Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2




Орфография: Правописание - е-/- и-, а-/(-я-)/-у-(-ю), ь в окончаниях и суффиксах глаголов

Пунктуация: Обращение. Прямая речь.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. – М.: Издательский дом ОНИКС: Новая Волна; Альянс-В, 1999. – 416 с.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 368 с.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 352 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 368 с.

5. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат) [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

 

ПЛАН

1. Правописание окончаний и суффиксов глаголов:

а) окончания глаголов в форме настоящего времени;

б) суффиксы глаголов в форме прошедшего времени;

в) Е-И у глаголов в формах будущего время и изъявительного наклонения;

г) Е-И в переходных глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-);

д) правописание глаголов с основой на шипящий;

е) правописание -ТСЯ – -ТЬСЯ.

2. Обращение

3. Прямая речь


I. Окончания глаголов в форме настоящего времени [ 1, с 97-100; 2, с. 114; 3, с. 145; 4, с. 56; см. также с. 51 данного издания ]

 

Задание1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания.

1. На небе брезж....т утренняя з....ря (Ч.). 2. Под мостом курлыч....т речка, днем не слышная совсем (Твард.). 3. Чего не поищ....шь, того и не сыщ....шь (посл.). 4. Слышно, плещ....т лишь волна, и колыш....т повиликой тихо веющий зефир (П.). 5. Идет Иван, сиянием брезж....т, / Шагает Иван, прибоями брызж....т (Маяк.). 6. Стан....т кий мелить, мел урон....т (Л.Т.). 7. Сып....т, сып....т метель, как вчера, на дорогу (Сим.). 8. Дремл....т хаты, гасн....т день (Исак.). 9. Но туча вис....т, дальний гром над звучной бездною грохоч....т, и вот пучина под челном кип....т, подъемл....тся, клокоч....т (П.). 10. Словами, что листьями, стел....шь, а стеблем в глаза колыш....шь (посл.). 11. Море, в сладком упоенье, звучно зыбл....т лоно вод (Ог.). 12. Плотник теш....т, работа его теш....т. 13. Заря багряной полосой объемл....т ярко небеса (П.). 14. Мел....т она кофе – и не помн....т, что дела....т (Гонч.). 15. Оглушенный тяжким взрывом, Теркин никн....т головой (Твард.). 16. Вчера пожаловался: сердце кол....т (М.Г.). 17. А время гон....т лошадей (П.). 18. Брань на вороту не висн....т (посл.). 19. Через речку вплавь переплавляйся, конь тебя из гибели вымч....т (П.). 20. Мурлыч....т кошка на окне. 21. Журч....т во мраморе вода и капл....т хладными слезами, не умолкая (ни) когда (П.). 22. Терек волнами точ....т дикий берег, клокоч....т вкруг огромных скал (П.).

 

II. Суффиксы глаголов в форме прошедшего времени [ 1, с. 103-109; 3, с. 149; 4, с. 58; см. также с. 52 данного издания ]

Задание2. Выпишите в тетрадь словосочетания с глаголами в прошедшем времени и запишите неопределенную форму этих глаголов. Вставьте пропущенные буквы в глаголах прошедшего времени. Объясните написания.

Образец: Истребители кружил…сь, гоняясь друг за другом, и в воздухе зате....лся сложный хоровод (Полев.).

Истребители кружил и сь – круж ить ся.

1. Чистое небо усе....лось миллионами звезд (П.). 2. Свежесть утра ве....ла над пробудивш....мися Сорочинцами (Г.). 3. Мать леле....ла и баловала его, как балуют единственное чадо (Гонч.). 4. Точно он ка....лся ей в немного странной, но забытой выходк.... (Т.). 5. На двор.... было холодно, и низко нависшие плотные тучи се....ли дождь (Л. Андр.). 6. Заунывная песня и на них нав....ла молчаливую тоску (Купр.). 7. Толпа нач....ла редеть, потом раста....ла (Фед.). 8. По синему небу плыли и та....ли изорва(н,нн)ые ветром белые облака (Шол.). 9. Где (то) поблизости зала....ли собаки (Горб.). 10. Рота быстро иста....ла (Перв.).

 

III. Е-И у глаголов в формах будущего время и повелительного наклонения [ 1, с. 99; 3, с. 146; 4, с. 57; см. также с. 53 данного издания ]

Задание3. Вставьте пропущенные буквы. Над глагольными формами укажите будущее время или повелительное наклонение. Устно объясните написание.

1. Вышл....те мне книги заказной бандеролью. Если вышле....те в ближайшие дни, я получу их своевременно..2. Вытр....те пыль с письменного стола. Когда вытр....те, возьмите лист почтовой бумаги и напиш....те ответное письмо. 3. Наполн....те свою авторучку чернилами. После того как наполн....те, не забудьте закрыть пузырек пробкой. 4. Хотя здесь шумно, но если вы крикн....те, я услышу. 5. Вы на второе полугодие выпиш....те те же газеты? Выпиш....те, пожалуйста, и для меня. 6. Когда выбер....те подходящие для себя книги, библиотекарь запиш....т их в ваш абонемент. Выбер....те не больше трех книг. 7. Выйд....те все на несколько минут из комнаты. После того как вы выйд....те, помещение будет проветрено. 8. Если дверь будет заперта, стукн....те или окликн....те, и вам откроют. 9. Умолкн....те хоть на минуту! Пока не умолкн....те, я рассказывать не стану. 10. Выгреб....те жар из печки, перенес....те горящие уголья в жаровню. 11. Вымет....те мусор; в комнате станет чище, когда вы вымет....те окурки на полу.

 

IV. Е-И в переходных глаголах с приставкой ОБЕЗ- (ОБЕС-) [ 1, с. 104-105; 3, с. 114; 4, с. 57; см. также с. 52 данного издания ]

Задание4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

1. Снегирев почти обезум....л от страха, что умрет его мальчик (Дост.). 2. Горничная Веры принесла ему еще записку, которая его совершенно обезум....ла (Писемск.). 3. На другой день он попробовал встать и не мог, до такой степени он сразу обессил....л (Купр.). 4. У всех еще в памяти была опустошительная Тридцатилетняя война, когда пошатнулась австрийская империя, обезлюд....ла Германия (А.Н.Т.). 5. Дворяне в уезде обезземе....ли, и в предводители (ни) кто не шел (А.Н.Т.). 6. Парень этот ехал в гости к брату, слесарю, в Джанкой и обезденеж....л в пути (Павл.). 7. Страдания и бессонные ночи обессил....ли больного. 8. Перед посолом рыбу обескров....ли. 9. Когда-то здесь красовались густые рощи ценных пород деревьев, теперь же эти места почти совершенно обезлес....ли. 10. Колонизаторы обезлюд....ли целые районы, обесплод....ли прекрасные земли.

V. Правописание глаголов с основой на шипящий [см. с. 36 данного издания ]

Задание 5. В ставьте пропущенные буквы Е или И, Ь.

1. Хочеш... – остан...ш...ся век мужиком, сможеш.... – под небо взовьеш...ся орлом (Н.). 2. Войдеш.... в дом и прежде всего услышиш... запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета (Бун.). 3. Сделай милость, покл...нись, потеш... старика! Ведь ты мне какую обиду сделал! А поклон...ш...ся, все мне легче буд...т (А. Остр.). 4. И когда читаеш... очерки их путешествий, удивля...ш....ся, как мало люди вид...ли и как плохо вид....ли (М.Г.). 5. Чтобы отвлеч...ся от ненавистных мыслей, Корчагин стал слушать шепот своих соседок (Н.О.). 6. Учит...ся никогда не поздно (посл.). 7. Представ...те себе сына-белогвардейца (М.Г.). 8. Матрена Терентьевна, будь такая ласковая, нареж... товарищам хлеба и колбасы (Кат). 9. Постав... перед собой простой вопрос. 10. Буд...те добры, буд...те счастливы и здоровы и вер...те друг другу (М.Г.). 11. Предостав...те ему полную свободу мечтать (М.Г.).1 2. Состав...те описание вашей воскресной экскурсии в виде очерка. 13. Я ничего не хочу. Остав...те меня в покое (Гладк.).

 

VI. Правописание -ТСЯ - – -ТЬСЯ [1, с. 102; 3, с. 114; 4, с. 57-58]

Задание6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания.

1. Каждый труди....ся должен труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся. 4. Отстающие бригады обещали подтяну....ся и, конечно, подтяну....ся. 5. Механизаторы обещали верну....ся сегодня, только вряд ли смогут верну....ся до начала собрания. 6. Наши атлеты гордя....ся своими достижениями и действительно имеют право горди....ся. 7. Цех должен включи....ся в выполнение задания и, конечно, включи....ся. 8. Товарищ должен отправи....ся в командировку и завтра же отправи....ся. 9. Отряды уже готовы двину....ся в путь, и завтра они двину....ся. 10. Трудностей боя....ся не следует, да наши люди и не боя....ся их.

 

VII. Обращение [ 1, с. 258; 2, с. 270; 3, с. 266-267; 4, с. 138-140; 5, с. 52]

 

1. Обращения выделяются или отделяются запятыми вместе со всеми относящимися к ним словами. 2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Эх, братцы! Нехорошо у нас (М. Г.). Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком: Не прав твой, о небо, святой приговор (Л.) 3. Если распространенное обращение разбито на части, то каждая из них выделяется запятыми: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Кр.) 4. Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, не являются обращениями, а выступают в функции подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения: Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Дост)   В виде исключения личные местоимения ТЫ и ВЫ могут сами по себе выполнить функцию обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми: Эй, ты, остановись! 5. В редких случаях в роли обращения выступают слова не в именительном падеже, называющие какой-нибудь признак лица, к которому обращаются с речью, такие слова выделяются запятыми: Эй, в круглой шляпе, как мне пройти на станцию? 6. Если между повторяющимися обращениями стоит частица А, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится: Мама, а мама, разреши мне немного погулять. 7. Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся соединительным союзом, запятая не ставится (как и при однородных членах в этих условиях): Здравствуй, солнце да утро веселое! (Ник.)

Задание7. Вставьте недостающие знаки препинания, подчеркните обращения. Объясните.

1. Ой, высок же ты Эльбрус синий лед (Щип.). 2. И в этом труженики предки наши и вы свое бессмертие нашли (Щип.). 3. Живи великих предков город Москве старинная родня (Щип.). 4. Мы не забыли не забыли тебя наш город фронтовой как танки белые от пыли шли на восток по мостовой (Щип.). 5. Э братишка да ты основательно недослышишь! (Шол.). 6. Может и вы товарищ лейтенант еще услышите нашу походку (Шол.). 7. Отец оставь угрозы свою Тамару не брани (Л.). 8. Кудесник ты лживый безумный старик презреть бы твои предсказанья (П.). 9. Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури (П.). 10. Прекрасны вы поля земли родной (Л.). 11. Простите верные дубравы! Прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней! (П.). 12. Русый ветер какой ты счастливый! (Щип.). 13. Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живем (Щип.).

VIII. Прямая речь [ 1, с. 312; 2, с. 308-316; 3, с. 300-302; 4, с. 164-170; 5, с. 61]

 

Задание8. Объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1. Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.). 2. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», - громко промолвила Ася (Т.). 3. «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.). 4. Отец Василий сказал: «да, так вот как», - вздохнул, помолчал и ушел (А. Н. Т.). 5. «так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне!» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед».

Задание9. Запишите в тетрадь, расставь те знаки препинания. Составьте схемы предложений, объясните пунктограмму в каждом случае.

1. Смотрю вслед ему и думаю зачем живут такие люди? 2 Дедушку знаешь мамаша матери сын говорит. 3. Позвольте заметил один скептик не от лимонов ли этот ящик? 4. Она сказала нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку Сюзетку. 5. Как вы поживаете спросила Екатерина Ивановна Ничего, живем по нем ножечку ответил Старцев.6. В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая новость царя свергли! 7. не шуми тише иди солдат! (С, с)ердитым шепотом говорил старик Оленину. 8. нам придется здесь ночевать сказал Максим Максимович в такую метель через горы не переедешь.

 

Занятие 3

Орфография: СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. – М.: Издательский дом ОНИКС: Новая Волна; Альянс-В, 1999. – 416 с.

2. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 368 с.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. – 352 с.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 368 с.

5. Штоль А.А. Русский язык в таблицах (большой формат) [Текст] / А.А. Штоль. – 8-е изд., перераб. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

ПЛАН

1. Правописание сложных прилагательных

2. Прописные буквы

 

1. Правописание сложных прилагательных [см. с. 62 данного издания ]

 

Задание 1. Раскройте скобки. Объясните написание.

 

I. (Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (мелко) буржуазная психология, (металло) режущий станок, (народно) хозяйственный план, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан.

II. (Низко) оплачиваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (свеже) надоенное молоко, (сильно) действующее средство, (скоро) портящиеся продукты, (тонко) молотый кофе, (трудно) проходимый перевал, (узко) специальные термины, (чисто) шерстяной костюм.

(Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая улыбка, (добродушно) хитрая улыбка, (желчно) раздраженный тон, (искусственно) напыщенная фраза, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (нетерпеливо) выжидательное настроение, (раскатисто) громкий голос, (резко) сухой звук, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

III. (Северо) западный, (орехово) зуевский, (дизель) моторный.

IV. (Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно) седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый, (темно) синий, (тускло) серый, (ярко) красный.

Задание2. Объясните раздельное написание слов.

1. Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, классово чуждые интересы, надменно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, общественно полезный труд, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье.

2. Детски наивные высказывания, дружески теплый прием, металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

II. Прописные буквы [см. с. 69-71 данного издания ]

Задание3. Выпишите в тетрадь словосочетания со вставленным словом, объясните выбор написания с прописной или строчной буквы.

1. В Большом Кремлевском... состоялся прием иностранных делегаций. Систематически проводятся занятия с юными техниками во... пионеров (Дворец, дворец). 2. Лучи... пробивались сквозь густую листву деревьев. Замечательным достижением отечественной науки и техники было получение фотоснимков обратной стороны... (Луна, луна). 3. Ученый... присудил диссертанту степень кандидата технических наук. Наш товарищ является секретарем исполкома районного... народных депутатов (Совет, совет). 4. Обсуждались работы, выдвинутые на соискание... премии в области науки и техники (Ленинский, ленинский). 5. Все дальше на... продвигалась сквозь тайгу геологическая экспедиция. Разнообразные природные богатства хранит в себе наш Дальний... (Восток, восток). 6. Огромное пространство занимает... низменность. Успешно развивается промышленность в ряде... городов (Западно-Сибирский, западно-сибирский). 7. Туристы осматривали развалины... Рима. В средней школе изучается история... Рима (Древний, древний). 8. Одним из крупнейших сражений в период Великой Отечественной войны была... битва 1943 года. На освобожденных... землях быстро восстанавливалась мирная жизнь (Курский, курский). 9. В центре многих древнерусских городов находился..., предназначенный для защиты от внешних врагов. Соборы Московского... представляют собой замечательные произведения зодчества (Кремль, кремль).

 

Задание 4. Устно объясните употребление прописных букв в приводимых ниже словосочетаниях.

Образец. Белая Церковь – название города; оба нарицательных существительных в составном географическом названии употреблены не в прямом, а в условном значении, поэтому пишутся с большой буквы.

Ричард Львиное Сердце; династия Каролингов; Олина кукла; тропик Рака; Северный морской путь; созвездие Лиры; туманность Андромеды; Николаевск-на-Амуре; Бородинское сражение; Семилетняя война; Арабская Республика Египет; День шахтера; Покровский собор; Зимний дворец; Дворец культуры завода «Каучук»; Дом офицеров; Государственный Русский музей; Театр имени Ленинского комсомола; Челябинский тракторный завод; Уральский государственный университет; завод «Красная роза»; комедия «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно»; орден Отечественной войны I степени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.