Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об уровне притязаний личности




Дополнительные сведения

Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей уровня притязаний

Интерпретацию индивидуальных результатов исследования особенностей уровня притязаний по показателям уровня выраженности целевого отклонения следует произвести по схеме, отраженной в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования особенностей уровня притязаний

  Уровни выраженности целевого отклонения Проявления уровня притязаний
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессио­нальной) деятель­ности
  ³ 5 Неадекватно высокий (завышенный)      
4,99 – 3 Высокий Адекватный      
2,99 – 1 Умеренный (средний)      
0,99 – (-1,49) Низкий Адекватный      
  £ - 1,50 Неадекватно низкий (заниженный)      

Уровень притязаний личности определяется тем, какие цели (трудные или легкие) она перед собой ставит. Уровень своих притязаний личность устанавливает между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить для себя определенную перспективу успеха. Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач, хотя в ряде случаев они могут быть нечетко осознаваемыми. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки.

На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвязи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. Учащиеся с более слабыми показателями интеллектуальных и волевых качеств имеют низкий уровень притязаний, резко повышающийся при искусственно создаваемом успехе. Учащиеся с хорошими показателями мышления, но слабой волей демонстрируют завышенное притязание и отсутствие склонности к последовательной работе в случае неуспеха. Относительно низкий уровень интеллекта при развитой воле сочетается с высоким уровнем притязаний. Неудачи у таких людей не снижают уровня притязаний, а стимулируют к интенсивной работе для достижения успеха. Для молодых людей характерны неустойчивость притязаний, нечеткое осознание целей, а также тенденция искать причины неудач в объективных обстоятельствах. А успехи, даже случайные, относятся за счет собственных умений.

Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для так называемых «перестраховщиков», отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности. Несоответствие же является источником возникновения конфликтов как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Изучение уровня притязаний имеет самостоятельное значение, так как он является относительно стабильным индивидуальным качеством. Выявление уровня притязаний и его анализ по параметрам высоты, величины отклонения от цели, адекватности и устойчивости чрезвычайно важен для диагностики личности. Оценке подлежит, главным образом, не то, что ставится целью, какие цели избирает субъект, а то, как он это делает.

Исследование уровня притязаний имеет большое значение в прикладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда.

При интерпретации результатов следует опираться на данные самонаблюдения, обратить внимание на исходный уровень притязаний, его динамику в зависимости от успеха или неуспеха в предшествующей деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.