Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись 2 страница




«Вселенная Моцарта» так называет­ся одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1799), австрийского композитора, авто­ра бессмертных музыкальных сочине­ний — Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема». Почему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообраз­но и глубоко раскрываются различ­ные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безоб­разное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу…

 


  • Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

  • Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

  • Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные ис­полнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

  • Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенноеи земное», стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).


Художественно-творческое задание

► Представьте себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, напишите короткие ком­ментарии к этим сочинениям, подберите зрительный и литературный материал.

…его музыки, которая помогает слуша­телям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно пре­красна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композито­ра, находящегося в расцвете творчес­ких сил. Одно из них — отравление Моцарта его современником, признан­ным в обществе придворным компози­тором Антонио Сальери (1750 —1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», опе­ры Н. Римского-Корсакова, современ­ных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман — созда­тель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после по­пытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флей­та» и создания «Реквиема».

 


  • Прочитайте маленькую трагедию «Моцарт и Сальери» А. Пушкина. Рассмотрите иллюстра­ции М. Врубеля. Посмотрите фрагменты филь­ма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

  • Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомс­тва с произведениями искусства?


Искусство как универсальный способ общения

 

Мир в зеркале искусства

 

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятель­ности тем, что оно обращено к эмо­циональной сфере человека, которая является наиболее емкой характерис­тикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказы­вается самой доступной, демократич­ной и универсальной формой обще­ния людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои со­общения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульпту­ры, дворцы и храмы, приобщая совре­менных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропус­тили через свое сознание и свои чувс­тва.

Для того чтобы получать эстетичес­кое удовольствие от общения с этими художественными образами, необя зательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи Главное — при встрече с художес венным творением сопережива Ведь произведение искусства достига ет своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души чело­века, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному. Общение с произведением искусст­ва дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпо­хи, оставившим след в мировой куль­туре. А так ли уж часто в повседневной жизни доводится общаться с неорди­нарными личностями? Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка про­изведения позволит вступить в ин­формационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир ге­ниального художника, писателя, ком­позитора откроет свои секреты.

 


  • Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, ар­хитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху пере­носят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

  • Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства? Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информацион­ными?

  • Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?


Роль искусства в сближении народов

 

Наглядным подтверждением худо­жественного общения, интернацио­нальности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобрази­тельного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкаль­ные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств.

Благодаря общению людей с вы­дающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диа­лог культур. По мнению академика Д. Лихачева, исследователя древнерус­ской литературы,«культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и ос­таваться невежественным в другой. Чем больше человек окружен духовной культурой, погружен в нее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержатель­ность».

Хранилищами художественных ше­девров являются музеи. Во всем мире известны такие музеи, как Третьяков­ская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Пе­тербург), Лувр, Музей современного искусства (Париж, Франция), музей Прадо (Мадрид, Испания), Нацио­нальная картинная галерея (Дрезден,

Германия), Британский музей (Лондон, Анг­лия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться та­кими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Зо­лотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на осно­ве компьютерных технологий была создана виртуальная галерея шедевров в стиле хай- тек (англ. hightechnology, hightech, hi-tech). Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитек­туре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направ­лениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скуль­птур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изоб­разил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

 


  • Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учеб­нике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

  • Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

  • Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем го­роде, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?


Художественно-творческое задание

► Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

 

Международные конкурсы, фестивали, проектыявляют­ся важным средством коммуникации. Концерты выдающих­ся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рок- ансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе вни­мание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охва­тывает практически все национальности и культуры мира. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это на­глядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения пред­лагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, за­ключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка — своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жиз­неутверждающая сила словно убеждает всех людей, что под­линное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и наци­ональная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в облас­ти музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект - Международный телевизионный конкурс юных…

 


  • Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите информацию о конкурсах различ­ной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отра­жают?


Художественно-творческие задания

► Подготовьте вопросы к одному из вообра­жаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуника­тивную функцию искусства, на то, что художес­твенный язык понятен всем без перевода.

 

… музыкантов «Щелкунчик». Это единс­твенный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям высту­пить перед многомиллионной аудито­рией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и при­знанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских между­народных конкурсов — фестиваль-кон­курс детского и юношеского творчес­тва «Открытая Европа», конкурс «Мо­лодой балет мира», конкурс хореогра­фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, кон­курс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. — свиде­тельствует о большом внимании к вы­явлению творческих дарований моло­дежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно от­нести известные на весь мир выступ­ления трех великих теноров («Три те­нора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популяр­ной современной музыки.

Интересным явлением в мире сов­ременной эстрады стал вокальный квартет «IlDivo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди мо­лодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».

 


  • Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

  • Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное ис­кусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?


 

Искусство художественного перевода – искусство общения

 

Большим вкладом в распространение литера­турных памятников является деятельностьпе­реводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просве­щения». Вы, наверняка, читали известное сти­хотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэ­тический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение — не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениаль­ный перевод стихотворения немецкого поэта XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, по­вести, романы русских писателей и поэтов — А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева — читают за рубе­жом. А мы можем грустить и смеяться, сочувство­вать и негодовать, удивляться и восторгаться, лю­бить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.

 


  • Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

  • Какие интонации голоса, динамику, темп нужно выбрать для выразительного чтения стихотворения? Попробуйте пластичными движениями рук передать образный строй сти­хотворения?

  • Послушайте два романса русских композиторов, сочинен­ных на это стихотворение, — А. Варламова и А. Рубинштейна. Найдите разницу в трактовке стихотворения композиторами.


Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, ро­мансов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564—1616) — Сонету № 90 в интерпретации двух разных перевод­чиков.

Уж если ты разлюбишь — так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром — утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда —

Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас,

Сейчас, когда грозит мне злобой небо.

Согни меня, с судьбой объединяясь,

Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло,

Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло

С дождями утро, — доверши измену.

И уходи! Но только не тогда,

Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда

Была страшней всех посланных судьбою

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля

 

 


  • Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. Найдите в них общее и раз­личное. Какой из переводов понравился вам больше? Почему?

  • Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 — Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями?


Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую — к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить при­надлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали полное слияние слов и музыки?

 

 

Как происходит передача сообщения в искусстве?

 

Сегодня явления культуры рассматрива­ются как тексты. Давайте попробуем разо­браться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литерату­ры — это тексты, но могут ли быть текста­ми картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои про­изведения (музыкальные, живописные, ар­хитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художествен­ных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к дейс­твительности, которая их окружала, и кото­рую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную кар­тину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полот­не. Он видит музыканта-любителя, играюще­го на гитаре — инструменте, популярном для русского городского быта XIXв.

Для гитариста не важно, какое впечатле­ние он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до­машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или инструментальная пьеса того времени.

О, говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами солнце шевелит

Дразня ее язвительно.

Чего от сердца нужно ей?

Ведь знает без того она,

Что к ней тоскою долгих дней

Вся жизнь моя прикована.

А. Григорьев

 

Гитара— один из самых распростра­ненных в мире струнных музыкаль­ных инструментов. Она применяется и как сольный классический инстру­мент, и в качестве аккомпанирующе­го инструмента во многих музыкаль­ных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электричес­кая гитара, которая оказала опреде­ленное влияние на развитие массо­вой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество ориги­нальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи, и в поэзии.

Гитара

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

как вода по каналам — плачет,

как ветра над снегами — плачет,

не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

так плачет стрела без цели,

так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой

 

 


  • Послушайте один из известных романсов XIX в. Какие мысли вызывают у вас художес­твенные образы, созданные два века назад? Созвучны ли они вашим чувствам и пережи­ваниям?

  • Чем различаются впечатления от разно­го рода информации: от сообщения в газете или журнале о состоявшемся концерте и от воспринятых вами произведений музыкально­го, изобразительного искусства, поэтического творчества?

  • Образ какого времени создают эти стихи и картины?

  • Музыка каких направлений, жанров со­звучна этим произведениям искусства?


 

Искусство – проводник духовной энергии.

 

В чем же специфика художествен­ной коммуникации? Художественные произведения — и картины, и музы­кальные сочинения — создают эффект присутствия, нашего непосредственно­го контакта, общения с авторами, ис­полнителями, героями произведения.

Каждое искусство имеет свой осо­бый язык, поэтому смысл произведе­ния полнее раскрывается тому, кто владеет языком, на котором оно «на­писано». Нужно ли человеку, далеко­му от искусства, знание его языков? Сегодня ученые утверждают - просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание челове­чества!

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, горо­дами, странами. Значит, языки искус­ства служат коммуникации.

Как же происходит передача сооб­щения в искусстве? Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщени­ем, составленным в форме письма. В качестве отправителей сообщения в искусстве выступают художник, ком­позитор, писатель, а в качестве полу­чателя — зритель, читатель, слушатель. Но если в письменном или устном со­общении кодом (или шифром) явля­ется естественный язык, на котором общаются люди той или иной наци­ональности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом становится язык искусст­ва, его символы, интернациональные по своей природе.

Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может быть, еще важнее: оно является про­водником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надеж­ду, заставляет сопереживать.

Образы, возникшие в сознании че­ловека при восприятии, например, музыкального сочинения или произ­ведения изобразительного искусст­ва, будут своими, индивидуальными. Каждый человек, основываясь на ин­тонационном строе музыкального со­чинения, композиции, колорите той или иной картины, может трактовать их по-своему, с позиций возникших у него образно-художественных пред­ставлений и ассоциаций. Но несмот­ря на возможное расхождение обра­зов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего ху­дожественного воздействия.

 


  • В чем специфика искусства и каковы его особенности как способа общения?

  • Сопоставьте два примера (сообщения): одно — из математики, другое — из области искусст­ва. Какую информацию несет каждое из них? Аргументируйте свое мнение.


Знаки и символы искусства

 

Символ— это предмет, дейс­твие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает об­щие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Знаки— это общеприня­тые условные обозначения предметов, явлений, дейс­твий. Примерами знаков мо­гут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOSили сирена скорой помощи, са­мые разные жесты и т. П.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кода­ми, которые использовались древни­ми людьми для осуществления обря­дов, сохранения и передачи информа­ции. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо зна­ком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на язы­ке символов. Символ в искусстве явля­ется художественным образом, вопло­щающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина пони­мания символа зависит от способнос­ти человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тай­нами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатей­ший мир человеческих чувств. Даже от­дельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, гром­кости — представляет собой знак-инто­нацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических зна­ках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечно­го двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой эконо­мики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его сим­волом стали инструментальные пье­сы «РегреШит mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетво­ряющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, яв­ляются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к сим­волам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый ин­терес представляла устремленность че­ловека к Богу. Поэтому вещи, окружав­шие человека, интересовали художни­ка лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виног­рад (вино) и хлеб — символы таинс­тва причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также сим- воличен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, зем­ля); красный — цвет пролитой жер­твенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небес­ное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наде­ляются одновременно двойным смыслом — ре­лигиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная сим­волика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жиз­ни человека.

Многие произведения XVII в. носят символи­ческий характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часа­ми и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представля­ют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распростра­ненного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas— суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзву­чал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, ра­ботающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) — тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, не­зависимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помо­щью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный на­кал во много раз усиливался благодаря используемому мас­тером приему наложения краски мелкими штриховыми ли­ниями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881 — 1973). Персонажами его натюрмортов час­то были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

 

Натюрморт(франц. naturemorte— мерт­вая природа) — жанр, характерной особен­ностью которого яв­ляется изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

 

Художественно-творческое задание

63


 


  • ► Подберите произведения — музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, ко­торые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.

  • Как вы думаете, это знаки или символы? Попробуйте интерпретировать их сначала как зна­ки, а потом как символы.

  • Послушайте несколько музыкальных сочинений и рассмотрите картины В. Ван Гога и П. Пикассо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.