Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о хронологии исхода




X x x

X x x

В целом все вышесказанное относится и к истории Иосифа. То, что онавосходит ко II тысячелетию, признается уже и в советской научной литературе(см.: ВДИ, 1964, Э 3, с. 62). Во всех своих деталях предание об Иосифе удивительно верно отражаетегипетскую историю и быт. Каждый штрих ее, по свидетельству археологии, какбы списан с живой действительности. Так, например, очень точно подмечено,какое огромное значение придавали египтяне снам; известны должности,аналогичные библейскому "хлебодару" и "виночерпию" (Быт 40, 2); ситуация,описанная в гл. 39 (попытка жены хозяина соблазнить Иосифа), оказываетсявесьма характерной для египетских нравов (см. Памятники Востока, вып. 4, с.33). Должность, которую Иосиф получил в доме Потифара, известна изегипетских памятников; пост, который он занимал при фараоне, и формачествования Иосифа также соответствуют египетским порядкам. Голод в Египтебыл нередким явлением; отмеченная в Библии враждебность египтян к пастухамобъясняется тем, что гиксы были пастушеским народом; продолжительность жизниИосифа соответствует цифре традиционного египетского идеала долголетия;гадание на чаше, которым занимался Иосиф, также египетский обычай; рассказ омумификации тела Иосифа вполне соответствует египетской практике (см.: G. Е.Wright. Biblical Archaeology, p. 53). Кроме всего этого, возвышение иностранца-азиата при гиксской династииболее чем вероятно, учитывая, что подобные возвышения были известны даже вдругие времена. Относительно реформ, которые проводил Иосиф в Египте (Быт 47, 20), Д.Э. Райт пишет: "Перед нашествием гиксов египетской землей владели сильныефеодалы. После изгнания иноземцев из страны мы видим исчезновение старойфеодальной знати и замену ее чиновниками фараонов" (G. Е. Wright. Op. cit,p. 58). Эта перемена, по мнению историка, произошла в правление гиксов, и еевполне естественно связать с земельной политикой Иосифа, как она отражена вБиблии. "Нужно быть таким ученым-немцем египтологом, как Эберс, - писал А.Лопухин, - всецело преданным чтению иероглифов и несколько разпутешествовавшим в Египет, чтобы написать такие повести, как "Дочьегипетского царя" и "Уарда". Тем не менее, даже в этих повестях нельзя незаметить целого ряда ошибок... Но кто может утверждать, что такие египтологии археологи существовали среди израильского народа после времениСоломонова?" (А. Лопухин. Библейская история, т. I, с. 465). На вопрос же, почему мы не имеем египетских памятников, непосредственносвидетельствующих об Иосифе, ответить очень легко. От эпохи гиксов до насдошло ничтожное количество памятников вообще. После восстания Яхмоса следыгосподства иноземной династии повсеместно истреблялись (см.: W. Keller. Op.cit, p. 111). Кроме того, земля Гошен или "Поле Цоана", т. е. Авариса, какего называет псалом 77, и гиксские крепости находились в заболоченнойвосточной части Дельты, почва которой, в противоположность сухим пескамдругих районов, не благоприятствовала сохранности памятников. Можно привести еще немало подтверждений общей достоверности тойкартины, которую дает нам Библия; на русском языке важнейшие из них собраныв капитальной монографии Д. Введенского "Патриарх Иосиф и Египет" (Серг.Посад, 1914) и в указанной книге Косидовского.Моисей жил, как признает большинство историков, в XIII в. до н. э. (см.приложение 7), т. е. на 600 лет позже Авраама и на 400 лет позже Иосифа.Фактически он положил основание Библии, ветхозаветной религии и израильскомународу. И тем не менее предание о нем также было объявлено лишенным всякойдостоверности. "Все, что рассказывается о Моисее, - безапелляционноутверждала пропаганда, - сплошь миф и сказки" (А. Ранович. Ук. соч., с. 73). Прежде всего, следует заметить, что помимо археологических свидетельствв пользу историчности Моисея говорят чисто логические соображения. В самомделе: мог ли народ начать свою историю с такого унизительного вымысла, какрабство, не будь оно историческим фактом? А если исход действительносовершился, то мог ли он произойти без водительства выдающегося вождя? Ещеболее невероятно образование из беспорядочной толпы полурабов ядра нации,если бы эта толпа не вдохновлялась чем-то большим, нежели желаниемосвободиться. Этим вдохновляющим началом была вера в Ягве - Бога отцов.Возрождение веры немыслимо без появления пророка, религиозного вождя. Дажетакой скептически настроенный историк, как С. Рейнак, вынужден был признать,что "невозможно представить себе развитие какой-либо религии без воздействиясильной воли, гениальной личности, вроде Моисея, апостола Павла, Магомета"(С. Рейнак. Орфей. Всеобщая история религии. Париж, 1910, с. 233). Итак, при возникновении израильского народа и ветхозаветной религиидолжен был появиться духовный вождь. "Если этого вождя, - замечает Р.Киттель, - измыслила легенда, то его место должен занять другой" (Р.Киттель. Ук. соч., с. 165). Но искать другого нет оснований. Все, чтоговорит Библия о Моисее, свидетельствует в пользу его историчности, дажесамо имя пророка. Оно египетского происхождения, что подтверждает рассказСв. Истории о том, что Моисей был воспитанником египтянки. Нередко указывали на то, что рассказ о Моисее, брошенном в корзине вреку, напоминает сказание о Саргоне Аккадском. Но в самом этом факте нетничего фантастического. Естественно предположить, что именно так матери вдревности подкидывали детей. Достаточно указать на истории Ромула, Кира,индийской царевны Кунти. Но даже если и согласиться с гиперкритиками исчесть эту деталь биографии Моисея фольклорной, она нисколько не подорветисторичности пророка, как не подрывает она историчности Саргона и Кира.Легенды, как правило, окружают детство великих людей. Д. Фрэзер, которыйисследовал мифы, параллельные библейским сказаниям, признал, что рассказБиблии о Моисее, взятый в общих чертах, "не возбуждает серьезных сомнений всвоей достоверности" (Д. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1931, с.252). Большие строительные работы в Дельте, топография пустыни имногочисленные детали исторической и географической обстановки - все это внастоящее время уже перестало казаться вымыслом. Даже такой ничтожный штрих,как пролегание путей перелетных птиц через Синай, оказался соответствующимдействительности. Какие бы изменения ни претерпевала израильская религия, в ней с самогоначала мы видим следующие черты: 1) веру в Ягве как Избавителя и Богасправедливости, 2) веру в Завет и избранничество "народа Ягве", 3) идеютеократического управления, 4) праздник Пасхи, 5) отсутствие вульгарноймифологии. "Все это, - говорит К. Корниль, - мы должны признать заподлинные, специфически Моисею принадлежащие мысли... Если Израиль все жесохранил свой своеобразный облик, не был духовно побежден и подчиненхананеянами, а сумел, наоборот, ассимилировать хананеян, так что в концеконцов он остался определяющей и задающей тон составной частью целого, тотем он обязан только Моисею и его делу" (К. Корниль. Пророки, 1915, с.31-34). История Востока, археология, география, сравнительное изучениерелигий - все говорит в пользу того, что Моисей такая же реальная фигура,как и другие великие основатели вероучений (см.: W. А1-bright. From theStone-Age to Christianity, p. 270). Следует заметить, что и серьезные советские историки не решаютсяотрицать историчность Моисея (см., напр.: В. Струве. Израиль и Иуда. - Вкн.: История Древнего мира, т. 1, М., 1936, с. 340 cл.). Моисей не упомянут в египетских памятниках. Однако это не может бытьаргументом в пользу его мифичности. Далеко не все тексты и памятники этоговремени дошли до нас, и, быть может, тот папирус, где назван израильскийвождь, погиб среди тысяч других. "Хотя, - пишет Д. Брайт, - мы не знаемничего о его деятельности как избавителя, кроме того, что есть в егобиблейском рассказе, подробности которого невозможно хорошо проверить, нетоснования отрицать, что он был таким, каким Библия рисует его, - великимоснователем израильской веры" (J. Bright. A History of Israel, p. 116).Библия не указывает имени египетского царя - современника Иосифа, идвух царей - современников Моисея называет также просто "фараонами". В своюочередь, в сохранившихся до наших дней египетских памятниках нет прямыхуказаний на библейские события. Это создает известные трудности вопределении даты Исхода, т. к. приходится пользоваться лишь косвеннымиуказаниями. Отправной точкой в поисках хронологии Исхода должны служить словаЯгвиста о том, что угнетаемый Израиль "построил фараону города для запасовПифом и Рамсес" (Исх 1,11). У Элогиста указывается город Сокхоф, который былсборным пунктом израильтян в момент Исхода (Исх 13, 20). Что нам известно об этих городах? Раскопки и древнеегипетские документы показали, что Рамсес II(1301-1234), будучи сам родом из Дельты, перенес туда свою резиденцию.Оттуда легче было контролировать Сирию (см.: Д. Брэстед. История Египта, I,с. 123). Выбор его пал на Аварис, называвшийся также Танисом и Цоаном. Этобыла старая гиксская столица, с XVI в. лежавшая в развалинах. Как показываетимя отца Рамсеса - Сети, в их семье, очевидно, почитался гиксский бог Сет. ВТанисе была найдена плита, посвященная четырехсотлетнему юбилею города, сизображением Сета (ANET, р. 252; J. Bright. A History of Israel, p. 111). Плита, очевидно, была поставлена в царствование Рамсеса. Перестроенный город был назван по имени фараона Пер-Рамсес, т. е. ДомРамсеса. В одном папирусе новая царская резиденция описывается как великийгород, окруженный садами и плодородными землями. В Рамсесе был, кроме храмаАмона, храм Сета и сирийской богини Астарты (ХИДМ, 106; В. Авдиев. Историядревнего Востока, 1953, с. 263). По городу и вся область называлась "землейРамсеса". Кроме Рамсеса фараон возродил к жизни и некоторые другие города,пришедшие в запустение после изгнания гиксов. Пока столицей были Фивы,Мемфис и Ахетатон, провиантские склады и арсеналы сосредоточивались на юге.Теперь их нужно было переносить в Дельту. В 1905-6 гг. известный археологФлиндерс Петри раскопал в Дельте город Пиитом (Вади Тумилат), а еще раньшебыл обнаружен Навилем город с обширными кладовыми, который назывался Секу,что соответствует библейскому Сокхофу (G. Е. Wright. Biblical Archaeology,p. 61). Как явствует из папируса Анасатази (см.: В. Струве. Израиль вЕгипте. Пг., 1920, с. 35), Сокхоф находился на восточной границе Дельты ибыл пограничной крепостью при Мернептахе - сыне Рамсеса II. К своей строительной деятельности Рамсес мог приступить лишь послеокончания войны с хеттами, т. е. ок. 1285 г. Вероятнее всего, к этомувремени нужно отнести и угнетение Израиля. Из всего рассказа явствует, чторезиденция фараона находилась в Дельте. Указания на Рамсес, Пифом и Сокхофнадежно локализуют во времени деятельность Моисея. Согласно элогистическому преданию, Израиль жил в Египте 400 лет (Быт15,13). Священническая традиция определяет это время в 430 лет (Исх 12,40).Это поразительно совпадает с юбилейной стелой Сета, где отмечаетсячетырехсотлетие с основания Авари-са-Рамсеса. Если юбилей справлялся около1300 г. (а так полагает большинство исследователей - см. ВДИ, 1958, Э 3, с.98), то основание города нужно отнести к 1700 г. Это совпадает с той датой,которая обычно считается началом гиксского вторжения в Египет. Между темэллинистические, египетские предания и множество косвенных свидетельствзаставляют относить время Иосифа к правлению гиксов. В частности, известно,что евреи знали "эру Авариса", т. е. отсчет времени от основания гиксскойстолицы (Числ 13, 22), что указывает на их тесные связи с гиксами (см.: G.Е. Wright. Biblical Archaeology, p. 57). Итак, если дата Авраама ок. 1850 г., дата Иакова ок. 1750 г., датапереселения Израиля в Египет ок. 1700 г., то дату Исхода нужно искать где-тооколо 1300 г. Многие современные исследователи считают фараоном Исхода Рамсеса II, аСети I, его отца, "фараоном-угнетателем" (J. Bright. A History of Israel, p.113). Эта датировка связана со стелой Мернептаха (1234-1220), которуюФлиндерс Петри обнаружил в фиванском некрополе зимой 1896 г. В этой стелеговорится, что в третье лето царствования сына Рамсеса II он покарал своихврагов, возмутившихся против него (см. гл. XVIII). В числе усмиренныхперечисляются: 1) Ливия, 2) Хетта, 3) Ханаан, 4) Аскалон, 5) Гезер, 6)Иеноам и, наконец, 7) Израиль. Из этого делают вывод, что Исход к 1230 г.уже совершился и израильтяне обитали в Палестине. Однако, во-первых, в стеле названия даны без четкой географическойлокализации. Сначала говорится о западных ливийцах, потом о хеттах МалойАзии, о южнопалестинских городах Аскалоне и Гезере, потом снова осевероханаанском городе Иеноаме. Во-вторых, перед словом "Израиль" стоитдетерминатив, означающий не город, а племя. И, наконец, в-третьих,библейское предание не говорит ни о каком столкновении с египтянами, кромеэпизода у Тростникового моря. В то же время смутные годы царствования Мернептаха гораздо большеподходят к ситуации, описанной в "Исходе". Сомнительно, чтобы такой фараон,как Рамсес, дал уйти израильтянам. Ослабление империи началось лишь при егосыне Мернептахе. Характерно, что о "фараоне-гонителе" Библия говорит как оцарствовавшем "долгое время" (Исх 2, 23). А как известно, царствованиеРамсеса было одним из самых продолжительных в истории Египта (65 лет).Исход, согласно Библии, происходит именно при сыне этого долговечногофараона. О чем же говорит стела Мернептаха? Ответа может быть два. Во-первых,преследование Израиля могло быть частью карательной кампании Мернептахапротив азиатов. "Вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Мицраим", -говорит Библия (Исх 13, 18). Возможно, у берега моря произошло вооруженноестолкновение, при котором особые обстоятельства помогли Израилю уйти отпогони. Заявление о том, что Израиль разгромлен, можно легко истолковать какобычное преувеличение победных гимнов. То же самое можно сказать и о песнеМоисея (Исх 15). Второе объяснение можно найти в кн. 1 Паралипоменон (7, 21, 24). Тамрассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершилипоход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов.В Быт 34 говорится о том, что израильтяне завоевали город Сихем, которыйвпоследствии при вторжении в Ханаан Иошуа взял мирным путем и сделал своимцентром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и послепереселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналахТутмоса III (1502-1448) палестинской местности Иаковэль (О. A. Tafftem. TheHistoric Exodus, 1905, р. 302). Библия повествует о том, что фараон боялся, как бы евреи не вступили всоюз с его противниками (Исх 1, 10). Вполне вероятно, что здесь имелись ввиду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромленыМернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одноцелое, а так как "Моисеево ядро нации" отличалось большей духовной силой,оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иудыможет быть отголоском этой изначальной двойственности народа. К вышеизложенным выводам пришли уже вскоре после находки стелыМернептаха (см.: В. Шпигелъберг. Пребывание Израиля в Египте в светеегипетских источников. СПб., 1908; Р. Киттель. История еврейского народа, I,с. 152). И в настоящее время эта точка зрения постепенно утверждается (см.:М. Rowtton. The Problem of the Exodus. - "Palestin Explorations Quarterly",1943, p. 46). Итак, Исход можно датировать ок. 1230 г. Именно к XIII в. относятсяследы разрушений в ряде городов Палестины. Библия говорит о том, что царьЭдома не хотел пропустить Израиль через свои земли. Археология показала, чтоЭдомское царство возникло не раньше 1300 г. Развалины захваченных ханаанскихгородов позволяют датировать время завоевания ок. 1200 г. Правда, неполучается "сорокалетнего" странствования в пустыне, но эти 40 лет есть вбольшей степени символическое обозначение жизни поколения, чем точноехронологическое указание. Против отнесения Исхода ко второй половине XIII в. выдвигают указание 3Цар 6, 1 о том, что Исход произошел за 480 лет до построения Соломоновахрама. Если храм начали строить ок. 958 г., то Исход, по этой дате,произошел ок. 1440 г., т. е. во времена Тутмоса III и Аменхотепа II. Однакоэто было время полного господства фараонов в Палестине, и оно совершенно несоответствует ситуации, отраженной в Библии. К тому же Дельта в те годы небыла резиденцией царей, а будущие Пифом и Рамсес еще представляли собойзабытые пустыри. Как же объяснить цифру Книги Царств? Историки считают ее символическим обозначением 12 поколений. Библейскиечисла, говорит о. Л. Гролленберг, "не всегда указывают на точноустановленное количество предметов, а часто определяют присущие им качестваили дополняют указание на их духовную значительность. Так, число 7 означаетизобилие, полноту, а 12 - обычно число избранников (как в Израиле было 12колен, так и в Церкви мы находим 12 апостолов). Число 40, первоначальноокругленное число, обозначающее продолжительность поколения, частохарактеризует периоды, на которые делится история Спасения человечества: этоотносится к 40 годам в пустыне перед вторжением в Обетованную Землю, к40-дневному путешествию Илии к горе Божией, к 40 дням уединения Христа послеКрещения и к 40-дневному периоду после Воскресения. После обитания среди своего народа в походном святилище Господь избралпостоянным местом своим Иерусалим. По убеждению благочестивых священников,со времени Исхода из Египта все древние иудеи жаждали этого храмаСоломонова. Постоянное обитание в своей собственной стране было староймечтой Израиля. Для священников эта мечта не была полностью осуществленавплоть до того дня, когда Бог превратил свою Скинию в постоянное святилище.На основании расчета своих родословных они внесли в период между Исходом ипостроением храма число 480 (40 помноженное на 12). Эти годы могут бытьистолкованы как приготовление (40 лет) для нового избранничества (12)" (L.Grollenberg. Atlas of the Bible, p. 31-32). Таким образом, число, указанное в Книге Царств, есть число священное. Ався совокупность библейских и внебиблейских данных приводит нас к XIII в.(1230) как исторической дате Исхода.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.