцаря-реформатора. Имя его будет Ахетатон, "Небосклон Солнца", вечно сияющийобраз Бога будет простирать над ним руки-лучи310. Работа закипела немедленно. Инженеры, архитекторы, художники сэнтузиазмом отдались делу созидания новой столицы. В центре был воздвигнутвеликолепный дворец и храм в честь Солнца. Здания украшали фрески, рельефы,изразцы, золотая отделка. Вокруг центра и вдоль берега расположились домазнати с тенистыми садами, кварталы торговцев, рабочих, ремесленников.Солнечная столица была оснащена по последнему слову градостроительнойтехники; Эхнатону хотелось привлечь к ней любовь народа и затмить славу Фив. На скалах, окружавших Ахетатон, были высечены священные клятвы иизречения царя. В них были увековечены границы города, объявлено, что местодля него царь выбрал, руководствуясь не советами человеческими, нооткровением Божественного Солнца. Настал день, когда царь должен был окончательно покинуть Фивы. Это былонечто среднее между торжественным исходом и бегством. Поклонники Солнцаразрывали все узы с языческой столицей. Вероятно, народ собрался на пристани проводить своего странноговластелина. Барки разукрашены и устланы, поставлены цветные паруса, смуглыегребцы налегают на весла. На палубе, лишенной столь привычных идолов, стоитмолодой фараон с женой, дочерьми, близкими. Он прощается с фиванцами,которые в молчаливом недоумении смотрят на отплывающую флотилию. Никто неропщет. Фараон - это живой бог, он знает, что делает. В последний раз онивидят бледное и худое лицо Эхнатона. А реформатор уже не глядит на них, онобращает взор вперед, туда где за поворотами священной реки его ждетпостроенный им город, где не будет ни Амона, ни языческих жрецов, нинадменных вельмож, а будет царствовать лишь одно Божественное Солнце сосвоим единственным служителем, пророком и сыном.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.