Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Циолковский и атеизм




X x x

Материалисты предпринимают попытку атаки и с другой стороны. Используяпонятия кибернетики, они ставят под сомнение Божество как всемогущее Начало.Рассмотрим, насколько состоятельны эти попытки. "Действия человека, - читаем мы в одной из антирелигиозных книг, - сточки зрения верующего, в конечном счете определяются божественной волей. Втерминах кибернетики это означает, что Бог выступает как управляющаясистема, а человек - управляемая. Управление, как мы знаем, невозможно безциркуляции потоков информации. Следовательно, между богом и человеком долженсуществовать, по меньшей мере, один канал связи, по которому божественнаяволя передается человеку: Бог => человек. В "священных писаниях" содержится ряд данных, позволяющих судить окачестве функционирования этого канала и, в частности, о надежности передачипо нему. Бог есть существо совершенное, всемогущее, а поэтому надо полагать, чтоизбранные им способы передачи информации - наиболее совершенные из всехвозможных. Во всяком случае, они должны быть настолько надежны, чтобыбожественная воля дошла до человека-исполнителя без искажения. Инымисловами, человек всегда должен действовать в соответствии с Божьей волей. Однако хорошо известно... что люди грешат, т. е. поступают вопрекибожественной воле" (Шалютин С. Кибернетика и религия. c. 26). Таков любопытный образчик критики религии с позиций кибернетики. Онсвидетельствует о том, к каким крайностям приводит слишком большое сближениемежду человеком и машиной. Автору, очевидно, кажется, что идеал человека -это самый слаженный и послушный приказаниям робот. Более неподходящей сферыдля приложения кибернетики, чем сфера нравственности, трудно найти. Еслидаже простейший организм уже выходит за рамки одной механическойпричинности, то тем более это должно относиться к духовному миру человека.Неужели человек отступает от воли Божией только потому, что он недостаточноинформирован о ней? Если бы это было так, то грех был бы крайне редкимявлением в мире. Атеистический критик знаком с учением о свободе человека,но почему-то даже не пытается дать разъяснение по этому поводу. Онограничивается указанием на то, что при работе с механизмами человекспособен устранять помехи, которые препятствуют потоку информации, ипротивопоставляет этому библейские предания, где Божественная информациянередко наталкивается на сопротивление человеческой воли. Что это должно означать? В главе IX мы подчеркнули, что если бы Богнасильственно овладевал волей людей, они превратились бы в механизмы,лишенные человеческого достоинства. Но, так как человек создан по образу иподобию Божию, он должен был найти свое самоопределение не в силу слепойзапрограммированности, а по добровольному избранию. Таким образом, свободаво взаимодействии с высшей Волей определяет конкретные пути человеческойжизни и истории. Говорят, что, если существуют помехи в передаче информации, передатчикдолжен устранить их. Но человек - это "система", которая сама имеет задачуустранения помех. И в то же время процесс этот - не односторонний. Навстречучеловеческим исканиям Бога идет поток Божественного Откровения.Взаимодействие этих двух потоков и составляет суть духовной истории, которойпосвящен цикл наших книг.14 апреля 1928 года калужская газета "Коммуна" опубликовала интервью сознаменитым калужанином К. Э. Циолковским. Из приведенных там слов ученого,якобы сказанных корреспонденту газеты, можно заключить, что Циолковский былатеистом. Эта версия поддерживается в антирелигиозной литературе и в нашидни (см.: Сухов А. Д. Великие русские естествоиспытатели-атеисты. М" 1974.С. 7 ел.). Но поскольку мы уже не раз сталкивались с сомнительными методамиатеистической пропаганды (См. приложение 3), то небезынтересно проверить и вданном случае достоверность ее утверждений. Прежде всего, в глаза бросается загадочный факт: в наш "космическийвек", когда научное наследие Циолковского положено в основу ракетостроения,когда имя скромного провинциального учителя окружено ореолом славы, - мы досих пор не имеем полного издания сочинений этого выдающегося ученого. ОЦиолковском пишут книги, воздвигают ему памятники, а многие его собственныеработы, которые выходили крошечными тиражами 40-50 лет назад, остаютсянеизвестными современному читателю. Создается впечатление, что по каким-топричинам некоторые книги Циолковского оказались "нежелательными"... Что же это за книги? В собрание сочинений Циолковского 1951-1959 годоввошли исключительно работы по аэродинамике, дирижаблестроению и реактивнымдвигателям, а за бортом остались философские и этические сочинения ученого.Их с большими купюрами переиздали лишь в 1986 году в Туле с подзаголовком"Научно-фантастическое произведение". Значит, именно в мировоззренииЦиолковского атеисты нашли нечто такое, что их не устраивает. Но ведь намговорят, что он был материалистом, мало того, утверждают, что, "толькоисходя из материалистического мировоззрения, он мог средствами наукиукрепить в передовом человечестве дерзкую идею грядущего завоеваниявселенной" (Брюханов В. А. Мировоззрение К. Э. Циолковского и егонаучно-техническое творчество. М., 1959. С. 28). Если это так, то почему егофилософские работы так старательно замалчивались? Разгадка этого странногофакта - в самих этих работах. В них Циолковский действительно не раз называет себя материалистом,однако далеко не в общепринятом смысле слова. Материализм для него означаетлишь признание материальной природы Вселенной и причинной связи междуявлениями. "Беспричинности во Вселенной нет", - писал он (Циолковский К. Э.Звездоплавателям. Калуга, 1930. С. 15). Но при этом он не отрицал и другой,невещественной причинности. "Я не только материалист, но и панпсихист,признающий чувствительность всей вселенной" (Циолковский К. Э. МонизмВселенной. Калуга, 1925. С. 7). Ученый считал, что одухотворенность присущавсей природе, каждому атому; он верил в существование разумныхнематериальных обитателей космического пространства (Циолковский К. Э. ВоляВселенной. Калуга, 1928). Вселенная же в целом, согласно его учению,восходит к высшей Причине. "То, что происходит и развивается, - писал он, - ход этого развития -зависит от начальной Причины, вне природы находящейся. Значит, все зависитот Бога". И несколько далее продолжает: "Бог есть причина всех явлений,причина вещества и всех его законов" (Циолковский К. Э. Образование Земли иСолнечных систем. 1915. С. 7, 10). Это уж никак не похоже на материализм! Нопойдем дальше. В 1925 году Циолковский выпустил в Калуге специальную брошюру"Причина космоса", в которой он обосновывает свое богопонимание. Ввиду тогочто книга эта малоизвестна, мы приведем здесь почти целиком ее заключение,опущенное в переиздании 1986 года. "Причина несоизмерима со своим творением, так как создает вещество иэнергию, чего космос не в силах сделать. Для нее ограничено то, что даже длявысочайшего человеческого ума безначально и бесконечно. Космос для нее определенная вещь, одно из множества изделий Причины. Мыпро другие ее изделия никогда ничего не узнаем, но они должны быть. Причина, с человеческой точки зрения, во всех отношениях бесконечна посравнению со Вселенной, которая, в свою очередь, бесконечна по отношению клюбой части космоса: к человеку, Земле, солнечной системе. Млечному Пути, кгруппе спиральных туманностей, ко всему известному миру. Вся известная Вселенная - то же, что капля в безбрежном океане. Отсюдавидно, что Причина по отношению к человеку и перечисленным частям Вселеннойесть бесконечно большое второго порядка. Причина должна быть всемогуща по отношению к созданным ею предметам,например, к космосу, хотя, по-видимому, не касается его. Но он и сам по себеисправен и умеет жить на благо самому себе. Однако это равновесиетеоретически во всякое время может быть нарушено. Причина создала Вселенную, чтобы доставить атомам ничем не омраченноесчастье. Она поэтому добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого.Ее доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны по отношению к тем жесвойствам космоса. Какие же практические выводы? Не осталось ли бы все по-прежнему, еслибы мы и не рассуждали о свойствах Причины? ПЕРВЫЙ ВЫВОД. Удовлетворение любознательности и вытекающее отсюдаспокойствие. ВТОРОЙ. Смирение перед Причиною. Оно поможет нам быть благоразумными изаставит нас помнить, что если нам дана нескончаемая радость, то она можетбыть всегда и отнята, если мы не благоговеем перед Причиной. Это дань ее. ТРЕТИЙ. Чувство благодарности за некончающееся, всегда возрастающеесчастье. Оно придает нам бодрость в нашей бедной земной жизни и заставит насвсегда помнить и любить его Причину. Любовь умилостивит ее, потому чтоЛюбовь - также ее дань. ЧЕТВЕРТЫЙ. Мудрость и благость Причины по отношению к своему изделиюпозволяет нам думать, что могущество Причины не принесет нам зла и вбудущем, например, не прекратит существование Вселенной или не сделает егомучительным. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум... Короче:и Причина, и органические существа Вселенной и их разум составляют одну и туже любовь".



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.