Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение ознакомительному чтению




Обучение разным видам чтения

 

В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие - с его осмыслением ипереработкой. Например:

· уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.);

· обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного;

· соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждо­го смыслового куска;

· формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития;

· уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изу­чающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чте­нии);

· восстанавливать пробелы в понимании;

· использовать функции строевых слов;

· оценивать и интерпретировать содержание;

· понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;

 

· обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и на род­ном языке1.

 

Основные компоненты чтения - текст, задание перед чтением и контроль понимания - должны соответствовать конкретному виду чтения.

 

Упражнения, предшествующие всем видам чтения:

1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;

2) предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.;

3) опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о...);

4) прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора (например, репортаж);

5) предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых ви­дов чтения).

 

 

 

1. Условия, определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

· исключение перевода на родной язык, так как «перевод проти­воречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).

 

2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

· прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зритель­ной наглядности;

· определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактиче­скую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опо­ры для понимания;

 

1 Условия для переноса умений и навыков из родного языка создаются главным образом за счет того, что чтение на иностранном языке с самого начала обу­чения трактуется как форма речевого общения, т.е. от читающего ожидаются те же результаты, что и при чтении на родном языке. Другим фактором, обеспечиваю­щим благоприятные условия для переноса, является легкость текстов в языковом отношении. Соблюдение этого условия достигается за счет предварительного (до чтения текстов) знакомства с лексикой, исключения неизвестных грамматичес­ких структур, выполнения предтекстовых упражнений, создающих направленность мысли, обучающих прогнозированию и речевой догадке.

· устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и со­бытий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с це­лью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определен­ному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тек­сте фактов и др.

 

3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

· прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

· расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

· выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

· найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

· подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

· просмотрите текст и озаглавьте его;

· перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

· составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

· передайте содержание текста в устной/письменной форме;

· составьте выводы на основе прочитанного;

· назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащие­ся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

· укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точ­нее;

· прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диа­грамму, анкету и др.);

· на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему;

· выскажите свое мнение о возможности использования инфор­мации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.