Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуации для анализа и обсуждения. Вопросы для обсуждения




Вопросы для обсуждения

1. Как определяются человеческие потребности в экономической теории?

2. В чем проявляется многомерная структура потребностей?

3. Какие виды потребностей может испытывать человек?

4. Какой покупатель называется рациональным?

5. Бывают ли иррациональные покупатели?

6. Опишите экономические ресурсы покупателя.

7. Назовите основные свойства кривой безразличия.

8. Когда наблюдается эффект замещения?

9. Опишите рациональный способ принятия покупательского решения.

10. Какие мотивы закупок могут быть у промышленных предприятий.

11. Какими критериями руководствуются покупатели при выборе поставщиков?

12. Какое качество товаров необходимо покупателям средств производства?

13. Как влияют на покупательские решения тенденции изменения цен на промышленные товары?

 

Ситуация 1. Мировой финансовый кризис существенно повлиял на рынок недвижимости г. Минска как раз в то время, когда он только начал оживать после почти годового относительного спокойствия, вызванного ажиотажным спросом и почти 50-процентным повышением цен в первой половине 2007 года. Этому во многом способствовали банки, которые активно стали предлагать различные схемы кредитования со своими отличными от других банков, условиями. Количество сделок с привлечением кредитов, совершавшихся как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, превышало 50 %.

Когда финансовый кризис в конце сентября 2008 года начал ощутимо оказывать влияние на мировую экономику, многие предполагали, что рынок жилья в Беларуси, будучи по природе своей довольно инертным, если и отреагирует на внешние изменения, то не раньше, чем через полгода. Но вопреки этим ожиданиям реакция последовала неожиданно быстро. Меньше месяца понадобилось, чтобы рынок отреагировал на мировые финансовые проблемы.

В первые же дни октября индекс покупательской активности резко пошел вниз, а в начале ноября стали снижаться и цены. За ноябрь-декабрь средневзвешенная цена предложения квадратного метра уменьшилась на 5,6 %.

Почему рынок недвижимости так быстро отреагировал на внешние факторы? Как повлияли на поведение покупателей изменившаяся кредитная политика банков, информационное поле и предновогодние распродажи квартир в новостройках предприятиями-застройщиками? В каком направлении будут изменяться цена и спрос на жилье в условиях кризиса в 2009 году?

 

Ситуация 2. В 2008 году, по некоторым оценкам, около 4 млн. граждан Беларуси посетили Украину. Большинство поездок совершалось с целью закупки товаров для личного потребления или последующей перепродажи, потому что цены на основные продукты питания в Украине значительно были ниже, чем в Беларуси. Так, мясо стоило (в пересчете на текущий курс гривны) на 20 % и более дешевле, колбасы вареные и сосиски – в два и более раза, рыбу можно было купить по цене в пять раз меньшей. Цены на товары непродовольственной группы в 2 и более раз ниже.

Украина гораздо тяжелее ощущает мировой экономический кризис, поэтому национальные производители будут и в дальнейшем снижать цены в надежде найти своего покупателя, чтобы компенсировать хотя бы часть собственных затрат, приобрести опыт и обновленных, настроенных на реальные потребности клиентов, технологий и производств.

Назовите мотивы покупок, которыми руководствовались граждане Беларуси в Украине. Чем может отличаться поведение рационального и иррационального потребителя в данной ситуации? Спрогнозируйте поведение покупателей в 2009 году и на этапе выхода из кризиса и подъема экономики в Украине.

 

Ситуация 3. На одном из новогодних праздников Дед Мороз предложил гостям игру. Потенциальным участникам показали две урны с красными и белыми шарами. Причем, в одной находился 1 красный и 9 белых шаров, а во второй – 10 красных и 90 белых. Участник получал приз, если с завязанными глазами с первой попытки вытягивал красный шар.

В какой урне можно быстрее (рациональнее) найти красный шар и выиграть ценный приз?

 

Ситуация 4. Условием принятия рационального решения является наличие у потребителя максимально полной информации о состоянии рынка и о качестве товаров, предлагаемых на нем. На этой основе он делает сравнение реального качества и цен в разных местах, выбирая затем оптимальный с экономической точки зрения путь удовлетворения своей потребности.

В 2007 г. под влиянием продовольственного кризиса цены на некоторые продовольственные товары (масло подсолнечное, рис, муку, макаронные изделия) выросли в разы. Многие производители не стали менять привычные цены, а уменьшили объем упаковки, например, макаронных изделий с 900 г. до 450 г. Производители бытовой техники регулярно повышают цены, используя в качестве предлога какие-то технические нововведения, что затрудняет сравнение однотипных товаров. С учетом известных Вам цен на рис определите сумму денег, которую необходимо потратить на 5 кг крупы для праздничного плова. Но в магазине привычную упаковку уменьшили в 2 раза (до 0,5 кг), цену снизили на 50 %. Сколько можно купить риса в изменившейся ситуации на заранее запланированные расходы? Как изменяться расходы на приобретение 5 кг риса при изменившихся ценах и уменьшении упаковки?

 

Ситуация 5. Согласно закону Э. Энгеля с увеличением дохода доля средств, затрачиваемых на товары первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши возрастает. Эти изменения в структуре потребления находят выражение, в частности, в быстром расширении спроса на то, что можно обозначить общим понятием «отдых и свободное время». Одновременно на рынке проявляется действие эффекта Веблена: предметы роскоши покупаются не столько ради их потребительских свойств, сколько из-за их социальной роли, в частности престижа, статуса, моды и т. п.

Какие сегменты рынка по уровню дохода можно выделить среди потребителей Республики Беларусь? Для каких групп товаров и услуг такая сегментация может быть самодостаточной? Как вы полагаете, какой доход в расчете на одного человека в месяц обеспечивает прожиточный минимум в настоящее время? При каком среднемесячном доходе в расчете на одного человека семью можно считать богатой, и при каком – бедной?


Задания

Задание 1 [3]. На кривых безразличия представлены равнозначные комбинации потребления яблок и апельсинов, которые отмечены точками и заданы следующими формулами:

а1 = 10; а2= 10; а3= 10 + 2; а4= 10 + 2;

в1 в2 – 1 в3 – 2 в4 – 3

 

где а1, а2, а3, а4 – объем потребления апельсинов на разных кривых безразличия, кг;

в1, в2, в3, в4 – объем потребления яблок на разных кривых безразличия, кг.

На покупку яблок и апельсинов у потребителя существуют бюджетные ограничения 30 000 руб. При этом цена 1 кг яблок составляет 2 000 руб., а апельсинов – 6 000 руб.

Задания:

а) Постройте карту кривых безразличия и найдите равновесие потребителя (точку Е1) графически. Ответ проверьте алгебраически.

б) Определите точку равновесия потребителя (точку Е2), если цены на апельсины упадут на 48,5 %, а цена на яблоки и доход потребителя не изменятся.

в) Определите точку равновесия потребителя (точку Е3), если цены на апельсины упадут на 48,5 %, доход сократится на 32,7 %, а цена на яблоки не изменится.

г) Определите цену на яблоки и апельсины, при которой точка равновесия переместится из точки Е1 в точку Е2 с координатами: 4 кг яблок; 7 кг апельсин, и неизменном доходе 30 000 руб.

д) Рассчитайте бюджетное ограничение, при котором точка равновесия потребителя переместится в точку Е5 с координатами: 9 кг яблок и 5 кг апельсинов при ценах, обеспечивающих равновесие в точке Е4 (4 кг яблок и 7 кг апельсинов).

е) Определите эффект дохода и эффект замещения.

 

Задание 2. В таблице 3.1 приведены основные критерии, которыми может руководствоваться предприятие в процессе оценки и выбора наиболее предпочтительного поставщика. Разделившись на подгруппы по 4-5 человек, проведите экспертную оценку степени важности каждого критерия и определите их удельный вес для каждой из трех предложенных ситуаций:

§ покупка грузовых автомобилей;

§ покупка компьютеров и комплектующих;

§ покупка свежих живых цветов.

Обсудите полученные каждой подгруппой экспертные оценки и ответьте на следующие вопросы:

1. Какая группа критериев является наиболее важной для каждого вида товара и почему? Какая и почему – наименее значимой?

2. Почему результаты для различной продукции оказались разными?

3. Какие показатели оказались самыми важными внутри групп критериев для разной продукции?

4. Определите общий оценочный показатель по каждой из предложенных ситуаций.

 

Методические указания по выполнению задания 1.

1. Определите важность каждой из шести групп критериев, оценив удельный вес каждого критерия от 0 до 1, таким образом, чтобы в сумме удельные веса по всем шести группам дали 1 (например, цена – 0,25; качество – 0,25; временной фактор – 0,2; сервис – 0,08; условия транспортировки – 0,07; характеристики поставщика – 0,15).

2. Внутри каждой группы определите важность критериев проставлением балла от 0 до 100 таким образом, чтобы сумма баллов внутри группы была равна 100.


Таблица 3.1. Ранжирование удельного веса критериев оценки поставщика

Критерии Удельный вес критерия
Грузовые автомобили Компьютеры и комплектующие Свежие живые цветы
       
1. Цена и условия поставки      
1.1. Уровень цен      
1.2. Стабильность цен      
1.3. Встречные поставки      
1.4. Принятие поставщиком части расходов      
  1.5. Возможность оплаты после поставки      
  2. Качество продукции      
  2.1. Уровень стандартизации      
  2.2. Соответствие договору      
  3. Временной критерий      
  3.1. Сроки поставки      
  3.2. Соблюдение сроков поставки      
  3.3. Готовность к оперативной поставке      
  4. Сервис      
  4.1. Консультирование      
  4.2. Обучение      
  4.3. Обработка претензий и рекламаций      
  4.4. Готовность к кооперации      
  5. Условия транспортировки      
  5.1. Транспорт      
  6. Характеристики поставщика      
  6.1. Удаленность      
  6.2. Инновации, новые разработки      
  6.3. Мобильность      
  6.4. Производственные мощности      
  6.5. Коммерческие риски      
  6.6. Использование складов поставщика      
         

 


Задание 3. Приборостроительный завод переходит на производство оптических систем связи. В связи с этим службой маркетинга предприятия разработана программа модернизации производства и всего испытательного цикла сроком на 5 лет. Мониторинг рынка позволил выявить и оценить 5 основных поставщиков продукции (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Оценка предприятий-поставщиков

Основные характеристики ГП Алмаз АО ОМЗ сервис СП ХК СКБ ТНВ ИП ОПТИК XXI век АО Альфа
1. Маркетинг
1.1 Качество продукции          
1.2 Количество продукции в ассортименте          
1.3 Рынок акций          
1.4 Гибкость цен          
1.5 Программы стимулирования          
1.6 Обслуживание заказчика, доставка          
1.7 Маркетинговые исследования          
1.8. Реклама          
1.9 Объём сбыта          
1.10 Сервис          
1.11 Возможность экспорта          
Итого          
2. Инженерия
2.1 Новинка дизайна          
2.2 Упаковка          
2.3 Доступность компьютерных систем          
Итого          
3. Производство
3.1 Снабжение, качество сырья          
3.2 Производственные мощности          
3.3 Производительность труда          
3.4 Издержки производства          
3.5 Контроль качества          
3.6 Рентабельность          
3.7 Гибкость оборудования          
Итого          
4. Финансы
4.1 Финансовая стабильность          
4.2 Источники фин. поддержки          
4.3 Отношения с акционерами          
4.4 Налоговые обязательства          
Итого:          
Всего:          

 

Изучите представленную оценку и предложите предприятию наиболее выгодный вариант долгосрочного сотрудничества по закупке оборудования. Какую дополнительную информацию следует получить. Предложите макет таблицы. Какие изменения можно внести в порядок оценки поставщиков?

 

Задание 4. Отечественное предприятие закупает металлопрокат у двух основных поставщиков: российского производителя из Смоленска (поставщик № 1) и оптовой фирмы из Минска (поставщик № 2). Работа с ними в течение ряда лет позволила экспертам предприятия сделать следующие заключения:

Поставщик № 1 предлагает товар по ценам ниже среднерыночных, которые испытывают небольшие колебания. При этом он требует 100-процентную предоплату, бартер используется крайне редко.

Рекламации по количеству в течение года к поставщику не предъявлялись, продукция полностью соответствует стандартам, однако 4 поставки из 20 были с задержкой по срокам. Обработка претензий занимала в среднем 15 дней.

Переход на выпуск новых профилей в связи с переналадкой оборудования осуществляется раз в месяц, в связи с чем готовность к поставке определена работниками ОМТС завода как плохая.

Качественные характеристики поставляемого ассортимента стабильны в течение последних 5 лет. Уровень загрузки производственных мощностей у поставщика составляет 60%, готовая продукция накапливается на складе отдела сбыта до формирования заказной партии отгрузки, таким образом, складские издержки частично берет на себя поставщик. Транспортные расходы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем.

Поставщик № 2 поставляет товар по ценам, незначительно превышающим среднерыночные, их динамика соответствует темпам инфляции, возможна 50% предоплата и бартерные поставки.

Из поставленных в текущем году 3750 кг, 170 имели отклонения от стандартов качества. Ответы на претензии по качеству покупатель получал в течение 7 дней. На складе поставщика постоянно имеется в наличии весь необходимый ассортимент, задержек поставок не наблюдалось.

Персонала для квалифицированного консультирования покупателей поставщик не имеет. Фирма достаточно быстро реагирует на запросы покупателя по изменению параметров поставок и ассортимента, имеет развитое складское хозяйство.

В таблице 3.3 приведены шесть групп критериев выбора поставщиков.

Каждый критерий может быть оценен по пятибалльной шкале от 0 до 20 баллов (5 классов).

Разделившись на подгруппы по 4-5 человек, проведите экспертную оценку степени важности каждого критерия, определите их удельный вес и, на основе имеющейся информации, оцените каждого поставщика по форме таблицы 3.4 и выберите наиболее предпочтительного.

Таблица 3.3. Сравнительная балльная оценка возможных поставщиков

Критерии Вес критерия Класс 1 оценка 20 Класс 2 оценка 15 Класс 3 оценка 10 Класс 4 оценка 5 Класс 5 оценка 0
             
1. Цена и условия поставки            
1.1. Уровень цен   Ниже всех конкурентов Ниже большинства конкурентов Средняя рыночная Выше большинства конкурентов Самая высокая
1.2. Стабильность цен   Абсолютно стабильны Небольшие колебания Колебания в пределах инфляции Непредсказуемы Экстремально непредска­зуемы
1.3. Встречные поставки   Без проблем Относительно легко Возможны Возможны с трудом Не возможны
1.4. Принятие поставщиком части расходов   Всегда Часто Иногда Редко Никогда
  1.5. Возможность оплаты после поставки   Без ограничений С минимальными ограничениями Возможно частично Редко Невозможно
  2. Качество продукции            
  2.1. Уровень стандартизации   Строго соблюдается Минимальные отклонения Частичные отклонения Сильные отклонения Не соблюдается
  2.2. Соответствие договору   Уровень рекламаций ≤ 0,2% Уровень рекламаций от 0,2 до 0,5% Уровень рекламаций от 0,5 до 1% Уровень рекламаций от 1 до 3% Уровень рекламаций более 3%
  3. Временной критерий            
  3.1. Сроки поставки   В течение нескольких часов В течение 1-2 дней В течение 3-5 дней В течение 5-7 дней Свыше 7 дней
  3.2. Соблюдение сроков поставки   Без задержек Задержки в 1% случаев Задержки в 5% случаев Задержки в 20% случаев Задержки постоянно
               

Продолжение таблицы 3.3.

             
3.3. Готовность к оперативной поставке   Не ограничена Хорошая По предвари­тельн. согла­сованию Плохая Очень плохая
4. Сервис            
4.1. Консультирование   Очень хорошее Хорошее Удовлетворительное Минимальное Нет
4.2. Обучение   Очень хорошее Хорошее Удовлетворительное Минимальное Нет
4.3. Обработка претензий и рекламаций   В течение 3 дней От 4 до 7 дней От 8 до 20 дней От 21 до 30 дней Свыше 30 дней
4.4. Готовность к кооперации   Очень высокая Высокая Средняя Минимальная Нет
5. Условия транспортировки            
5.1. Транспорт   Любой Возможен выбор Возможен выбор видов Выбор минимален Нет выбора
6. Характеристики поставщика            
6.1. Удаленность   Менее 50 км От 50 до 400 км От 400 до 1000 км От 1000 до 2000 км Свыше 2000 км
6.2. Инновации, новые разработки   Передовые Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Не ведутся
6.3. Мобильность   Очень быстрая реакция Нет проблем в реагировании Реагирование после согласований Реагирование с трудом Приспособление не возможно
6.4. Свободные производственные мощности   Очень высоки Высоки Достаточны Минимальны Отсутствуют
6.5. Коммерческие риски   Нет Минимальны Возможны Высоки Очень высоки
6.6. Использование складов поставщика   Без проблем Частично возможно В основном возможно Проблематично Невозможно

 

Таблица 3.4. Оценка и выбор поставщика металлопродукции

№ критерия   Вес критерия Балльная оценка поставщика по критерию Оценка поставщика по критерию с учетом его значимости
Поставщик № 1 Поставщик № 2 Поставщик № 1 (гр. 2 *гр. 3) Поставщик № 2 (гр. 2 * гр. 4)
1.1 Вес группы вес критерия в группе        
1.2          
         
Итого          

 

Задание 5. Используя представленные в таблице 3.5 данные о пяти потенциальных поставщиках тканей, проведите их оценку и выберите для отечественного предприятия, осуществляющего пошив верхней одежды, двух наиболее предпочтительных поставщиков.

Таблица 3.5. Данные о потенциальных поставщиках

Критерии оценки Поставщик Поставщик Поставщик Поставщик Поставщик
1. Место нахождения Израиль Италия Германия Россия Украина
2. Продолжительность сотрудничества с другими предприятиями РБ 2 года 4 года 6 лет 10 лет 8 лет
3. Цена на поставляемую продукцию =рыночной <рыночной >рыночной >рыночной <рыночной
4. Доступность артикулов тканей нет ограничений заказывается партия нет ограничений ограничения по цветовой гамме ограничения по цветовой гамме
5. Обращение с рекламациями о дефектной продукции уценка бракованной продукции замена бракованной продукции замена бракованной продукции уценка бракованной продукции не принимаются
6. Срок поставки 15 дней 7-10 дней 3-5 дней 10 дней 10 дней
7. Условия расчетов товарный кредит товарный кредит по факту отгрузки предоплата 50% предоплата 100%

 

Задание 6. В таблице 3.6 в случайном порядке расположены основные этапы процесса оценки и выбора поставщика промышленной продукции.

Таблица 3.6. Этапы процесса оценки и выбора поставщиков

оценка поставщиков по основным критериям
заключение контрактов на поставку
оценка поставщиков по дополнительным критериям
поставщик удовлетворяет дополнительным критериям? (да/нет)
исключение поставщика из списка потенциальных
ранжирование поставщиков, выбор лучших из них
поставщик удовлетворяет основным критериям? (да/нет)
определение параметров поставки
изучение рынка закупок, идентификация всех возможных поставщиков
определение характеристик и составление спецификаций продукции
разработка производственной программы предприятия

 

Расположите информацию таблицы в логической последовательности, добавьте, в случае необходимости, недостающие этапы и разработайте алгоритм оценки и выбора поставщика.

Алгоритм смоделируйте по аналогии с алгоритмами математическими, в виде блок-схемы, состоящей из отдельных логически завершенных частей – блоков. Блоки должны быть пронумерованы и соединены линиями.

Готовый алгоритм должен соответствовать следующим условиям:

а) быть простым, последовательным и логически непротиворечивым;

б) отражать наиболее существенные стороны исследуемого процесса;

в) приводить к решению поставленной задачи, то есть обеспечивать оценку потенциальных поставщиков и выбор лучших из них.

Примечание. В качестве основных критериев оценки поставщиков могут рассматриваться качество продукции, ее цена, а также надежность и условия поставки; в качестве дополнительных – сервис, условия транспортировки продукции, месторасположение поставщика и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.