Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Особенности восприятия и переработки информации в процессе коммуникации. Репрезентативные системы




 

Кроме вербальных и невербальных средств, используемых в процессе коммуникации, наше общение зависит и от того, на какие органы чувств, прежде всего, воздействует информация.

У каждого человека восприятие и переработка информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам (т.е. каналам ощущений): визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно­ эмоциональному).

Сенсорные каналы восприятия носят название репрезентативных систем, или модальностей. Каждый человек, обладая всеми тремя репрезентативными системами, предпочитает, как правило, доверять только одной или двум из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Визуальная система предполагает восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

В соответствии с ведущими сенсорными каналами восприятия каждого партнера можно отнести к одному из трех типов: визуалам, аудиалам или кинестетикам.

Повторим, что нередко человек может иметь не один, а два ведущих канала. В этом случае он будет проявлять черты сразу двух типов (визуало­кинестетик, визуало­аудиал или аудиало­кинестетик). Но часто бывает и так, что при определенных условиях проявляется преимущественно одна из двух ведущих репрезентативных систем. Например, на презентации аудиало­кинестетик активизирует свой аудиальный канал, а испытывая физическую усталость, голод или боль переключится на кинестетический.

Таким образом, ведущая репрезентативная система отражает деятельность мозга в данный момент. Для ее определения используются невербальные ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движениями глаз и вербальные ключи доступа, основанные на анализе предпочитаемых партнером слов.

Для успешной деловой коммуникации с партнером (в данном случае с


потребителем) необходимо уметь диагностировать ведущий сенсорный канал и овладеть ключами доступа к нему. С помощью этих приемов можно не только определить тип партнера, спрогнозировать его реакцию на вашу информацию, но и соответственно подстроить свое поведение и в значительной степени повлиять на ход коммуникации.

Рассмотрим особенности визуала, аудиала и кинестетика. Признаки визуала:

· поза в основном прямая, голова поднята;

· жесты довольно скованы, могут быть нескладными;

· дыхание верхней частью легких, грудное;

· голос чаще высокий, чистый, довольно громкий;

· направление взгляда выше уровня глаз;

· особенности внешности: любит декоративные детали одежды, придает значение фасону, цветовой гамме, может быть экстравагантен;

· рабочее место любит содержать в порядке, стремится сделать его эстетичным;

· в речи употребляет слова: «видеть», «смотреть», «глядеть», «иметь в виду»,

«перспектива», «замечать», «ясно», «рассматривать», «в фокусе» и проч. (речь довольно лаконичная, но образная).

 

Итак, визуал:

замечает форму, цвет предметов, линии, гармонию, беспорядок;

придает значение внешности и имиджу (у себя и у партнера), мимике и другим внешним проявлениям поведения партнера.

 

Особенности аудиала:

· поза: руки часто скрещиваются на груди, голова слегка наклонена вбок ;

· движения разнообразны, могут быть и зажатыми, и свободными;

· дыхание в полном объеме;

· голос мелодичный, речь ритмичная, с разнообразными интонациями;

· направление взгляда на уровне глаз или слегка опущены;

· внешность разнообразна, т.е. характерных черт внешности нет ;

· рабочее место: предпочитает место, изолированное от шума, но с возможностью общения, однако в процессе работы стремится к тишине или любит приятную музыку и звуки природы (пение птиц, журчание воды, плеск волн и пр.);

· имеет богатый словарный запас (хороший расказчик), в речи употребляет слова: «слышать», «звучать», «прислушиваться», «шумный», «мелодичный», «тихо»,

«послушайте», «объясни», «давай обсудим» и проч.

 

Итак, аудиал:

замечает все, что звучит слова, музыку, шумовые эффекты;

придает значение словам и оттенкам интонации, тембра, ритма речи партнера.


 

Особенности кинестетика:

· поза бывает сутулая, голова и плечи часто опущены;

· движения свободные, плавные, жесты многообразны и гармоничны;

· дыхание низкое, брюшное;

· голос довольно низкий, грудной;

· взгляд чаще всего опущен вниз, под ноги;

· любят одежду, не стесняющую движений, из материалов, не препятствующих «дыханию» тела, причем эстетичность сочетаний фасонов, цветов, стиля может не учитываться, избегают узких воротников, тугих поясов, галстуков и обуви на каблуках или из жестких материалов;

· на рабочем месте часто бывает беспорядок, в котором способен ориентироваться только он сам, особенно важным считает комфортность температуры, свежесть воздуха, удобство сидения и стола;

· в речи часто употребляет слова «чувствую», «ощущаю», «зажатый»,

«скованный», «свободный», «остро», «удобно», «неудобно», «схватываю», «тяжело»,

«легко», «невыносимо» и пр., а также много глаголов, речь не очень разнообразна.

 

Итак, кинестетик:

замечает запахи, вкус, температуру, комфортность воздействий на собственное тело;

придает значение прикосновениям, интуиции, движениям, практическому опыту.

 

Таким образом, для достижения наилучшего контакта с партнером необходимо предоставить ему информацию через его ведущий сенсорный канал восприятия.

 

Визуалу лучше показать образцы продукции или красивый буклет, обращая внимание на оригинальность дизайна, сочетание цветов и другие внешние особенности товара и употребляя слова из лексикона визуала.

Аудиалу как можно подробнее и эмоциональнее рассказать о товаре, ответить на все вопросы, употребляя слова из лексикона аудиала.

Кинестетику в зависимости от вида продукции, дать потрогать, попробовать, понюхать, примерить или подержать товар в руках, комментировать с использованием слов из лексикона кинестетика, особенно обращая внимание на практичность и удобство в пользовании.

 

Особенности мышления человека влияют на движения его глаз. Сидя напротив партнера, можно заметить, куда движется его взгляд. Надо отметить, что взгляд зачастую оказывается мимолетным, однако и он отражает, какое полушарие и какой центр коры больших полушарий мозга активны в данный момент.

Например, взгляд влево (в сторону левой руки партнера) свидетельствует о том, что активно левое полушарие, контролирующее правую часть тела и отвечающее за логическое, рациональное мышление. Взгляд вправо (в сторону правой руки партнера) означает активность правого полушария, связанного с левой


частью тела и обеспечивающее образное, эмоциональное творческое мышление.

Рассмотрим значения направлений взглядов более подробно.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.