Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 28. Экономический рост




Основной характеристикой экономического роста служит прирост реального годового продукта (ВВП, ВНП, ЧИП) в целом и на душу населения. На практике экономический рост наталкивается на ограниченность ресурсов. Различают два типа экономического роста: интенсивный и экстенсивный. Следует уяснить для себя, какой из них связан с наращиванием качественно неизменных ресурсов, а какой — с их совершенствованием.

Проблемы оптимальности и взаимозаменяемости ресурсов рассматриваются в моделях экономического роста. Необходимо рассмотреть классическую модель экономического роста на основе производственной функции, обратив внимание на ее ограниченность, раскрыть экономическое содержание модели Солоу, зависимость экономического роста от технического прогресса, динамики роста населения и уровня потребления. Уясните условия экономического равновесия в рамках данной модели, сориентированного на монополизацию потребления. При этом следует обратить внимание на соотношение инвестиций и выбытия капитала, предельного продукта капитала и его выбытия. В последнем случае речь идет о «золотом правиле накопления».

Следует уяснить, в чем заключаются особенности кейнсианских моделей экономического роста, базирующиеся на эффектах мультипликатора и акселератора, а также на уравнении Харрода— Домара.

Следует рассмотреть модель Хикса — Самуэльсона, которая отражает взаимодействие мультипликатора, обусловленного автономными инвестициями, и акселератора, связанного с индуцированными инвестициями. Она представлена уравнением национального дохода. Следует обратить внимание на условия, с которыми сопряжен циклический характер экономического роста.

Экономический рост в той или иной степени основывается на накоплении капитала. В связи с этим надо вспомнить марксову модель расширенного воспроизводства как выражение экономического роста.

Далее, студент должен знать сдерживающие экономический рост факторы. необходимо уяснить взаимосвязь экономического роста со структурными сдвигами в экономике. Причем эту взаимосвязь следует рассмотреть с точки зрения качественного экономического роста. Кроме того, должны быть оценены структурные сдвиги, произошедшие в 90-х годах XX в. в национальной экономике России. Следует охарактеризовать реструктуризацию общественного производства и ее результаты в начале XIX века.

Особого внимания заслуживает концепция устойчивого развития, которая по своей сути является антиподом любых моделей экон6омического роста и базируется на новых принципах и новой системе ценностей.

Тема 29. Научно технический прогресс и научное производство.

Научно-технический прогресс (НТП) — это процесс, превращения науки в непосредственную производительную силу, при котором происходит взаимное обогащение науки и производства, и последнее становится массовым потребителем научных знаний. В рамках НТП выделяют фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки — НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

Современный этап НТП характеризуется качественно новым состоянием, когда наука стала непосредственной производительной силой общества. Речь идет о научно-технической революции (НТР). Социально-экономическая сущность НТР должна быть рассмотрена во взаимосвязи с становлением качественно нового совокупного работника. Превращение науки в непосредственную производительную силу предполагает анализ изменения содержания труда и социальной однородности общества, а также пересмотр социальных ориентиров развития и системы ценностей.

Следует отметить, что НТР связана с выделением духовного производства, частью которого является научное производство, к которому оказываются неприменимыми принципы маржинализма. Обратите внимание на то, что продукт науки имеет ярко выраженную специфику. В процессе потребления потребительная стоимость не уничтожается, а преумножается.

С превращением духовного, в том числе научного, производства в определяющую сферу жизнедеятельности человека и общества становится совершенно очевидной неприемлемость принципов предельности, что означает «конец» маржинализма. Дело в том, что приобретение первого же духовного блага исключает полезность последующих единиц данного блага. Его предельная полезность сразу же становится равной нулю. А следовательно, бессмысленными становятся такие категории, как предельные издержки, предельный продукт, предельная производительность и т.п.

Для раскрытия стоимости и цены продукта науки наиболее приемлемой является трудовая теория стоимости, в рамках которой необходимо рассматривать категории «совместного» и «всеобщего» труда.

В рамках исследования НТП особого внимания заслуживают технологические способы производства, т. е. организационные принципы взаимодействия человека со средствами производства, исторически предопределенные самой природой используемых техники и технологии. При этом в историческом аспекте следует выделить такие этапы, как инструментализация, механизация и автоматизация, которым соответствуют определенные технологические способы производства, имеющие те или иные свои модификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.