Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История спасения, запечатленная в Ветхом Завете 6 страница




Глава десятая ИЕРУСАЛИМСКАЯ РЕФОРМА 1. О находке Торы мы имеем два сообщения 4 Цар 22 и 2 Пар 34. Междуними есть некоторое противоречие. Книга Царств говорит, что очищение храмаот языческих символов произошло после находки рукописи, а Паралипоменонпомещает очищение до находки. Вероятнее всего, оба сообщения не исключаютдруг друга. С момента обращения Иосии к "вере Давида" (восьмой год егоправления) до ремонта храма прошло шесть лет. Несомненно, за эти годы царьпредпринял ряд антиязыческих мероприятий (в первую очередь они касалисьассирийских культов). После же обнародования Торы очищение проводилось болеерадикально и распространялось на все провинциальные алтари Ягве. См.:J.Вright. А Нistory of Israel, р 297, R. de Vaux. Аncient Israel, р. 337. 2. См.: X. Тадмор. История еврейского народа, ч. I Тель-Авив, 1967. 3. Иер 11, 18-23, 12, 6. В этих текстах Иеремия сравнивает себя сагнцем, ведомым на заклание, мотив, которым воспользовался Исайя Второй,изображая страждущего Служителя Ягве. Слова Иер 11, 19 указывают на то, чтопророка хотели отравить. Причина такой острой вражды не совсем ясна. ЖСтейнман (J. Steinтапп. Lе рrophete Ieremie. Paris, 1962) предполагает, чтоИеремия выступал в Анатоте как "эмиссар" царской реформы, но данных обактивном участии пророка в реформах в Библии нет. Бубер полагает, чтоИеремия даже сам открыто выступал против централизации культа (М. Виber.Рrophetic Faith, р. 168-169). 4. Вопрос о судьбе сельского духовенства остается открытым. Велльгаузенсчитал, что левиты и священники провинциальных алтарей одно и то же (Ю.Велльгаузен. Введение в историю Израиля, с. 125). Но в настоящее времяполагают, что "левит" в царскую эпоху все еще означало просто члена клана, ане профессиональной корпорации. Есть предположение, что Хилкия вообще непринадлежал к левитскому роду. Он происходил от Цадока, первосвященникавремен Соломона, а некоторые исследователи Библии думают, что Цадок вел своепроисхождение от местных ханаанских жрецов. Его род при Соломоне оттеснилрод Абиатара, удалившегося в Анатот. См.: А. Соdу. А Нistогу оf OldTestament Priesthood, р. 127, ff, R. dе Vаих. Аncient Israel, р. 372, ff. 5. В устной своей форме Закон Святости восходит к Моисеевым временам.Но тщательная разработка ритуала показывает, что записан он был позднее.Условное название дано тексту после работы Клостермана (1877). Текст этотдолго считали послепленной компиляцией. В настоящее время он отнесен кпериоду, предшествующему плену. Древнейший фрагмент кодекса (VI в до н э)найден среди манускриптов Мертвого моря (см.: И. Амусин. Рукописи Мертвогоморя, 1960, с. 86). О структуре кодекса см.: Rо1апd J. Faley.Levitucus.-JВС, р 78, ff. 6. О Науме Элькошите ничего не известно. Даже его имя, означающее"утешение", может быть псевдонимом. Где находился Элькош, из которого он былродом, тоже неясно. Полагают, что он проповедовал в храме. Книга егораспадается на четыре гимна: 1) Явление Бога-Судии, 11, 1-10, 2)Благословения и угрозы, 1,11-15, 3) Осада Ниневии, 2, 4) Конец Ниневии, 3.Время написания гимнов относится к 612 г. См.: А. Глаголев. Книга пророкаНаума.-ТБ, VII, с. 273, Р.Неinisah. Тhе Нistorу оf Israel, 1952, р. 254. 7. Из буквального текста Библии (4 Цар 23, 29-30, 2 Пар 35, 20-26)возникает впечатление, что Нехо шел воевать против ассирийцев. Но согласновавилонской хронике (ХДВ, с 247), он собирался вмешаться в борьбу на сторонеассирийцев. О разрушении Мегиддо в Библии не упоминается, но о немсвидетельствуют раскопки. См: W.Аlbright. Тhе Аrchaeology, р. 129-130. 8. О личности Аввакума (евр. Хабаккук) в Библии нет сведений. Правда, вСептуагинте сохранилась легенда о том, что Аввакум жил в эпоху плена. Нодостоверность этой легенды ничтожна (см. иером. Варфоломей. Книга пророкаАввакума. Сергиев Посад, 1913, с. 26). Единственное свидетельство легенды,заслуживающее доверия,-это указание на то, что Аввакум был левитом. Книга Аввакума состоит из следующих частей: 1) Диалог с Богом: а) вопрос пророка 1, 2-4, б) предсказание о"касдим"-халдеях, 1, 5-11; в) второе вопрошание пророка, 1, 12-17. 2) Пророк на башне. Ответ Бога, 2, 1-4. 3) Обличение жестоких и надменных, 2, 5-20. 4) Гимн о Богоявлении: а) Богоявление, 3, 1-15; б) непоколебимостьверующего, 3, 16-19 9. Существует много различных точек зрения на "касдим" Аввакума, откоторых зависит и дата книги. См.: G.Т. Мопtаgие. Zephaniah, Nahum,Habakkuk, Lamentations, Obadiah. Collegevillе, 1967, р. 45,49; А. Gе1in. Leslivres prophetiques. - RFIВ, I, р. 518. Но скорее всего речь здесь идет охалдеях. Пророк должен был знать об их возросшем могуществе уже в 609 г.Именно халдей Набопаласар в союзе с мидийцами сокрушил Ниневию. Основноймотив книги указывает на событие, повергшее Израиль в уныние и отчаяние.Подобных событий можно назвать только два: падение Иерусалима в 587 г. игибель Иосии в 609 г. Указание на башню в псалмах Аввакума (2, 1) и общий контекст исключаютпервую дату, и, таким образом, наиболее возможной остается вторая (см. М.Вic: Тrois prophetes dans un temps de tenebres. Paris, 1968, р. 45).Предположение, будто Аввакум писал после 609 г., когда халдеи установилисвою власть над Израилем, вряд ли обосновано. В этот период действуютпророки Иеремия, Урия, Анания, Шемайя и др. Но об Аввакуме уже нет ни слова. Глава одиннадцатая ИЕРЕМИЯ ПРОТИВ ИЕРУСАЛИМА Иудея, 609-597 гг. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. А. Пушкин Преемником убитого царя-реформатора должен был стать старший из еготрех сыновей - Элиаким. Но в Иерусалиме хорошо знали заносчивый нравцарского первенца, и поэтому "народ земли" отдавал явное предпочтениеШалуму, второму сыну Иосии. Во время смуты, охватившей город после пораженияу Мегиддо, совет старейшин сумел отстранить Элиакима и возвести на престолШалума. Он был торжественно помазан в храме и принял тронное имя Иоахаз, чтозначит "Ягве крепок". Но не прошло и трех месяцев после коронации, как новое бедствиепостигло Иудею. После безуспешного похода на Евфрат и в Сирию вернулсяфараон Нехо. На этот раз его послы прямо объявили, что отныне власть Египтанад Палестиной восстанавливается. Противиться было бесполезно, и Иоахазвынужден был ехать к фараону в Риблу для принятия вассальной присяги. Обойденный Элиаким, вероятно, воспользовался моментом, чтобы наверстатьупущенное. В результате фараон задержал Иоахаза при себе и затребовал вставку Элиакима. Воцарилось напряженное ожидание; Иеремия предсказывал, чтоИоахаз уже больше никогда не вернется на родину. А вскоре пришло известие,что Нехо возвращается в Египет, увозя Иоахаза в качестве пленника. Царем женад Иудеей он утвердил Элиакима, который, видимо, сумел убедить Нехо в своейлояльности. В знак подчинения он получил новое имя - Иоаким. Двадцатипятилетний царь был прямой противоположностью своему отцу.Больше всего он любил увеселения и роскошь, религиозными вопросами неинтересовался, политической независимости не искал. В течение одиннадцатилет своего правления он, насколько это было возможно, хранил верностьфараону, из рук которого получил власть. Дань, возложенную на него Нехо, онне пожелал выплачивать из казны или из средств богачей, но обложил податьювесь народ. Те самые люди, которые не желали, чтобы он царствовал, теперьвынуждены были оплачивать цену его короны. Уже в этом своем первом шаге былвесь Иоаким. Главной заботой царя стала перестройка дворца. Пренебрегая денежнымитрудностями, он велел обшить его залы дорогим кедром и всячески их украсить.Иеремия впоследствии говорил, что этот дворец, где рабочих принуждалитрудиться безвозмездно, построен на "неправде и беззаконии". Что касается преобразований Иосии, то, хотя Иоаким формально не отменилих, все дело обновления веры оказалось полностью заброшенным. ПервосвященникХилкия к тому времени умер, и его сменил Азария, человек, во всех отношенияхему уступающий. Духовенство и пророки были рады уже и тому, что не наступилареакция в духе Менаше. Чтобы задобрить их, царь оставил за храмом положениеединственного святилища. Сохранение этой внешней стороны реформы радовалотех, кто считал важным уберечь хоть что-то: пусть столь страстно ожидаемаямессианская эра отодвинулась в неопределенное будущее, зато оставалсянесомненный знак Божиего благоволения-Иерусалим и храм; они стоят нерушимо,и это главное. Ореол святости и неприступности, окружавший город, не померк,а, напротив, стал ярче прежнего. Египтяне не коснулись Сиона; это ли недоказательство того, что Ягве по-прежнему обитает в Своем Доме? В эти годы патриотизм, раненный крушением политических надежд, сталвырождаться в болезненный национализм. Как это нередко бывает, бедствияподогревали национальное чувство народа. Даже когда после Мегиддо всерухнуло, храм оставался последним прибежищем патриотических чаяний. Удовольствовавшись малым, его служители смотрели сквозь пальцы на то,что социальные идеи Второзакония превращались в пустой звук, что людиохладевали к памяти Иосии. Исподволь стали возрождаться старые языческие обряды. Кое-где крестьяневновь старались умилостивить Ваалов, опасаясь засухи, а женщины отыскивализаброшенные амулеты Астарты. Впрочем, это были уже скорее тени прошлого, которые не могли изменитьобщей картины набожности и спокойствия. В стране царил мир. Египетское игоне было слишком тяжелым, оно ограничивалось взиманием подати. В остальном жефараон не вмешивался во внутреннюю жизнь Иудеи. Все шло своим чередом:крестьяне обрабатывали землю, писцы трудились в канцеляриях, священникисовершали богослужение, царедворцы составляли сметы для построек исодержания гарема, купцы торговали, левиты пели, пророки пророчествовали. И тогда-то Иеремия вновь был призван выступить против Иерусалима. Как ипрежде, не без колебаний решился он возобновить борьбу со своим народом.Внутренний Голос не давал ему покоя, пока он не согласился идти и говорить.Иеремия вынужден был сказать людям самое страшное и непонятное для них. Отего слов почва должна была уйти из-под ног любого набожного иудея: пророкобъявил войну двум последним кумирам-идее национального превосходства ислепой вере в народную святыню. Одним из первых среди учителей человечестваИеремия возвестил чисто духовную религию, которая, признавая внешние формы,по существу стоит выше их. Пророку надо было показать, что стены храма икамни алтаря не имеют ценности сами по себе. Он готовился развеять миф онерушимости Дома Ягве, чтобы напомнить о "богопознании", заслоненномвнешними формами культа. Для своего первого выступления Иеремия выбрал внебогослужебное время ипришел к воротам, ведущим во внутренний двор святилища, где обычно глашатаиобъявляли волю царя, решались тяжбы и обсуждались общественные события.Когда внимание собравшихся обратилось к нему, Иеремия начал речь, говоря отлица Ягве: "Исправьте пути ваши и поступки ваши, и тогда Я упрочу пребывание вашена этом месте. Не полагайтесь на обманчивые слова говорящих: "Здесь храмЯгве! Здесь храм Ягве!" Если не будете обижать иноземца, сироты и вдовы,если не будете проливать невинную кровь на этом месте и не пойдете за инымибогами на беду себе - тогда оставлю Я вас жить на этом месте, на земле,которую Я издревле дал отцам вашим. Вот вы надеетесь на обманчивые слова,которые не принесут вам пользы. Хорошо ли, что вы, воруя, распутничая ипринося ложные клятвы, кадя Ваалу и следуя чужим богам, которых не зналипрежде, приходите потом и становитесь пред лицом Моим, говорите: "Мыспасены!"- только для того, чтобы снова совершать все эти гнусности? Несделался ли для вас Дом этот, названный Моим именем, вертепом разбойников?"(Иер 7, 3-11). Пророк напомнил об участи святилища в Шило, где во времена Судейхранился Ковчег Ягве. Пока народ был верен Завету, Бог пребывал с ним, когдаже изменил, Господь перестал охранять святыню; храм Шило был разрушен, аКовчег захватили враги. Та же судьба постигнет и храм Сионский, если народне переменит своего образа жизни. Едва только пророк смолк, как на негонадвинулась негодующая толпа: как может этот человек кощунственно говорить огибели Дома Божия? Не Сам ли Ягве обещал, что рука врага не коснется его? Особенно оскорбили слова Иеремии служителей храма: ведь он же сам излевитов, сам пророчествовал в храме, а теперь говорит богохульные речипротив святыни! "Смерть ему!"-кричали служители; толпа росла, угрожая пророкурасправой. Его спасло лишь то, что из дворца на шум вышли князья истарейшины. Выслушав сбивчивые объяснения, они сели у ворот и пожелалиузнать подробности дела. Священники выступили вперед и заявили: "Этотчеловек заслуживает смерти, потому что он проповедует против этого города,как вы слышали своими ушами". Когда дали слово Иеремии, он обратился ко всем присутствующим. "Ягве послал меня,-сказал он,-пророчествовать против этого Дома игорода все, что вы слышали. Итак, исправьте теперь пути ваши и поступки вашии послушайтесь голоса Ягве, Бога вашего, и Ягве отменит бедствие, котороеизрек на вас. А что касается меня, то я в ваших руках: делайте со мной все,что вам кажется правильным и справедливым. Однако знайте: если убьете меня -то возложите на этот город и на его жителей невинную кровь. Ибо воистинуменя послал Ягве, чтобы вложить в ваши уши эти слова" (Иер 26, 12-15). Речь пророка произвела впечатление и охладила толпу. Быть может, и самоблик посланца Божия невольно внушал уважение. Одни лишь ослепленные гневомслужители храма продолжали требовать его казни. Старейшины, однако,напомнили им, что уже при Езекии пророк Михей Морешотский предрекал гибельИерусалима и никто не заграждал ему уст; напротив, царь послушался его слови тем отвел гибель от града Божия. В конце концов, благодаря вмешательству царедворцев, восторжествовалатерпимость и пророк избежал смерти. С этого времени создалось странное, на первый взгляд, положение:защитниками Иеремии стали светские люди, а пророки и духовенствопревратились в его смертельных врагов. Но все проясняется, когда мы узнаемиз Библии, что сторонником пророка был Ахикам, сын секретаря Шафана,главного инициатора реформы. Ревнители преобразований не были еще полностьюотстранены, и именно они всячески стремились поддерживать Иеремию. А что же пророки? Почему они ополчились против своего собрата? В этомтоже нет ничего необъяснимого. Пророческую корпорацию в те дни возглавлялиАнания, Ахав и Цидкия - ограниченные патриоты, которые только и делали, чтопредсказывали гибель вражеских царств (1). Иные же пророки молчали изстраха. В Иудее с каждым днем все труднее становилось во всеуслышаниеговорить то, что думаешь. Царь Иоаким не желал, чтобы опасные агитаторымутили народ, и приказал решительно расправляться с ними. Иеремию, укоторого было немало почитателей при дворе, он пока не решался трогать, нозато велел арестовать пророка Урию-бен-Шемайя, единственного, кто, кромеИеремии, осмелился говорить о гибели Иерусалима. Урия, узнав об опасности,бежал в Египет, но посланные царя разыскали его и там. Возможно, что еговыдали по распоряжению Нехо, желавшего поддержать своего ставленника. Такили иначе, Урия был доставлен в Иерусалим и там казнен. Теперь Иеремии былопоказано, что его ждет, если он будет продолжать свои проповеди. Но и без того небольшое число сторонников пророка таяло, от негоотшатывались, как от зачумленного. Мрачные мысли посещали Иеремию в эти дни,он в который раз убеждался, что все его усилия разбиваются о глухуюпреграду. В Анатоте его ненавидели, в Иерусалиме было не только трудноговорить, но и опасно жить. Царская власть, как всегда, едва почувствовавсвою силу, становилась деспотичной и подозрительной. В минуты уныния пророкслагал псалмы, которые и сейчас позволяют нам заглянуть в душупророка-страдальца. В них он обращался к Богу как к единственному своемуприбежищу, изливая перед Ним свою боль, плакал перед Ним, говорил онедоумениях и сомнениях: Ты будешь прав. Господи, если я стану судиться с Тобой, но все же буду говорить о правосудии пред Тобой. Почему путь нечестивыхблагополучен? Почему все лжецы живут в покое? Ты насадил их, и укоренились они, они вырастают и приносят плод. Ты близок на устах их, но далек от сердца их, А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое. (Иер 12, 1-3) "Лжецами" Иеремия, вероятно, называл служителей храма, которыевосставали против него. Пророки и духовенство никак не могли понять, чегохочет этот беспокойный человек; они не верили, что он послан Богом. У нихбыл храм, они могли приносить жертвы и, худо ли, хорошо, учить людей Торе. Вхраме сосредоточивалась вся их надежда, каждый, кто посягал на егоавторитет, казался им богопротивником. К чему все эти строгости? Даже есликто-нибудь из простонародья и отдает дань суевериям, так ли уж это страшно?И пусть власть имущие не всегда справедливы, стоит ли постоянно говорить обэтом? Ведь они приносят немалые жертвы во искупление своих грехов. КогдаИеремия в спорах с этими людьми слышал нечто подобное, возмущению его небыло предела: Разрывается сердце во мне, содрогаются кости мои; Я как пьяный человек, как человек, сраженный вином, Из-за Господа и из-за святых слов Его. Пророк и священник-лицемеры, даже в доме Моем Я нашел нечестие, говоритГосподь... Как вы можете говорить: мы мудры и Тора Ягве - у нас? Между тем трость книжников лживая в ложь превращает ее*. (Иер 23, 9-11; 8, 8) ----------------------------- * Тору Это был прямой намек на то, что духовенство искажает Тору в своихинтересах. Пророку была невыносима обывательская беспечность служителейалтаря, их теплохладность, компромиссы и патриотический вздор, которым онистарались замаскировать духовную болезнь нации. Именно к духовенству Иеремияотносился с особой взыскательностью, требуя от него верности слову Господню.Кто-кто, а уж священники должны были хорошо знать, чем грозит осквернениеЗавета. Выступая против священников и власть имущих, Иеремия не замалчивал игрехов простого народа. В нем он видел источник постоянного возвращения кязычеству. Многие из "людей земли", которые еще недавно своими рукамиразбивали фетиши и выбрасывали домашних божков, теперь мучились суевернымстрахом и чувством вины. Комета или любое иное необычное явление пугалилюдей, напоминая им, как бесцеремонно они разделались с алтарями "Воинстванебесного". Иеремия силился убедить народ навсегда забыть о ложных страхах иоставаться верным только единому Богу: Не идите по путям народов, не страшитесь знамений небесных, которыхстрашатся народы, ибо обычаи народов тщета. Вырубают они в лесу дерево, обделывают его топором, руками плотника, Покрывают серебром и золотом, укрепляют молотком и гвоздями. (Иер 10, 1-4) Может ли быть у этих истуканов что-либо общее с Богом Израилевым? Ягвеже есть истинный Бог, Бог Он живой и вечный Царь... Создал Он землю силою Своею, утвердил Вселенную мудростью Своею иразумом Своим простер небеса. По зову Его шумят воды небес, облака поднимает Он от краев земли, Творит молнии среди дождя и ветер выводит из хранилищ Своих. (Иер 10, 10, 12-13) Но проповеди эти, кажется, не возымели большого действия. Люди хорошопомнили, что их отцы беспрепятственно совмещали веру в Ягве со служениемВаалу и Астарте. Меры, которые вводили Езекия и Иосия под влиянием пророков,стали казаться теперь излишними. "Они обратились к беззакониям праотцевсвоих!"-в отчаянии восклицал Иеремия, замечая то тут, то там признакиоживления язычества. Ему стало казаться, что еще со времен Иосии возникзаговор против Моисеева Закона; и вот теперь, пользуясь попустительствомИоакима, заговор этот вышел наружу, чтобы снова было "столько богов, сколькогородов". Значит, всему конец и народ обречен. Мысль эта, как темное облако,окутывала сознание пророка. Он заранее уже оплакивал погибшую страну: Кто даст главе моей воду и глазам моим-источник слез? Плакал бы я день и ночь о погибших среди народа моего... (Иер 9, 1) В конце концов Иеремия вооружил против себя все сословия, нодействовать иначе он не мог. "Сострадательнейший из всех пророков", какназывал его Григорий Богослов, он хотел бы жить в мире со всеми, однако Богтребовал от него иного. "Горе мне, мать моя,-нередко восклицал он, - что тыродила меня человеком, спорящим со всею землею.Все проклинают меня". И все же нужно сказать, что Иеремия не был в полной изоляции. Несмотряни на что, еще оставались люди, которые верили ему. Среди них отличалсянекто Барух, сын Неери, принадлежавший к группе образованных людей, неизменивших идеям реформы. Самоотверженный и преданный, он не оставлялучителя в самые трудные минуты.Иеремия не останавливался ни перед чем, и с каждым днем неизбежноприближалось его решительное столкновение с царем. Он справедливо считалИоакима ответственным за то, что дело реформы угасло, его ужаснула казньУрии и возмущали другие проявления царского деспотизма. Выросший на писанияхпророка Осии, знавший учение Торы о монархии, Иеремия считал, чтопринадлежность к роду Давидову сама по себе мало что значит. Это было ещеодно табу, на которое он поднял руку. Подлинный "сын Давида" лишь тот, ктоисполняет повеления Божий, а нарушитель Закона лишается права быть"предводителем народа Ягве". И вот наконец Иеремия выступил с прямыми обличениями Иоакима, которыеошеломили двор своей беспощадностью и резкостью: Ты думаешь, что ты царь, потому что окружил себя кедром? Отец твой ел и пил, поступая справедливо и праведно. Он разбирал дело бедного и нуждающегося, и это было добро. Не это ли значит познать Меня? - говорит Ягве. Но твои глаза и сердце твое направлены только к корысти твоей, к пролитию неповинной крови, к тому, чтобы творить притеснения инасилия, Посему так говорит Ягве об Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: Не будут оплакивать его, говоря: "О брат мой! О брат мой!" Не будут оплакивать его: "О государь! О владыка!" Ослиным погребением будет погребен он, вытащат его и бросят далеко заворота Иерусалимские. (Иер 22, 15-19) Легко догадаться, в какую ярость привело это пророчество царя; остаетсянепонятным лишь, как после этого Иеремию не постигла участь Урии. Бытьможет, пророку удалось вовремя скрыться, а дальнейшие события отвлекливнимание Иоакима; возможно, вмешательство Ахикама смягчило вспышку царскогогнева. К тому же следует помнить, что издревле установившаяся традицияпозволяла пророкам говорить царям правду в глаза. Словом, Иоаким не решилсяказнить Иеремию, но запретил пророку выступать в храме с речами и вообщепокидать дом. В это время на царя обрушились новые тревоги и заботы. Фараон Нехо, недовольствуясь своим господством в Палестине, вознамерился еще раз попытатьсчастье на Евфрате. Весной 605 года, тщательно подготовив свою армию, онповел ее по тому же пути, где шел несколько лет назад, когда Иосия пыталсязадержать его. В мае у города Кархемиша он встретился с вавилонской армией,которую возглавлял халдейский князь Навуходоносор. Поражение египтян былополное, фараон с остатками своих войск бежал на юг и занял оборону в Египте,ожидая вторжения халдеев. Иудеи с изумлением наблюдали, как египтяне в панике отступали через ихземли. Это означало конец власти Нехо в Сирии. Однако все хорошо понимали,что такое положение не может сохраниться надолго: Иудея была слишком слаба,чтобы претендовать на полную самостоятельность. Нужно было решать, к какойиз борющихся великих держав примкнуть. Иоаким, как ставленик Нехо, былпо-прежнему расположен в пользу фараона, но Египет сейчас сам находился награни полного разгрома. Оставался Вавилон. В августе 605 года Навуходоносор получил известие о смерти своего отцаНабопаласара и, прекратив преследование, поспешил Вавилон. Там он былторжественно встречен жрецами, еохранявшими права наследника до еговозвращения, и был провозглашен царем Вавилона. Иеремия хотя и находился под домашним арестом, но через Баруха знал особытиях, происходивших в стране и за ее пределами. Когда он услышал опоражении фараона, его вновь посетило вдохновение. Он продиктовал Барухупоэму, в которой, красочно описав бегство египтян, провозглашалНавуходоносора орудием Провидения. В его победе над ассирийцами и Нехопророк увидел руку Божию и этому взгляду отныне не изменял никогда. Слова Иеремии о Навуходоносоре как о "слуге Божием" могут показатьсястранными, ибо обычно с именем этого царя связывают представление окапризном тиране и богохульнике. Однако следует подчеркнуть, что такойгротескный образ Навуходоносора взят из Книги пророка Даниила, написаннойчетыре века спустя после смерти Халдейского царя. В ней он, действительно,фигурирует как богоборец (хотя в конце концов и раскаявшийся). Но, как мыувидим в дальнейшем, автор Книги Даниила вполне свободно пользовалсястаринными легендами о Вавилоне, ставя перед собой не столько исторические,сколько назидательные цели. Его Навуходоносор не более соответствует своемупрототипу, чем Сарданапал Байрона - реальному Ассурбанипалу. Другие же книгиБиблии и вавилонские тексты показывают, что Навуходоносор отнюдь не являлсяходячим воплощением зла и часто был гуманнее многих завоевателей.Примечательно уже то, что, в отличие от ассирийских царей, он никогда непрославлял своих военных подвигов; в надписях он говорит только о мирномстроительстве. Это был цивилизованный монарх, много потрудившийся дляулучшения жизни подданных, к какой бы народности они ни принадлежали.Навуходоносор отличался религиозностью; сохранилась его молитва,произнесенная при вступлении на трон. Вероятно, текст был составлен не имсамим, но молитва не могла не отражать установок и взглядов царя."Предвечный Владыка Вседержитель,-обращается он к Мардуку, богу Вавилона, -подай, чтобы имя царя, которого ты возлюбил, которого имя ты возвестил,преуспевало согласно воле твоей. Направь его на путь истины. Я - государь,покорный тебе, создание рук твоих. Ты сотворил меня и доверил мне власть надлюдьми. По милости твоей, Господи, всех обнимающей, да будет твоевладычество милосердным". В другой молитве царь просит Божество благословитьего "мудрым правлением", "благодетельным для людей". Это уже тон и слова,которые указывают на новое, более возвышенное понятие о власти. Даже вобращении с побежденными Навуходоносор нередко проявлял терпимость иснисхождение (2). Для Иудеи самым естественным шагом было встать под эгиду Вавилона, иИеремия объявил, что это ее единственный путь к миру. Зная, что Иоаким всееще колеблется сделать выбор, и не имея возможности выступить публично,пророк решил распространить свои пророчества письменно. В декабре 604 годакнига была готова, и Барух лишь ждал случая, когда ее можно будет предатьгласности. В это время в Иерусалиме был объявлен всенародный пост. Обычно к немуприбегали в дни бедствий: при вторжении врагов или эпидемиях. Быть может,Навуходоносор уже предъявил Иоакиму свой ультиматум: либо признать егоглавенство, либо испытать на себе его силу. Если это предположение верно, товыбранный Барухом момент был самым подходящим. Чтение было согласовано сгруппой сторонников Иеремии. Писец Гемария, брат Ахикама, предоставил Барухусвое место в крытой галерее храма, откуда удобно было обращаться к народу,стоящему внизу. В назначенный день Барух появился у балюстрады, развернул свиток ипрочел толпе слова учителя. На этот раз они произвели большее воздействие,чем прежде, когда Иеремия говорил сам. К тому же угроза вавилонскоговторжения перестала казаться сказкой. Сын Гемарии после чтения поспешил водворец, где в это время как раз держали срочный совет сановники Иоакима.Расспросив Баруха и убедившись, что книга действительно записана со словпророка, они решили, что царь непременно должен ознакомиться с ней.Предложив учителю и ученику скрыться, советники направились в кедровыепалаты к царю. Иоаким сидел перед обогревавшей зал жаровней, когда к нему вошливзволнованные вельможи и рассказали о пророчествах книги. Царь велелпрочесть ему рукопись вслух. Один из царедворцев, Иегуди-бен-Натан, который,вероятно, принял дело особенно близко к сердцу, стал читать. Все думали, чтогрозные слова человека Божиего хоть немного встревожат Иоакима, нолегкомысленного царя смутить было куда труднее, чем его отца Иосию. Кактолько Иегуди прочитывал три-четыре строки, царь брал у него из рук свигок,отрезал прочитанное и, к ужасу присутствующих, бросал в огонь. Когда этостранное чтение кончилось и от книги осталась лишь горсть пепла в жаровне,Иоаким, ни словом не обмолвясь о ее содержании, приказал арестовать иИеремию, и Баруха. Но те уже находились в безопасном месте. Скрывшись в тайном убежище, Иеремия, однако, не мог бездействовать. Онснова развернул перед Барухом чистый свиток пергамента, и вновь-не убитыецарским произволом-зазвучали слова пророка, и опять верный Барух записал ихдля народа и для будущих поколений. Новая рукопись была еще больше прежней. Она включала новые речи, притчии аллегории. В одной из них пророк излагал мысли, навеянные ему, когда онзашел в мастерскую гончара. Тот как раз изготовлял на своем круге кувшин, ивнезапно сырая глина треснула и развалилась; гончар, смяв глину, стал лепитьиз нее новый сосуд. "И было ко мне слово Ягве: не могу ли Я поступить свами, дом Израилев, как этот горшечник? Вот вы в руке Моей, как глина в рукегоршечника". Другими словами, избранный народ, оказавшийся негодным длявысших целей, снова может быть отброшен в изначальное состояние: вновьстанет изгнанником и скитальцем, каким он был до вступления в ЗемлюОбетованную; и лишь тогда из "сырого материала" сосуд общины верных будетвоссоздан опять. В книгу вошли и пророчества об окружающих народах: филистимлянах,моавитянах, идумеях, амонитянах. Иеремия знал, что их цари подстрекаютИоакима на борьбу против Вавилона, и предсказывал им такие же бедствия,какие ждут Иудею. Для него, как для Амоса, нравственные требованияраспространялись на все племена, а не только на Израиль. Следовательно,Иеремия не считал их целиком погрязшими во тьме заблуждений, а предполагал вних какие-то начатки богопознания. Не случайно Ягве поставил его "пророкомдля народов". Иеремия полностью разделял веру Исайи в конечное обращениелюдей из всех наций к единому Богу. Об этом говорила его вселенская молитва. Ягве, сила моя, крепость моя и прибежище мое в день скорби, К Тебе придут все народы от самых краев земли и скажут: Отцы наши наследовали ложь, пустые и бесполезные вещи, Может ли человек создать себе богов? Они не есть боги. (Иер 16, 19-20) Писания Иеремии Барух передал друзьям пророка, и они быстро получилихождение в городе, вызвав ожесточенные споры. Проегипетская партия инационалисты объявили Иеремию врагом отечества, желающим поработить егоВавилону. Иеремия и Барух вынуждены были по-прежнему скрываться. До сих пор Барух с жертвенным мужеством шел на все ради учителя, нотеперь, когда их обоих стали считать предателями, Барух не выдержал, и унего вырвалась единственная жалоба "Горе мне,-в отчаянии говорил он, ибоГосподь приложил скорбь к боли моей, изнемог я от вздохов и не нахожупокоя". Что мог ответить ему Иеремия? Чем утешить? Он сам изнывал всмертельной муке. Ему оставалось только напомнить Баруху, что им сужденожить в страшное время, и обещать, что Бог сохранит верного оруженосца средивсех испытаний. Это единственное, что Он даровал им обоим, жребий людей,уцелевших на развалинах своей родины.Между тем Навуходоносор уже выслал войска в Сирию. Дошедшие до насобрывки письма одного из палестинских царей (вероятно, Аскалонского)показывают, что здесь все еще надеялись на поддержку Египта (3). Неизвестно,какие обстоятельства заставили Иоакима отступить, но в конце концов онвынужден был признать власть Навуходоносора. Это произошло между 604 и 603годами. С этого времени Иеремия снова получил свободу действий, хотядуховенство по-прежнему не желало допускать его в храм. Пророк в своюочередь не отказался от прежней цели: пробудить совесть Израиля. Он решилвоскресить одно из самых мрачных воспоминаний его прошлого и попросилстарейшин и нескольких священников спуститься с ним в Тофет, в долинуГенном, где при Менаше совершались ритуальные убийства. Там, держа в рукахглиняный кувшин, Иеремия произнес проклятие на "долину убийств". После этогоон швырнул кувшин на камни и воскликнул: "Так говорит Ягве Саваоф: какгончар разбивает сосуд, так сокрушу Я этот город". После этого демонстративного акта пророк появился в храме и сноваповторил предсказание. Старший надзиратель храма Пашхур в ярости ударилИеремию и приказал на сутки заковать его в колодки. Весь день пророкоставался скованным у ворот, как у позорного столба. Он, который больше всехстрадал за Израиль и оплакивал его слепоту, должен был до дна испить чашуунижения. С новой силой охватило его желание перестать пророчествовать,обрести единство с соотечественниками, ободрять их, а не укорять. Ведь онмог, как Анания, Ахав и Цидкия, участвовать в торжествах, воспеваянезыблемость Сиона, и тогда все было бы просто и спокойно. А еще лучшебыло-уйти в Анатот и вернуться к прежней мирной жизни. Об этом он говорил испорил с Богом в уединенных молитвах: Ты влек меня. Господи, и я увлечен Ты сильнее меня, и Ты победил Я ежедневно становлюсь посмешищем, каждый издевается надо мною. Ибо только начну говорить я - кричу о насилии, вопию о разорении, И слово Господне стало для меня поношением и посмеянием ежедневным. И подумал я не буду поминать о Нем и не буду больше говорить об имениЯгве, Но в сердце моем был как бы пламень, заключенный в костях моих; И я истомился, удерживая его, и не смог удержать (Иер 20, 7-9) В напряженной внутренней борьбе, подобной борьбе Иакова с Ангелом,побеждает Бог, а Иеремия, мученик своего призвания, остается прикованным кколеснице правды, правды горькой и ужасающей душу. Казалось, в этом огнедолжны были испепелиться все человеческие чувства, сгореть все надежды,распасться сама личность пророка. Но чудо Откровения проявится в том, что изего костра пророк в конце концов выйдет невредимым и обновленным. Его глаза,после всех испытаний, смогут различить предутренние отблески новозаветнойзари.В 601 году барометр истории опять пошел на грозу. Фараон наконецсобрался с силами для контрудара и дал бой армии Навуходоносора. Битва былажестокой, но никто не одержал окончательной победы. Халдеи ушли в Вавилон,где Навуходоносор начал полную реорганизацию армии. Иоаким же только этого иждал, чтобы вернуться под крыло своего старого союзника Нехо. Навуходоносорне мог немедленно покарать Иудейского царя, но по его приказу военныедействия против Иудеи начали халдейские гарнизоны и подчиненные им союзныеплемена. Осенью 598 года внезапно скончался Иоаким, и престол перешел к егосыну Ехонии (4). Семнадцатилетний царь стал править совместно со своей матерью Нехуштойи пытался следовать линии отца. Иеремия был очень низкого мнения об этомнеудачливом царе; от настроений Иосии он был еще дальше, чем Иоаким, при немв Иерусалиме безнаказанно совершались обряды в честь бога Таммуза иприносились жертвы "царице неба". С первых же дней правления Ехонии в столицу Иудеи начали стекатьсябеженцы из тех мест, где действовали халдеи. Среди них явился в полномсоставе и клан сектантов-рехавитов, которые до сих пор придерживалисьзаветов седой старины. Когда Иеремия узнал об этом, он решил воспользоватьсяприбытием этих "старообрядцев", чтобы преподать урок народу. Пригласиврехавитских вождей на трапезу, он угостил их вином. Но те решительноотказались, так как вино-плод земледелия-было запретным для них. "Мы во всемпоступаем, как завещал нам Ионадаб, отец наш",-говорили они. Эта твердость иверность глубоко тронули Иеремию, ожидавшего именно такого ответа. Онобратился к присутствующим: вот эти ревнители первобытной простоты неявляются ли живым упреком Израилю? Они хранят верность заветам своегоучителя, а Израиль изменил Моисееву Завету и променял его наидолопоклонство. В январе 597 года регулярные войска халдеев стояли уже под Иерусалимом,и в стан прибыл сам Навуходоносор. Весть об этом привела иудейский двор взамешательство. Иеремия настойчиво призывал царя и его мать торопитьсяпросить мира. Видимо, и сам Ехония понял, что пришла пора сдаться на милостьпобедителя. Осаждающие ждали несколько недель; они были хорошо осведомлены оразвернувшейся в городе борьбе и надеялись на бескровную капитуляцию. 16 марта ворота Иерусалима открылись, и из них вышла процессия,состоявшая из царя, царицы и сановников Иудеи. Одетые в траурные одеяния,они вступили в халдейский лагерь. Навуходоносор принял их сурово, какизменников, но никого не казнил. Ехония был приговорен к отправке в качествезаложника в Вавилон. Вместе с ним должны были уехать его мать, жены ицаредворцы. Иудейское царство было пощажено, однако во избежание новогомятежа царь велел переселить в Вавилонию большую часть военачальников,гарнизон города, строителей, оружейных мастеров, а также почти всю знать ибогатых людей. Таким способом Навуходоносор надеялся искоренитьпроегипетскую партию. 22 апреля караван переселенцев увели на север. В счетконтрибуции Навуходоносор конфисковал храмовую казну и забрал из святилищадрагоценности. Формально царем Иудеи продолжал считаться Ехония, но править вИерусалиме был поставлен третий сын Иосии, Маттания, который получил имяСедекии (5). Это был слабый, не отличавшийся большим умом человек, которыйникогда не готовился стать монархом. Непосильное бремя власти свалилось нанего в момент, когда страна переживала тяжелый кризис. Двор Седекии быстронаполнился новыми людьми, отправленных в Вавилон заменили "выходцы изнарода": отчаянные люди, ловкие проходимцы и фанатичные патриоты. Не имеяникакого опыта в государственных делах, они, однако, сумели полностьюзабрать царя в свои руки. Египетские агенты легко проникли в их среду иснова принялись раздувать тлеющие угли мятежа. Через два года после ухода халдейских войск царь Финикии и некоторыепалестинские князья прислали к Седекии послов, чтобы убедить его отложитьсяот Навуходоносора. Робкий царь страшился рискованного шага и некоторое времяпротивился уговорам. Более религиозный, чем братья, Седекия прислушивался кпророкам. Но и среди них не было единодушия.Анания поддерживал идеювосстания, Иеремия видел в ней гибель. Во время переговоров и совещаний Иеремия вышел на улицы города, неся наплечах ярмо вола и громогласно объявляя, что Бог отдал народы под властьНавуходоносора, а поэтому восстание против него бессмысленно и преступно."Не слушайте своих пророков,-говорил Иеремия послам,-своих чародеев,сновидцев, гадателей по облакам и волхвов, которые уверяют вас, что вы небудете подчинены царю Вавилонскому, ибо они предсказывают вам ложь". Нокогда Иеремия с ярмом пришел в храм, к нему приблизился пророк Анания и,сломав ярмо, заявил, что так будет сломлено иго Навуходоносора. "Да исполнитЯгве слова твои",- ответил ему Иеремия, однако тут же добавил, что тольковремя их рассудит. С полной безнадежностью смотрел теперь Иеремия на вождей нации,готовясь уже только к плачевному финалу. Все чаще стал он обращаться мысльюк изгнанникам, уведенным в Вавилон. Ведь там их было около десяти тысяч:священников и пророков, писцов и книжников, военачальников и искусныхмастеров - самый цвет Иудеи. Быть может, вдали от родной земли онипризадумаются над тем, что случилось; разлука и изгнание смогут стать дляних школой покаяния и истинного "богопознания". Плен поможет очистить ихдуши, отвратить навсегда от язычества и привьет любовь к Закону Господню,которым они пренебрегали. Эти надежды на духовное возрождение переселенцев Иеремия запечатлел впритче о смоквах: "Ягве показал мне: вот две корзины со смоквами поставлены перед храмомГосподним... Одна корзина со смоквами весьма хорошими, каковы смоквы ранние,другая-со столь плохими, что и есть их нельзя... И было ко мне слово Ягве;так говорит Ягве, Бог Израилев: подобно этим хорошим смоквам, переселенныхиудеев, которых Я выселил из этого места в землю Халдейскую, Я отличу наблаго им. Я обращу на них взор Мой во благо им, и возвращу их в землю эту, иустрою их, а не разорю, насажу, а не искореню, и дам им сердце, чтобы онипознали Меня, что Я- Ягве. Они будут Моим народом, а Я буду их Богом, ибоони обратятся ко Мне всем сердцем своим. О плохих же смоквах, которых нельзяесть, так говорит Ягве: к ним причисляю Я Седекию, царя Иудейского, ивельмож его, и остальных иерусалимлян, оставшихся на этой земле" (Иер 24). Иеремия знал, что среди высланных было немало людей, которые верили емуи сочувствовали его делу, таких, как, например, молодой священник Иезекииль.Он имел основание думать, что, именно лишенные видимых знаковБогоприсутствия, изгнанники обретут подлинное и глубокое познание Бога: ониобратятся к Нему не формально, как при Иосии, а "всем сердцем своим".Пророку хотелось как-то поддержать их, укрепить и направить на верный путь. Случай вскоре представился. В это время отбывали в Вавилон иудейскиепослы, которые везли дань Навуходоносору. Иеремия отправил с ними письмо,обращенное к изгнанникам. Он убеждал их не отчаиваться, держаться стойко ине строить иллюзий: плен будет долгим, как человеческая жизнь, он кончитсялишь через семьдесят лет. Все это время иудеи должны жить верой в грядущееосвобождение, очищать свою душу покаянием и искупать богоотступничество. Илишь после этого Ягве снова вернет людей своих. Нужно суметь сохранить начужбине и веру, и народ. Господь прямо говорит через него, через Иеремию:"Стройте дома и живите в них, разводите сады и ешьте плоды их, берите жен ирождайте сыновей и дочерей... Заботьтесь о благосостоянии города, в которыйпереселил Я вас, и молитесь за него Ягве, ибо при его благополучии и у васбудет благополучие" (Иер 29). Пророк предостерегал от мечтателей, которые будут обольщать народ,возбуждая несбыточные надежды. Это послание, полное веры в будущность Израиля и одновременно трезвое иправдивое, не могло понравиться всем. Пророк Шемайя Нехеламский, жившийсреди пленников, прочтя его, отправил раздраженное письмо надзирателюИерусалимского храма. "Ягве поставил тебя,-писал он, - священником вместосвященника Иояды, надзирателем Дома Ягве, чтобы ты следил за каждымбезумцем, выдающим себя за пророка, и сажал его в колодки и тюрьму. Почемуже ты не запрещаешь Иеремии Анатотскому пророчествовать? Ведь он и к нам вВавилон послал сказать: плен будет долгим, стройте дома и живите в них,разводите сады и ешьте плоды их". Надзиратель храма показал это письмо Иеремии, которого оно привело внегодование: именно такие "пророки", как Шемайя, довели Израиль донравственного и гражданского падения!.. В 593 году Иеремия снова получил возможность написать письмо в Вавилон.Он утешал изгнанников, обещая им, что Вавилон не будет стоять вечно. Этопророчество он передал с царедворцем Серайей, который сопровождал Седекию впоездке к Навуходоносору. Иеремия оказался прав. Именно люди, составляющие первую партиюпереселенцев, прошедшие через испытания и сохранившие веру, заложилифундамент возрождения Израиля.

ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.