Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап развития подготовленной речи




1.Видоизменение текста-образца.

2. Порождение самостоятельного высказывания:

а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки и т.д.);

б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и т.д.);

в) с опорой на изученную тему.

 

Этап развития неподготовленной речи:

а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм и т.д.);

б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однаж­ды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фан­тазию и т.д.);

в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых иг­рах и дискуссиях.

 

1 Если под инициативной речью понимать желание высказаться без непосред­ственного побуждения, исходящего от собеседника (или преподавателя) либо дать разговору новое неожиданное направление, то под спонтанной речью следует по­нимать формирование высказывания в неожиданной ситуации и под влиянием неожиданных стимулов. Следовательно, термины «неподготовленная речь», «ини­циативная речь», «спонтанная речь» означают для нас не синонимы, а разные уров­ни владения языком.

Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической

речи:

· ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);

· постановка узловых вопросов к тексту;

· диалогизация прослушанного или прочитанного монологиче­ского текста;

· составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;

· драматизация монологического текста;

· дополнение или видоизменение диалога; составление направ­ленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино-, диафильма и т.д.);

· объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;

· положительный или отрицательный ответ на вопрос и поясне­ние его;

· завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем го­ворит, где, когда и о чем) и др.

 

Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической

речи:

· воспроизведение связных высказываний с некоторой моди­фикацией (изменением конца или начала, введением нового дей­ствующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);

· составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.);

· описание картины или серии картин (карикатур, немого филь­ма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой;

· воспроизведение ситуаций, в которых использованы назван­ные обороты и речевые формулы;

· объяснение на иностранном языке заголовка (реалий);

· определение и краткое обоснование темы прослушанного рас сказа (радиопередачи, доклада, выступления);

· выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;

· пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-ре­зюме);

· сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами;

· составление плана прослушанного рассказа;

· изложение диалога в монологической форме и др.

 

Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:

· составление аргументированных ответов на вопросы;

· проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);

· проведение ролевых игр или викторин;

· проведение дискуссии или диспута;

· беседа за круглым столом и др.

 

Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологиче­ской речи:

· придумывание заголовка и его обоснование;

· описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;

· составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

· обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

· определение и обоснование квинтэссенции высказывания;

· характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);

· оценка прослушанного или прочитанного;

· составление кратких объявлений и текстов открыток.

 

Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.