Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парапсихология и неразрушимость духа




X x x

X x x

Как же согласуется подобное исповедание веры со статьей в газете"Коммуна"? Может быть, за эти три года (с 1925-го по 1928-й) Циолковскийизменил свои взгляды? Но тогда почему же в 1931 году он писал, что в книге"Причина космоса" выражен "его личный взгляд, которого он никому ненавязывает"? (Циолковский К.. Атлас дирижабля из волнистой стали. 1931. С.22). Приходится лишь изумляться мужеству ученого, который в обстановкештурмовой антирелигиозной пропаганды ся отстаивать свои идеи, пусть порой ив завуалированной форме. Что же касается интервью в газете, то оно, скорее всего, дошло до наснаполовину искаженным. Лишь начало его, кажется, подлинно. На вопроскорреспондента, верит ли он в Бога, Циолковский ответил: "Что, прежде всего,понимать под верой в Бога? Темная неразвитая крестьянка Богом считаеткартинку-икону. Другие под Богом подразумевают бессмертного старца,восседающего на облаках. Третьи считают Богом доброе начало в жизни". Нодалее почему-то отсутствует определение самого Циолковского, а идет критиканевежества и суеверий. Здесь интересно провести параллель с высказыванием известного астрономаН. Морозова: "Когда современного умственно развитого человека спрашивают:верит ли он в Бога, то ему приходится отвечать: о каком Боге вы говорите?Если о библейском Боге в виде старика лет примерно восьмидесяти, с седойдлинной бородой... сидящего на престоле на верху стеклянного колпака наднашей атмосферой, то, конечно, нет. Но если вы под этим словомподразумеваете единую и основную - по учению современной науки - сущностьвсех творческих сил вселенной... то как я могу отвергать эту единую и всюдуразлитую творческую сущность вселенной, не отвергая этим самым всего себя?..Вся вселенная полна различных форм творческого сознания, и силы стихийнойприроды отличаются от наших организовавшихся психических сил только своейодеждой, а не сущностью. Таково научное представление о едином, вечном,вездесущем и все наполняющем творческом начале вселенной, то есть, выражаясьтеологическим языком, о Боге-Отце, вечном Творце и Обновителе "неба и земли,всего видимого и невидимого" (Морозов Н. Эволюционная мораль и эволюционнаятеология/ Предисловие к книге А. Немоевского "Бог Иисус". Пг., 1920. С. 1ел.). Этот взгляд очень похож на мировоззрение Циолковского и выражен даже всходных словах. Но Морозов писал свою статью в 1920 году, а к 1928 годувысказывать публично подобные мысли становилось все труднее. В данном случае совершенно безразлично, в каком отношении стояли"эволюционная теология" Морозова или учение Циолковского о "Причине космоса"к христианству. Но, как бы мы ни охарактеризовали их: деизм, пантеизм илииначе, - для атеистов все они в равной мере неприемлемы. Те из отечественных авторов, которые не могут отрицать идеологических"уклонов" Циолковского, пытаются найти им свое объяснение. При этомссылаются на трудные обстоятельства жизни Циолковского. "Особо тяжелыемоменты подавленности, ощущение бессилия в деле продвижения своих открытийсоздавали почву для влияния на ученого реакционной идеологии и оживлениярелигиозных идей, внушенных ему воспитанием... Отсюда берут свое началозанятия Циолковского в некоторые периоды его жизни христианским учением, атакже ряд уступок религии в его более поздних философских работах" (БрюхановВ. А. Мировоззрение Циолковского. С. 18, 25). Само по себе это очень важное признание, но с точки зрения "объяснения"оно удивительно беспомощно. Оказывается, достаточно ученому испытатьнеудачи, как он тут же становится на сторону религии! Не всякий марксистрешится на столь легкомысленное утверждение. Надо быть слишком низкогомнения о силе гения, чтобы ставить его воззрения в роковую зависимость отобстоятельств. Мы знаем религиозных ученых и писателей, которые пожали прижизни плоды своей славы, а также неверующих, живших в бедности и лишенныхпризнания. Так или иначе, но вышеприведенные строки показывают, чтоЦиолковского нелегко причислить к атеистам. Мы не будем здесь рассматривать мировоззрение ученого в целом. Укажемтолько на те моменты, которые оказали влияние на формирование его идей.Во-первых, следует отметить, что отец его Эдуард Циолковский был человекомглубоко религиозным и так же воспитал сына. Далее: Циолковский был женат надочери калужского священника и долго жил в его семье. Ученый не разподчеркивал свое сочувствие этическим ценностям веры: "Я не работал никогдадля того, чтобы усовершенствовать способы ведения войны. Это противно моемухристианскому духу" (Арлазоров М. Циолковский. М., 1963. С. 169). Духовная атмосфера дореволюционной Калуги должна была способствоватьусилению интереса Циолковского к мистике. Именно Калуга была центромрусского теософического движения. Здесь было основано Теософическое обществои находилось издательство, которое выпускало в большом количестве какотечественные книги по теософии и восточной мистике, так и переводные,например Бхагавад-Гиту и книги Анни Безант. Циолковский не был теософом, ноо том, что ему были близки восточные идеи, свидетельствует хотя бы его очерк"Нирвана", вышедший в 1914 году. Мысли, очень близкие к буддизму, онвысказал и в брошюре "Ум и страсть" (1928). Изображая идеальное существо,лишенное страстей, он почти дословно повторяет некоторые места из буддийскойсвященной литературы (Ум и страсть. С. 9). Невозможно пройти мимо еще одного важного факта биографии ученого. Вмолодости он сблизился с Николаем Федоровым, который во многом помог ему(Арлазоров М. Циолковский. С. 29). Этот своеобразный человек, библиограф исвободный философ, работал в Румянцевском музее. Он создал оригинальноеучение, которое считал подлинным христианством. Согласно его учению человек,для того чтобы полностью выполнить волю Божию, должен всемерно развиватьнауку, научиться в совершенстве управлять всеми природными процессами и вконце концов воскрешать мертвых. Федоровская "философия общего дела"привлекала внимание многих умов в России и на Западе. Его высоко ценили Вл.Соловьев и С. Булгаков. Главная работа Федорова вышла посмертно (он умер в1904 году), но влияние его было скорее личным, чем литературным. Он покоряллюдей как обаятельный, не -обыкновенно отзывчивый человек, смелозаглядывающий в будущее мира, которое казалось ему светлым. Сравнениефедорианства и философских работ Циолковского убедительно показывает, чтосоздатель ракетной теории был во многом единомышленником и продолжателем"загадочного мыслителя", как называл Федорова Булгаков (См.: Булгаков С. Н.Два града. Т. 2. М., 1911; об отношении Соловьева к Федорову см.: СоловьевВл. Письма. Т. 2. 1909. c. 345). Итак, мировоззрение Циолковского складывалось под влиянием трехважнейших факторов: христианского воспитания и окружения, теософических идейи, наконец, учения Федорова. Плодом этих влияний явилась "космическаярелигия" ученого, которую он называл "монизмом". В состав этого учениявходила своеобразная идея о духовном блаженстве атомов, на которыераспадается человек по смерти. В книге "Монизм Вселенной" (193П он писал:"Религия обещает продолжение земной жизни и свидание с родственниками.Монизм же прямо обещает немедленную совершенную жизнь в обществе совершенныхсуществ". Когда произошла революция, Циолковский был уже стариком. Годы неудач ипотрясений (его сын кончил самоубийством) не прошли для него бесследно.Глухота еще больше усугубляла его отчужденность от окружающих. Близким сталибросаться в глаза его странности и чудачества. В отличие от многих деятелей культуры, Циолковский сразу же выразилсвое сочувствие новой власти. У него была уверенность, что наконец-то егозамыслы о дирижабле и ракетах найдут осуществление. Особым постановлениемему были выделены пенсия и паек (правда, не избежал он и "чрезвычайки", нобыл вскоре выпущен). В 1919 году он предлагал фронту свои инженерныепроекты. Размах революционных планов увлекал ученого, мечтавшего опреобразовании природы. Это было оценено в самых высоких инстанциях. Долгие годы Циолковский беспрепятственно высказывал и свои философскиеидеи. Некоторое время ему даже разрешалось издавать на свой счет книгифилософского содержания. Ученый прилагал все усилия к тому, чтобы показать,что его взгляды не противоречат официальной идеологии. Однако без конца такпродолжаться не могло. Книги, подобные "Причине космоса", становились всеболее и более одиозными. Началась усиленная обработка глухогосемидесятипятилетнего старика. И наконец, "с 1931 года он прекращаетпубликацию своих работ на философские темы" (Брюханов В. А. МировоззрениеЦиолковского. Цит. соч. С. 62). Но даже в обстановке атеистическойпропаганды и морального давления Циолковский так и не стал материалистом,хотя делал много словесных уступок официальной идеологии. "Несомненно, -уверяют нас, - что если бы Циолковский... прожил дольше, то он перешел быполностью на позиции диалектического материализма" {Брюханов В. А. Цит. соч.С. 63). Но это лишь самоутешение. Циолковский умер 78 лет. Восемнадцать лет егопослереволюционной жизни мало что изменили в его взглядах. Откуда женадежда, что в дальнейшем дело пошло бы "успешнее"? Или автор этого прогнозаимел в виду, что ученый, дожив до мафусаиловых лет и умственно ослабев, сталбы легкой добычей атеизма? Но это была бы победа сомнительной ценности.В заключение остановимся еще на одной проблеме, связанной с именемЦиолковского: проблеме космических полетов. По сути дела, это - вопрос чистонаучный, не имеющий прямого отношения к религии, но в атеистическойлитературе мы очень часто сталкиваемся с утверждением, будто космическиеполеты нанесли удар по религии. "С созданием искусственных тел, -провозглашают атеисты, - рушатся религиозные вымыслы о "тверди небесной", о"рае на небе", где якобы обитают боги, ангелы, души праведников и т. п.Космическое пространство оказывается именно таким, как его представляетнаука, а не религия" (Варваров П. Спутники и религия. - В кн.: Завоеваниекосмоса и вера в бога. М., 1964. С. 18). Прежде всего в этой невежественнойдекларации остается открытым вопрос - о какой "науке" и о какой "религии"идет речь? Ведь именно наука древности учила о "тверди" и о центральномположении Земли. Религия же, как мы видели (см. приложение 2), не имеетпрямого отношения ни к одной космогонической теории. Религиозные люди во всевека представляли себе устройство видимой Вселенной в соответствии с уровнемзнаний своей эпохи. И если теперь система Птолемея кажется нам неверной, тооткуда мы знаем, что скажут о нынешней космологии люди через две тысячи лет? В хрущевское время журнал "Наука и религия" опубликовал рисунок, накотором изображены искусственные спутники Земли с "поэтической" подписью:"Всю вселенную обошли - нигде бога не нашли". Это равноценно тому, как еслибы, исследовав мозговые клетки и не найдя там мысли, нам заявили бы, что еевообще не существует. Когда в религиозной терминологии употребляют слово "небо" - имеют ввиду духовный план бытия, а вовсе не физическое пространство. В какомбогословском сочинении XX или XIX века нашли атеисты утверждение, что "душиправедных" обитают где-то на Луне или на возможных орбитах ракет? Однимсловом, аргумент "спутники не обнаружили Бога" обнаруживает лишь невежестволюдей, его выдвигающих, или же их намеренную недобросовестность. Еще более странным представляется другой антирелигиозный аргумент:"Атеисты первые вышли в космос". Не есть ли это свидетельство в пользу ихправоты? В таком случае, почему бы не предположить, что астрономическиедостижения древних греков или вавилонян есть доказательство правоты культаАполлона или Бэла? Или, может быть, открытия Кеплера повысили значимостьастрологии, которой этот ученый увлекался? Наука - это не идеология. Она впрямом смысле "беспартийна" и интернациональна. Она принадлежит всему миру,людям всех убеждений, сторонникам любой философской или политическойдоктрины. Развитие техники не есть изолированный процесс. Прежде чем былрасщеплен атом или вышел на орбиту спутник, была проделана работа многихпоколений ученых всех стран. Если бы не было Эвклида, то не было бысовременной математики и многих достижений техники. Одно открытиеподготовляет другое. И никто не имеет права претендовать здесь на монополию.Для верующих людей космические исследования не кощунство, а "замечательныйрубеж в истории науки и завоеваний человека", как недавно писала об этомцентральная ватиканская газета. Другое дело, когда наука используется вцелях пропаганды. Но эти цели уже сами по себе носят не научный, а"идеологический" характер. Нередко приходится слышать вопрос: почему Библия ничего не говорит обобитателях других небесных тел? Но прежде чем обвинять Библию, нужнодоказать, что таковые обитатели на самом деле существуют. Между тем подлиннонаучных доказательств мы до сих пор не имеем. Даже наличие органическойжизни в нашей планетной системе не доказано. Всевозможные мудрые марсианеоказались плодом мудрых фантастов, а, как показали фотографии американскогокосмического аппарата, Марс, вероятно, и в прошлом не имел атмосферы. Что жекасается других звездных систем, то возможности контактов с ними минимальны.Расстояния до них поистине астрономические. Но предположим, что все же где-то во Вселенной есть разумные существа.В общем, это - вполне вероятное предположение, пусть и недоказанное. Трудносогласиться с мыслью, что человек Земли - уникум мироздания, хотя, впрочем,и это вполне возможно. Итак, допустим на минуту, что разумные существа вкосмосе есть. Что это могло бы доказать? Что принесло бы принципиальнонового? Ничего. Лишь увеличилась бы вселенская семья людей. Но, может быть, это вовсе не люди? В последнее время выдвигались самыеразные гипотезы о возможных формах разумной жизни (С. Лем и др.). Но в любомслучае их структура остается "человеческой" в широком смысле (то естьструктурой духовно-телесного существа). Пусть жители иных миров вместонашего биологического тела имеют другое но они все равно л ю-д и, то естьразумные существа, обладающие физическим строением. Если окажется возможным контакт с людьми Земли, то произойдет, говорясловами П. Тейяра де Шардена, "встреча и взаимное обогащение двух ноосфер"(Тейяр де Шарден П. Феномен человека. С. 280). Двести лет назад вопрос об обитателях планет уже вставал передфилософами и учеными. И Ломоносов, соглашаясь с тем что на Венере могут бытьлюди, заключил свое рассуждение выводом: "При всем том вера Христова стоитнепреложно". Этими словами закончим и мы свой очерк.Парапсихология как научное исследование феноменов, выходящих за рамкиобычных явлений сознания и душевной жизни, возникла сто лет назад, когдаанглийский физик Уильям Ф. Бар-рет сделал первое сообщение об открытых имфактах такого рода. Однако регистрация их относится к гораздо более раннемувремени. Следует подчеркнуть, что, поскольку здесь мы имеем дело с таким сложнымобъектом, как внутренний мир человека, проведение парапсихологами "чистыхэкспериментов" было и остается крайне затруднительным. Но в достоверности ихрезультатов были убеждены многие крупные ученые. Достаточно назвать хотя быхимика Бутлерова, физиков Лоджа, Крукса, Иордана, биологов Уоллеса и Шовена,психиатра Ломброзо. В настоящее время существует ряд институтов иисследовательских групп в США и Европе, которые изучают парапсихологическиеявления. Наиболее достоверный материал в этой области относится к явлениямтелепатии, или экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). Эксперименты с ЭСВвызывают оживленную полемику, поскольку их итоги до сих пор не имеютабсолютно доказательного характера. Один из противников ЭСВ пишет:"Утверждать категорически, что результаты этих экспериментов объясняютсяобманом, нельзя, но нельзя и считать, что эти эксперименты отвечают целям,поставленным перед собой экспериментаторами, и что они дают окончательноедоказательство ЭСВ" (Hansel С. Е. ESP A Scientific Evaluation. Русск, пер.:Хэнзел Ч. Парапсихология. М., 1970. С. 295). Примечательно, что и материализм уже готов признатьпара-психологические феномены, уверяя, разумеется, при этом, что они вполнегармонируют с его доктринами. "При всей спорности вопросов, обсуждаемыхпарапсихологией, - читаем мы в "Философской энциклопедии", - едва липравомерно рассматривать эту область психологических исследований каквраждебную философскому материализму только на том основании, чтопарапсихология допускает существование неизвестных еще форм чувствительностии, следовательно, возможности расширения средств познавательнойдеятельности, которые в конечном счете, по убеждению представителейестественнонаучного направления парапсихологии, уходят корнями в сферучувственного познания" (Геллерштейн С. Парапсихология. В кн.: Философскаяэнциклопедия. М. 1967, Т. 4. С. 213. Там же дана и библиография вопроса). У нас телепатию изучала лаборатория проф. Л. Васильева, сотрудникикоторой считали, что их данные вполне доказуемы. Васильев определялтелепатию как "особую форму информации или общения живых существ,выражающуюся в непосредственном (то есть без посредства известных наморганов чувств) влиянии нервно-психических процессов одного существа нанервно-психические процессы другого существа" (Васильев Л. Внушение нарасстоянии (Заметки физиолога). М., 1962. С. 14). Наряду с экспериментами фиксировались и многочисленные случаиспонтанной телепатии. Формы этого рода ЭСВ весьма разнообразны. Это - иострое ощущение несчастья, случившегося с близким человеком, находящимся набольшом расстоянии, и предчувствие надвигающейся катастрофы, и многоедругое. Замечено, что одни люди бывают более способны к ЭСВ, чем Другие. Многие ученые и мыслители считали возможным привлечь ЭСВ для изученияпроблемы посмертия. К этому их побудил тот факт, что среди явленийспонтанной телепатии встречались и такие, которые указывали на возможностьконтакта с сознанием умершего. В качестве примера приведем случай, сообщенный Л. Васильевым. Документ,подтверждающий его, взят из архива Института мозга в Ленинграде. В нем Б. Н.Шабер сообщает: "В декабре 17-го числа 1918 года в 8 1/2 час. утра я увидел на стене, вкоторую упирались мои ноги (я лежал на кровати), овальной формы светлоепятно, которое на моих глазах стало расти, превратившись в светлую фигурудевушки. В этом видении я узнал свою лучшую подругу Надежду АркадьевнуНева-довскую, находившуюся в то время в г. Петрограде. Улыбнувшись мне, онапроизнесла какую-то фразу, из которой я уловил только последнее слово:"...тлена". После этого фигура девушки стала как бы уходить в стену и затемисчезла. Точный мой рассказ о происшедшем был втот же день (Разрядка моя. -А. М.) зафиксирован на бумаге и скреплен подписями шести лиц... 23 декабря1918 года мною было получено письмо от матери Нади, Евгении НиколаевныНевадовской, письмо, в котором она извещала меня о смерти Нади,последовавшей в 8 ч. 25 мин. утра 17 декабря 1918 года. Последние словапокойной были: "Боря, нет праха, нет тлена". Факт получения письма и сутьего содержания зафиксированы, подписями шести вышеупомянутых лиц". К этомусообщению прилагались документы, подтверждающие сообщение Б. Н. Шаберомвидения 17-го числа (среди подписавшихся были математик и юрист, подписибыли с адресами и печатями), а также документ, подтверждающий получениеписьма из Петрограда от матери умершей (См.: Васильев Л. Внушение нарасстоянии. С. 24). Другой пример: "Я жила в Якутске, - сообщает учительница, член КПСС. - В 1916 году 1февраля у меня умер отец, незадолго до этого получивший право выезда изЯкутска, куда он был сослан. 31 января мы получили от него из Иркутскапоздравительную телеграмму (по случаю дня рождения моего брата). В пятьчасов утра я увидела сон, будто отец умер и лежит на столе... Я сказала обэтом мачехе (мама у меня умерла, и была мачеха), она меня отругала. А днемполучили телеграмму, что цапа в 5 часов утра скончался..." {Там же. С. 81). Подобных случаев зафиксировано множество даже за небольшой сроксуществования парапсихологической науки. Здесь приведен в первую очередьэтот - как признанный достоверным в книге материалистического автора. Сампрофессор Л. Васильев дает довольно точную обобщенную формулу таких явлений,которую можно представить в таком виде: "Если данное лицо А. умирает, тодругое лицо В., связанное с ним духовными узами, может переживать чувствоили получить зрительный или слуховой сигнал о случившемся". (Там же. С. 8). О том, что в момент расставания с телом сознание переживает особыйподъем и нередко выявляет скрытые возможности духовного видения,свидетельствует работа современного американского парапсихолога Карла Осиса.Он собрал среди 640 медицинских работников анкеты с ответами на вопрос, чтопереживают люди с незамутненным, здоровым сознанием в момент смерти. Ответыбыли поразительны. Оказалось, что более характерно для последних минут убольшинства не состояние страха смерти, а особое возвышенное состояние,граничащее с экзальтацией. Иногда они видели образ духовного мира, но чащевсего - умерших родных, которые "пришли за ними". По ощущению умирающих,близкие помогают им перейти грань жизни и смерти (Osis К. DeathbedObservations by Physicians and Nurses. New York, 1961). Но все это еще не говорит о настоящем посмертии. Подобные факты можноистолковать как проявление ЭСВ в момент крайнего напряжения всех душевныхсил. Более интересными были бы свидетельства о проявлении сознания у ужеумерших, а такие свидетельства есть. Спонтанный характер эти факты носят, как правило, в тех случаях, когдав жизни умерших имела место какая-нибудь трагедия, например, самоубийствоили преступление. С этим связаны упорные легенды и предания о призраках и"беспокойных домах" (См. собрание проверенных учеными случаев в работе:Баррет У. Ф. Исследование в области человеческой психики/Пер. с англ. М.,1914). Вот характерный пример такого явления: Один врач, путешествуя поГермании, остановился в гостинице. Ночью поднялся шум. Врач вышел и увиделсмущенного хозяина, который просил его осмотреть больную женщину. Тототправился в указанную комнату, где собирался народ. Женщина билась внервном припадке. "Она что-то бессвязно бормотала, порой вскакивая ипугливо озираясь по сторонам. Вдруг она остановила взгляд своих расширенныхот ужаса глаз на противоположном углу комнаты. "Ja, ja, er ist da, - кричалаона, - gehe von mir". - "Что вы там видите, чего вы испугались?" - спросилон ее по-немецки. "Это он! Он является сюда каждую ночь, вот уже три дняподряд, и все рассказывает мне свою страшную историю". - "Кто такой? Ктоон?" - спросил я. "Он, он, окровавленный, страшный. Он говорит, будто 60 леттому назад, когда на месте этого дома стояла корчма и мимо проходила большаяпроезжая дорога, он был убит хозяином, который зарыл его тело под этойкомнатой. Он просил меня освободить его отсюда. Ему здесь душно, его что-тодавит; на 1руди у него лежит что-то тяжелое..." Утром женщина ничего не помнила из своих- ночных переживаний. Но врачпредложил хозяину вскрыть пол в комнате. Под полом была вырыта глубокая яма,в которой обнаружили разбитый кувшин с 30 золотыми и серебряными монетамистарого образца, а еще глубже - останки полуистлевшего человека (Ля-мин А.Теории таинственного. М., 1910. С. 182). История знает также немало подобных примеров. Один из них произошел сМ. В. Ломоносовым, который, возвращаясь из Германии, видел во сне отца,выброшенного мертвым на один островок, который Ломоносов знал с детства.Приехав в Петербург, он узнал, что отец пропал без вести в море. Тогдаученый послал на родину письмо с описанием острова. Сон оказался вещим. Трупотца Ломоносова был найден на указанном острове и предан земле. Подлинный документ с этим сообщением хранился у известного историка М.Погодина и был опубликован в его книге "Простая речь о мудреных вещах" (М.,1873. С. 145). Многие из этих случаев были тщательно проверены исследователями, идостоверность их подтверждена. Особый род ЭСВ, связанного с сознаниемумершего, проявился в так называемом медиумизме, когда человек, находившийсяв состоянии транса, оказывался способным воспринимать сознание другого, ужеумершего. Эти факты не отвергаются и многими объективными материалистами.Так, один из них, К. Ламонт, вынужден пытаться объяснить их по-своему. "Происходящие явления, - говорит он, - это одно дело, а толкования,даваемые по поводу их в том смысле, что они будто бы подтверждаютсуществование бессмертия - это дело другое... Может быть, медиум погружаетсяв великое безличное море сознания или резервуар памяти, который содержит внетронутом виде прошлую психическую жизнь каждого индивидуума. Так же хорошоизвестно, что человеческие существа излучают энергию, и высказывалосьпредположение, что каким-то образом медиумы чувствуют и толкуют устойчивыеследы человеческих вибраций, которые оставили свой отпечаток на материальныхобъектах. Этим можно было бы объяснить появление призраков перед особочувствительными людьми... Или, как предполагает Г. Дж. Уэллс, может быть,есть посмертное существование фрагментов (?) личной воли и памяти... Профессор Броуд, английский философ, предлагает подобную же терию. Онполагает, что после смерти может существовать некий "психический фактор",прежде бывший элементом живой личности умершего. Этот "майндкин"("психический элемент"), так он называет его, может оказаться временносоединенным с организмом медиума, находящегося в трансе" (Ламонт К. Иллюзиябессмертия/Пер. с англ. М., 1961. С. 152, 156). В этих гипотезах интересно не легкомысленное суждение о "фрагментах"сознания (будто оно есть какой-то предмет, который можно резать) и негипотеза о "безличном море сознания", а само признание фактов ЭСВ. В связи с этим нужно отметить выдвинутую недавно советскими ученымигипотезу, согласно которой "в процессе существования организма можетформироваться его своеобразный т. н. биоэнергетический "образ",сохраняющийся в дальнейшем вне зависимости от организма, а также и послепрекращения его деятельности" (Ромен А. Е. О некоторых аспектахбиоэнергетики: Некоторые вопросы биодинамики и биоэнергетики организма внорме и патологии, биостимуляция лазерным излучением. Материалыреспубликанской конференции. Алма-Ата, 1972. С. 47). Известный свет на проблему посмертия могло бы пролить описание опытатех людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно утверждают, что послеэтого состояния человек ничего не помнит и, следовательно, смерть есть конецличности. Но это было бы равносильно утверждению, будто человек, который непомнит своих снов, действительно их не видит. Между тем известно, что это нетак. Сновидения - неотъемлемая часть сна и даже, как полагают, необходимаядля его правильного течения. Следовательно, "беспамятство" тех, кто пришел всебя после клинической смерти, ничего не говорит о состоянии сознания в этотмомент. Но в то же время, подобно тому как иные люди хорошо помнят свои сны,известно и немало случаев, когда человек, вернувшийся к жизни, помнит ясносвое минувшее состояние. Приведем здесь лишь один из них, известный личноавтору со слов человека, пережившего этот своеобразный опыт. Шестидесятилетний инженер Я. А. Абрамов страдал воспалением тройничногонерва, и ему была сделана операция с трепанацией черепа. "Операция происходила под местной анестезией, - рассказывает Я. А., -ия в продолжение всего времени сохранял полное сознание. Анестезирующейжидкостью мне облили обритую голову, и ее поверхность потерялачувствительность. Я лежал на столе, притянутый к нему ремнями. Чувствовал,как профессор провел скальпелем по черепу и загнул назад, на затылок,прорезанный кусок кожи. Слышал, как отрезанная кожа коснулась ушей. Началисверлить череп, чтобы между образовавшимися отверстиями его пропиливать.Хотя я и не чувствовал резкой боли, но состояние было очень тяжелым и нервынапряжены... Я услышал голос: "Давление крови катастрофически падает".Другой голос: "Сердце останавливается". Больше я ничего не слышал и намгновение как бы потерял сознание... Но здесь начинаются мои собственныеощущения и переживания. Я чувствую, что я приподнимаюсь над моим телом. Впрочем, я не прежний:я состою из какой-то прозрачной материи, как из стекла или густого воздуха,но в прежней форме моего тела. Отделившись от тела, я становлюсь на свойновые ноги. Вижу - рядом лежит мое неподвижное старое тело со свисшей внизрукой. Около него суетятся доктора. От моих болей и нервного напряжения ничего не осталось. Я чувствуюнеобычайную легкость, тишину в сердце, покой и радость. Это было такоеблаженное состояние, которое невозможно описать и которого я никогда непереживал на земле. Думаю: "Как мне теперь необычайно хорошо". Немного постояв, я решил выйти наружу. Я прохожу через ширму и череззакрытую дверь на балкон. Ничто не мешает моему движению через материальныетела. В то утро была пасмурная погода. Когда же я вышел на балкон, то вижусияющее золотыми лучами солнце и безоблачное небо. Небо не обычное, акакое-то искрящееся лучезарными блестками. Все время переживаю какую-тоособую радость и думаю: "Как здесь все прекрасно". Вон она - вечность, здесьнет более времени. Потом я возвращаюсь назад в операционную комнату. Сновавижу свое мертвое тело и суетящихся около него докторов. Вдруг всеоборвалось..." Электрическим током сердце заставили биться, и операция прошлаблагополучно. Согласно протоколу операции, клиническая смерть длилась семьминут. То, что этот случай не единичный, подтверждают работы американскогофилософа и психиатра Рэймонда Муди. Их результаты подытожены в двух книгах:"Жизнь после жизни" и "Размышления о жизни после жизни" (Moody R. Life afterlife. New York, 1977; Reflections on Life after life. New York, 1977). Втечение ряда лет автор опрашивал людей, переживших клиническую смерть. Изних более ста помнили свои переживания. (Отметим, кстати, что и сновидениячеловек запоминает довольно редко, хотя видит их каждую ночь.) Исследователяпоразило сходство рассказов у людей, имевших разные профессии,вероисповедания, взгляды, характеры и оказавшихся на грани смерти врезультате самых разнообразных причин. Большинство ощущало себя проходящимичерез какой-то темный туннель; многие отчетливо видели свое тело со стороны(как в свидетельстве Я. А. Абрамова) и помещение, где оно лежало, слышалислова медицинского персонала. Они видели умерших родных, которые, как имказалось, пришли поддержать их. Главным переживанием клинической смерти былавстреча со "светящимся существом". В соответствии со своими понятиями, ониназывали его по-разному, но все свидетельствовали, что из этого средоточениясвета изливались потоки невыразимой любви и счастья. От него исходилбезмолвный, но ясно воспринимаемый вопрос: готов ли человек к смерти? Иные,находившиеся в состоянии клинической смерти дольше, видели целые мерызапредельных существ. Речь в данном случае едва ли может идти о предсмертномпсихозе, поскольку переживание оказало стойкое положительное влияние нанравственную жизнь "воскресших". Все они перестали бояться смерти, изменилисвое отношение к окружающим, осознали важность "любви и познания". Нужноподчеркнуть, что Р. Муди исключил свидетельства людей с поврежденнойпсихикой или испытавших воздействие наркотических препаратов. Независимо от Р. Муди аналогичные результаты получила еще раньшеисследовательница Элизабет Кюблер-Росс (Kuhler-Ross Е. On Death and Dying.New York, 1976). Таким образом, новейшая техника реанимации поставила вопрос опосмертном сознании в плоскости экспериментального изучения. Ибо если раньшеговорили, что "оттуда никто не возвращается", то теперь это утверждениеперестало быть бесспорным.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.