Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как одной из форм письменного общения. Краткая психологическая характеристика письма




Краткая психологическая характеристика письма

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

 

 

 

Письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.

 

Письмо1 возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны. «Подобно тому, как индивидуальное сознание об­ладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, об­наруживая потребность фиксировать нечто общее для всего кол­лектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность» (Лотман Ю.М., 1987, с. 3).

 

При построении письменного текста автор следует, как прави­ло, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста.

 

Письменная фиксация информации как комплекс сложных ре­чевых умений во многом совпадает с порождением устных выска­зываний.

 

Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внут­ренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, аб­зацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, ком­бинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых дей­ствий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора.

 

Механизм внутренней речи, т.е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значи­тельную роль.

 

При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выражен­ными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому.

 

1 Термин письмо понимается здесь в широком смысле слова. Это и одна из форм письменного общения, и техника письма, включающая графику, каллиграфию, орфографию и пунктуацию.

В процессе говорения действует пере­ход от слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух (см.: Жинкин Н.И., 1962, с. 318). Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплек­сы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответ­ствующими графемами. При порождении письменного высказы­вания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующи­ми фонемами.

 

Выдвинутое Н.И. Жинкиным положение об «интонационном укладе» записываемого предложения свидетельствует о том, что связное письменное высказывание упреждается не только проговариванием порождаемого текста, но и сокращенным прослежива­нием порядка изложения, включая ход развития мысли. Упрежда­ющий синтез предполагает прежде всего умение выбирать нужные слова, распределять предметные признаки (т.е. элементы содержа­ния) в соответствии с замыслом, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для выражения тех или иных мыслей, выделять предикат как основную часть в смысловой организации предложения и т.д.

 

Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что за­висит от уровня владения языком и сложности порождаемого пись­менного текста.

 

Из всех форм устного и письменного общения письмо и говоре­ние наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявля­ется не только в близости моделей порождения, о чем упоминалось выше, но и в корреляции психологических механизмов - речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использова­нии таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный и слу­ховой, так как «сначала мы пишем под диктовку собственного го­лоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию» (Хегболдт П., 1963, с. 40).

 

Попутно следует отметить, что в процессе письма функциониру­ют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковре­менной и долговременной памятью, но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная (рукодвигательная) виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.

 

Разница между устным и письменным высказыванием сводится к тому, что в первом случае общение завершается передачей инфор­мации, причем этот процесс отличается большой степенью авто­матизации, при которой содержание текста и его языковое оформ­ление передаются синхронно. Письмо как дистантная форма об­щения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией не­посредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. С уче­том вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбо­ром лексических и грамматических средств. Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, кото­рые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи» (Колшанский Г.В., 1974, с. 22). Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важны­ми. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицатель­ные знаки со скобками - «приглушенная восклицательность» (Троянская Е.С., 1982, с. 164). Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых авторов, сходством с лексическими сред­ствами, с выражениями типа: обратите внимание, еще раз повто­ряю/подчеркиваю и т.д. Разные оттенки дополнительной инфор­мации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного знака с вопросительным и т.д. Все перечисленные средства употребляются не для марки­рования грамматической структуры высказывания, а для облегче­ния адекватного понимания письменного текста реципиентом. Текст как продукт письма должен обладать следующими особен­ностями:

1) композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;

2) единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;

3) соотнесенностью заголовка с содержанием;

4) индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и ре­ципиента;

5) предметным содержанием;

6) коммуникативными качествами;

7) монообъектными или полиобъектными связями (см.: Мусницкая Е.В., 1983; Москальская О.И., 1981).

 

В отличие от говорения или слушания письмо - процесс более медленный, так как при порождении текста пишущий может изме­нить первоначальный замысел, скорректировать содержание, до­полнить или видоизменить его. Из-за возможности возврата к тек­сту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более легкой речевой деятельностью и в отдель­ных случаях, как это имело место в аудиовизуальном методе, реко­мендуют переходить от слушания и говорения не к чтению, а к пись­му, усматривая в последнем надежное средство для совершенство­вания форм устного обучения.

 

Связь письма с чтением объясняется тем, что обе формы обще­ния базируются на графическом коммуникативном коде, хотя пре­следуют при этом разные цели.

Опыт обучения показывает, что письмо является не только спо­собом контроля прочитанного, но и средством обучения чтению. Автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помо­щью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствуют технику чтения и способствуют успешному раз­витию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.