Круговая система направлений является в настоящее время основной. В соответствии с этой системой на кораблях разбиты шкалы всех курсоуказателей и приборов, служащих для определения направлений в море. Полукруговая и четвертная системы счета направлений находят свое применение в мореходной астрономии, а также при аналитических расчетах направлений с применением формул плоской и сферической тригонометрии. Во времена парусного флота в качестве основной применялась так называемая румбовая система счета направлений, в которой весь горизонт делится на 32 румба, каждый из которых составляет 11,25° и имеет соответствующее наименование. В настоящее время эта система вследствие ее недостаточной точности вышла из употребления и иногда применяется для указания на-правления ветра и течения. От румбовой системы сохранился термин румб, который обозначает направление. О румбовой системе вы можете еще почитать здесь и тут:-). При решении навигационных задач кроме основных (прямых) направлений часто различают направления обратные, или противоположные, и перпендикулярные. Обратными, или противоположными, направлениями называются направления, отличающиеся от прямых (заданных) на 180°. Так, например, направлению 345° соответствует обратный румб 165°, направлению S70°W соответствует обратное направление N70°Ost, румбу NW40° соответствует румб SOst40° и т. д. Перпендикулярными направлениями называются направления, отличающиеся от заданных (прямых) на ±90°. Каждое прямое имеет два перпендикулярных ему направления: вправо и влево. Например, прямому направлению 140° соответствуют перпендикулярные направления 230° и 50°, румбу S35°Ost соответствуют перпендикулярные румбы N55°Ost и S55°W, румбу SW65° соответствуют перпендикулярные румбы NW25° и SOst25°.
Соответствие отдельных направлений в различных системах деления горизонта.
Направление в круговом счете, градусы
Направление в полукруговом счете, градусы
Направление в четвертном счете, градусы
N
N
N 50 Ost, S 130 Ost
NOst 50
N 90 Ost, S 90 Ost
Ost
N 130 Ost, S 50 Ost
SOst 50
S
S
S 60 W, N 120 W
SW 60
S 90 W, N 90 W
W
N 50 W, S 130 W
NW 50
Прежде чем изучать этот вопрос, мы должны себе четко представлять: северная часть оси вращения Земли - это истинный северный полюс. Этот истинный северный полюс не совпадает с магнитным, то есть тем полюсом, на который указывает стрелка компаса. Они отстоят друг от друга на значительное расстояние. И этот полюс мы назовем магнитным. (Причем магнитный полюс дрейфует, изменяет свое положение относительно истинного). Однако в условиях корабля (кругом ведь железо, электрические приборы) компас все-таки не покажет нам магнитный полюс. Вернее, покажет, но не на него, а на компасный полюс, грубо выражаясь. А нам нужен всегда истинный полюс. Поэтому мы должны научиться исправлять показания приборов и находить истинный полюс. Истинный курс (ИК) - угол между северной частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью корабля. Истинный пеленг (ИП) - угол между северной частью истинного меридиана и направлением на объект. Обратный истинный пеленг (ОИП) - отличается от ИП на 180°. Курсовой угол (КУ) - угол между носовой частью диаметральной плоскости корабля и направлением на объект; измеряется от 0 до 180° в сторону правого и левого борта или по часовой стрелке от 0 до 360°. КУ правого борта имеет знак "плюс", КУ левого борта - знак "минус". Зависимость между ИК, ИП и КУ: ИК = ИП - КУ; ИП = ИК + КУ; КУ = ИП - ИК. Компасный, гирокомпасный курс (КП, ГКК) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля. Компасный, гирокомпасный пеленг (КП, ГКП) - угол между северной частью компасного (гироскопического) меридиана и направлением на объект. Поправка компаса (гирокомпаса) D К (D ГК) - угол между истинным и компасным (гироскопическим) меридианами. Восточная (остовая) D К (D ГК) имеет знак "плюс", западная (вестовая) - "минус". ИК = КК + D К. ИК = ГКК - D ГК. ИП = КП + D К. ИП = ГКП + D ГК. КК = ИК - D К. ГКК = ИК - D ГК. КП = ИП - D К. ГКП = ИП - D ГК. Магнитное склонение (d) - угол между истинным и магнитным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточное имеет знак "плюс", западное - "минус"; d снимается с карты в районе плавания и приводится к году плавания. Магнитный курс (МК) - угол между северной частью магнитного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости корабля. Магнитный пеленг (МП) - угол между северной частью магнитного меридиана и направлением на объект. Девиация магнитного компаса (d) - угол между магнитным и компасным меридианами, изменяется от 0 до 180°. Восточной (остовой) - приписывается знак "плюс", западной (вестовой) - "минус". Девиация определяется опытным путем и сводится в таблицу, откуда для каждого курса она и выбирается. МК = КК + d; КК = МК - d; МП = КП + d; КП = МП - d; D МК (D К) = d + d; d = D МК - d; d = ИК - МК = ИП - МП. d = МК - КК = МП - КП. Смотрите рисунки № 1, № 2 и № 3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление