Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Мень. История религии. Том 1




Учебной и научной литературы

Библиотека

 

 

 

 

Истоки религии В поисках пути, истины и жизни ---------------------------------------------------------------------------- Том 1. Истоки религии ББК 86.3 М 51 ---------------------------------------------------------------------------- Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта книга

ПРЕДИСЛОВИЕ

В исторических познаниях наших современников и соотечественников естьобширный пробел - это область христианской традиции. Все мы, кажется, пришлиныне к согласию в том, что пробел этот пользы нашему обществу не приносит.Его надо ликвидировать, и каждому, кто поможет это делать, следует сказатьспасибо. Область религиозной культуры по природе своей пограничная, неисчерпываемая до конца ни школьно-богословским или, скажем,религиеведческим, ни историко- культурным подходом. Религиозная вера икультура - вещи по определению различные, однако выступающие в единстве илишь в единстве могущие быть адекватно увиденными. Религиозная культуравырастает из веры и без веры распадается, как тело, от которого отлетеладуша; но и вера без религиозной культуры - так сказать, невоплощенная. Дажесамые бесспорные факты общей истории культуры, например памятникирелигиозного искусства, будь то древнерусская икона или готический собор,литературное житие или грегорианская мелодия, закрыты для нас, если у наснет достаточно глубокого понимания вдохновившей их веры; но, с другойстороны, описываемая обычно теологами и разбираемая на части религиеведамиконкретная "плоть" веры как таковой - понятийный аппарат вероучительныхформул, навыки религиозного поведения, включающие и эстетику ритуала, иэтику поступка, - составлена из компонентов культурного обихода, отчастисозданных заново в лоне данной религии, отчасти же унаследованных отпредыдущих эпох. Христианская культура существует в течение двухтысячелетий, но ее предыстория уходит в глубину времен несравнимо дальше. Тонкие связи и отталкивания между христианской и дохристианскойдуховностью - предмет, вызывающий самый живой интерес: оно и естественно. Ачто читать? Как правило, наши историки культуры либо чересчур мало говорятоб этом, либо говорят так, что лучше б и не говорили. Ну, в наши дниназойливая нота грубого разоблачительства вроде бы перестает звучать, но и вработах, написанных в более пристойном тоне, редка та чуткость к собственнодуховной глубине материала, без которой историк, какова бы ни была егособственная позиция по отношению к религии, просто не сумеет объяснить ничитателю, ни себе же самому, о чем, собственно, идет речь. Предмет анализаисчезает, все становится беспредметным - не поймешь, на что люди не глупеенас тратили свои жизни. Что касается традиционного "школьного" богословия,историкокультурные проблемы оказываются разве что на периферии его внимания.Да и то сказать, где ее достанешь, богословскую литературу? Но вот перед нами популярный, обращенный к широкой публике труд,который заполняет собой образовавшуюся лакуну, отвечает на запросы, до сихпор не удовлетворенные. С одной стороны, он написан с самым серьезнымвниманием к смысловой стороне тысячелетней истории поисков Бога. Это немогло быть иначе: автор - верующий христианин, более того, священник РусскойПравославной Церкви. Как само собой разумеется между честными людьми, еговзгляд на факты определен его убеждениями; и все-таки читатель ошибется,если предположит, что вот сейчас начнется уговаривание - вербовка впрозелиты. Ибо, с другой стороны, автор - человек современной светскойкультуры, и это сказывается не только на его знаниях, приобретенныхнепрерывным трудом всей жизни, но прежде всего на его интеллигентной позициипо отношению к читателю. Установка на пропаганду в тривиальном смысле словаисключается. А теперь, перед тем как на прощание пожелать читателю найти то, что емуна потребу, вспомним, что тома этого издания написаны задолго до того, какзабрезжила возможность издать их у нас. Вспомним, что прот. А.Мень заговорило каких-то вещах в такое время, когда нынешние его союзники или оппонентымолчали. Что он вышел на свою работу один, во времена, не похожие нанынешние. Вспомним - и поблагодарим его. С.С.Аверинцев Светлой памяти великого христианского мыслителя



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.