Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. В. Панібудьласка




При организации работы комиссии необходимо до­биться совместимости ее членов, что обеспечивает их взаимодействие, сплоченность, а также обуславлива­ет единодушие, взаимопонимание и взаимоуважение.

Психологические особенности деятельности комиссии экспертов по производству комплексных судебных экспертиз.

 

Для производства комплексных судебных экспертиз создается комиссия экспертов, которая представляет собой формальную группу временного действия из эк­спертов разных специальностей одного или разных учреждений.

Такое кратковременное объединение экспертов со­здается либо решением следователя (суда), назначив­шего экспертизу, либо распоряжением руководителя экспертного учреждения, в которое поступило постанов­ление о назначении комплексной экспертизы. Факт создания комиссии, включения в ее состав является для членов комиссий не зависящим от их желаний, устрем­лений, привязанностей. Данное обстоятельство может порождать определенные трудности во взаимодействии, взаимоотношениях членов группы экспертов. Оно пред-

1 Орлов Ю.К. Формы выводов эксперта. - М-., 1981.

полагает, что руководитель экспертного учреждения должен обращать особое внимание при создании комис­сии экспертов на процессуальные, организационные и этико-психологические аспекты, чтобы обеспечить ее успешную работу.

Основными составляющими1 успешного взаимодей­ствия группы экспертов являются:

— формальное равенство всех членов комиссии, от­сутствие служебной зависимости друг от друга;

- необходимость координирования интеллектуаль­ной деятельности всех членов комиссии и принятия коллективного решения;

- сочетание индивидуальных и совместных действий членов комиссии;

- согласование самостоятельных решений, приня­тых независимо от других членов комиссии, с оконча­тельным коллегиальным решением;

- принятие в отдельных случаях решения в услови­ях эмоционального напряжения, связанного с расхож­дением в оценках выявленных признаков членами комиссии;

- преодоление волнения (особенно это касается мо­лодых по возрасту и опыту работы экспертов) при вы­полнении исследования в присутствии других членов комиссии (боязнь проявить неловкость в приемах ис­следования, обнаружить недостаток знаний) и т.п.2

В создании обстановки слаженной работы комиссии экспертов большую роль играет ведущий эксперт, на­значаемый из членов комиссии. Его организационные

1 Основы судебной экспертизы, ч. 1, с. 195.

2 Грановский Г.Л. Некоторые психологические проблемы комплекс­ной экспертизы / Теоретич. и метод., суд. экспертизы: Сб. научи, тр. ВНИИСЭ. - М., 1984.

функции предусматриваются ведомственными норма­тивными актами.

Ведущий эксперт не имеет перед другими членами комиссии каких-либо процессуальных преимуществ. Он является организатором работы комиссии. В его обя­занности входит умение наметить подлежащие реше­нию экспертные подзадачи, определить сроки и мето­ды их решения, убедить экспертов в возможности дос­тижения цели, проконтролировать сроки выполнения этапов работы, следить за сохранностью объектов, ма­териалов дела и т.п. По ходу исследования проявляет­ся обратная связь, когда эксперты, получив результа­ты, сопоставимые между собой, соотносят их с указа­ниями ведущего эксперта.

Обычно функции ведущего выполняет эксперт, пользующийся у остальных членов комиссии наиболь­шим авторитетом в силу его знаний, опыта, организа­торских способностей, нравственных и психофизиоло­гических качеств.

Для комиссии экспертов как коллектива характер­ны равенство прав и независимость всех ее членов. В то же время групповая деятельность невозможна без организующей и координирующей силы, которая оп­ределяет и направляет действия группы. Такой орга­низующей силой и должен являться ведущий эксперт.

Коллегиальность - управляемый процесс обсужде­ния и принятия коллективного решения. Но функции управления не могут быть заменены или поглощены са­моуправлением, поэтому в любом коллективе должен быть формальный или неформальный руководитель, который и осуществляет управленческие функции.

Наибольшее значение в работе комиссий экспертов имеет ее устойчивость, предполагающая сопротивляе­мость внутренним разрушающим силам: противоречи­ям между членами комиссии, их индивидуалистичес­ким тенденциям и т.д. Устранение подобных тенден­ций и возлагается на ведущего эксперта.

Ведущий эксперт не всегда может стать неформаль­ным лидером группы. В этой роли может выступать другой эксперт, как правило, наиболее авторитетный.

Наличие двух лидеров - назначенного и неформаль­ного - не должно восприниматься отрицательно и не обязательно менять ведущего эксперта, ставя на его ме­сто неформального лидера. Более того, разделение фун­кций (управление комиссией и лидерство в ней как в группе) способно принести больше пользы, чем вреда. Важно только, чтобы в этой ситуации ведущий эксперт не поддавался нездоровому духу соперничества, не ис­пытывал зависти к лидеру, а наоборот, вместе с ним стремился к созданию благоприятного климата в кол­лективе, способствующего успеху общей деятельности1.

Психологическая сторона деятельности ведущего эк­сперта в составе комиссии имеет существенное значе­ние2. С учетом его роли ведущий эксперт должен удов­летворять определенным этико-психологическим тре­бованиям: быть целеустремленным при решении глав­ной задачи, обладать чувством долга, сочетающегося с профессиональными навыками и мышлением; уметь применять свои знания на практике и обучать этому других, владеть приемами и методами организации работы комиссии экспертов.

Ведущий эксперт никогда не должен рассчитывать на то, что сам факт его назначения обеспечит ему ав­торитет в группе экспертов, - многое зависит от лич­ностных его качеств. С этических позиций деятельность ведущего эксперта основывается на самоанализе, объек­тивной оценке своих поступков, знаний, профессио­нального опыта, умении устанавливать и поддерживать

1 Основы судебной экспертизы, ч. 1, с. 310.

2 Яковлев Я.М. Психологические особенности комиссии судебных эк­спертов: Материалы научи, практ. конф. - Рига, 1976; Берзии В.Ф. и др. Психологические аспекты формирования и организации деятель­ности комиссии экспертов, проводящих комплексную экспертизу // Криминалистика и суд. экспертиза. - Киев, 1985, вып. 31.

контакт в коллективе, отказе от предвзятости в суж­дениях, стремлении добиться взаимопонимания и до­верия.

Особое внимание руководитель группы экспертов должен обращать на их индивидуальные этико-психологические особенности. Следует учитывать, что одни из них могут недоверчиво относится к результатам, полученным другими, отличаться стремлением все проверить лично; другие напротив, постоянно сомнева­ются в своих познаниях, готовы присоединиться к чу­жому мнению. Таких членов комиссии ведущий экс­перт должен поддерживать и помогать им утвердить­ся в собственном мнении.

Комплексная экспертиза, как и комиссионная, - единый динамический процесс. Подчеркивая данное об­стоятельство, Г.Л. Грановский1 перечисляет следующие ее фазы: уяснение и обсуждение задачи, изучение каж­дым экспертом материалов дела, выдвижение и обсуж­дение версий (гипотез), выбор методов и средств иссле­дования, его планирование и координация, все фазы раздельного и совместного исследования, оценка ре­зультатов, формирование раздельных и общих выводов, оформление экспертизы.

Наиболее сложным и ответственным моментом при производстве комплексной экспертизы является оце­ночная деятельность комиссии экспертов.

Для экспертного исследования вообще и производ­ства экспертиз с использованием комплексности, в частности, особенно важным является понимание того, что оценка и формирование вывода - процесс по­степенный2. Оценочная мыслительная деятельность происходит на протяжении всего исследования: нео­днократное возвращение от синтеза к анализу, посте­пенное накопление информации и формирование про-

1 Грановскай Г.Л. Цит. произв.

2 Основы судебной экспертизы, ч.1, с.312.

межуточных выводов, совокупность которых приводит в конечном итоге к выводу, являющемуся ответом на вопрос, составляющий главную задачу.

Для оценочной деятельности при производстве ком­плексной экспертизы характерна согласованность ре­зультатов проведенного исследования.

Под согласованностью в данном случае понимают не отсутствие значительных расхождений в результате до­пущенных ошибок, а сочетаемость уровня исследова­ния и фактических данных, реализованная способность использовать точные результаты исследования, полу­ченные с помощью новейших технических средств; ко­ординирование технологии получения результатов с приемами и методами их оценки1.

Оценке окончательных результатов способствует вза­имное ознакомление членов комиссии с ходом иссле­дования и получаемыми промежуточными результата­ми. Задача данного этапа в том, чтобы увязать резуль­таты исследования с оценкой их каждым экспертом, тем более, что расхождения возможны.

От экспертной комиссии требуется обсудить и выяс­нить сущность как совпадений, так и несовпадений ре­зультатов,- чтобы в итоге прийти к «групповому убеж­дению», которое должно являться отражением осознан­ного убеждения каждого эксперта.

При формировании коллективного убеждения сле­дует опасаться внушаемости, т.е. навязывания комис­сии мнения нескольких ее членов или одного, наибо­лее авторитетного. Должно соблюдаться равенство и служебная независимость друг от друга.

Каждый из участников комиссии должен быть готов к тому, что его мнение может вызвать возражение и он должен быть в состоянии объективно воспринять эти воз­ражения. Психологическая подготовка, моральные, про­фессиональные качества эксперта должны помочь сохранить

1 Основы судебной экспертизы, ч. 1, с. 196.

нить ему гибкость мышления, и, в конечном счете, — обеспечить взаимодействие с членами комиссии.

Таким образом, при производстве комплексных эк­спертиз в равной мере опасны как конформизм, бес­принципность членов комиссии, так и излишняя само­уверенность каждого из них. Коллективное, «группо­вое», убеждение должно являться отражением осознан­ного убеждения каждого члена коллектива, а само­убеждение - основываться на профессиональных зна­ниях эксперта, на знаниях из области пограничных к его специальности наук, на убежденности в достовер­ности результатов, полученных как им самим, так и экспертами другой специальности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.