Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с детерминантом




 

1. Запятая СТАВИТСЯ между частями сложного предложения, связанными союзами сочинительными (и, да в значении «но», однако, зато, а то, а не то), разделительными (или, либо, то…то, не то…не то), присоединительными (да, да и, причем, притом), пояснительными (то есть, а именно). 2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними СТАВИТСЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой): Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.) 3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Я спешу туда ж – а там уже весь город (П.) 4. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо в сложносочиненном предложении НЕ СТАВИТСЯ: а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги; б) если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой; в) между двумя назывными предложениями: Прогулка в лесу и катанье на лодках; г) между двумя вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда? 5. Запятая НЕ СТАВИТСЯ также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки; 6. Запятая СТАВИТСЯ между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

 

Задание8. Расставьте нужные знаки препинания. Устно объясните пунктуационные правила в каждом случа е.

1. То холодно то очень жарко то солнце спрячется то светит слишком ярко (Кр.). 2. Отвечай же мне а не то буду беспокоиться (П.). 3. Время стояло самое благоприятное то есть было темно слегка морозно и совершенно тихо (Акс.). 4. Убеждения внушаются теорией поведение же формируется примером (Герц.). 5. Лицо ее было бледно слегка раскрытые губы тоже побледнели (Т.). 6. Брак не в его принципах зато чувство равенства будет в нем польщено (Т.). 7. Ни она никого не тронет ни ее никто не тронет (С.-Щ..). 8. Чеченцы отъехали назад и стрельба прекратилась (Л.Т.). 9. Ты сегодня же должен поговорить с отцом а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писемск.). 10. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет). 11. Дудка целую неделю висела на веревке причем ее грело солнцем и обдавало и обдавало звонким ветром (Кор.). 12. Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные и неясные, как сон (Сераф.). 13. Перестрелка затихла однако ядра и бомбы продолжали лететь сюда, как и отсюда (Серг.-Ценск.). 14. У Ивана Ильича от усталости гудело все тело но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно (А.Н.Т.). 15. Наташа говорила шепотом да дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст). 16. Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Шол.).

 

Задание9. Расставьте нужные знаки препинания. Устно объясните пунктуационные правила в каждом случа е.

1. Это кто такие и что им надобно? (П.). 2. Хриплый стон и скрежет ярый! (П.). 3. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.). 4. Крылья у гуся были растопырены и клюв открыт (Ч.). 5. У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М.Г.). 6. От долгого сиденья у него затекли ноги и заболела спина (Купр.).7. В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.). 8. Подпустить врага и дать огонь по команде! (Фурм.)..9. Но Лёля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст). 10. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Шол.). 11. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом (Перв.).

 

Занятие 13. Орфография: Правописание окончаний и суффиксов причастий – 1 час

Пунктуация: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях – 1 час

Цели: 1) повторить и закрепить правила правописания окончаний и суффиксов причастий настоящего времени; суффиксов основы инфинитива типа ЛАЯТЬ, КЛЕИТЬ;

2) повторить и закрепить пунктуационные правила в сложноподчиненных предложениях с однородными соединениями частей, входящих в состав предложения; в предложениях с составными союзами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь, Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. Для поступающих в вузы. [Текст] / Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1990. - С. 94-97; 204-208.

2. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. [Текст] / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 58;.145-151.

3. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат). [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – С. 16; 55-57.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.