КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерно так. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем
— Это определение относится к разным типам произведений? Не только к журналистскому тексту? — Думаю, да, оно носит общий характер, поскольку не конкретизирует правил (специфика-то отражается в них). — Значит, композиционные особенности журналистского текста отражены в специфических правилах его организации?.. — Можно сказать и так, но точнее будет — отражены в специфических правилах его смысловой организации. — Ну да, конечно... И что же у нас за правила? Исходя из опыта, я бы не взялся их сформулировать. — Да, это дело сложное. И все-таки... Можно еще раз обратиться к Вашему тексту? — Ладно, я уже вижу в этом пользу — прямо-таки мастер-класс на одном материале! — Ну, так дадим себе отчет, какова задача каждой из подтем, которые мы там обнаружили. И начнем с анализа «Беседы с организатором» — просто потому, что там есть подсказка (помните Ваш вопрос: «Каких результатов хотели бы добиться организаторы и участники фестиваля?»). — Да, по сути дела, в вопросе — ключ к задаче этого куски. текста: показать, в чем практическое значение фестиваля, зачем такие фестивали нужны. — И зачем же они?.. — Мой собеседник сказал вполне определенно: для пропаганды здорового образа жизни, для того, чтобы молодые ребята, посмотрев на выступления своих сильных и ловких сверстников, захотели бросить сигареты и бутылки и прийти из темных переулков в спортивный зал. — Прекрасно! Значит, в этом разделе текста Вы (с помощью собеседника) указываете на суровую проблему нашей действительности (темные переулки, сигареты и бутылки в руках молодых людей...) и одновременно подсказываете, как из такого положения выходить. Правильно? — Да. Я, может быть, и не осознавал до конца это как задачу, но, видимо, стремился действовать в рамках представлений об идейно-тематических особенностях журналистского произведения.
— Смотрим следующую подтему — «Фестиваль боевых искусств». Какую задачу Вы решаете в данном случае? — Дать представление о фестивале — об участниках, о программе, о характере подготовки к выступлениям. Обрисовать ситуацию! — Представление или сведения? Обрисовать или охарактеризовать?.. — Разве это так существенно? — Мне просто важно уточнить, как Вы понимали свои задачи. — Да я, в общем-то, специально о них не думал. — Тогда я позволю себе сформулировать задачу этого раздела так: ввести читателя в ситуацию подготовки и проведения фестиваля. Согласны? — Вполне. — Третья подтема — «Инструменты, ставшие боевым оружием». Что у нас здесь?.. — Здесь задача — заинтересовать читателя подробностями, помочь ему оценить конкретные виды оружия, как бы увидеть их в развитии. — Короче говоря, этим кусочком текста Вы хотели пробудить интерес читателей к восточным единоборствам (поддерживая взгляд организаторов фестиваля на них как на проявление здорового образа жизни), причем тонфа, сай и нунчаки оказываются для Вас знаками экзотичности восточных состязаний и тем самым — аргументами в их пользу? — Наверное, да... — Вот теперь подведем итог. В трех смысловых разделах данного текста автор решает четыре задачи по организации будущего контакта с читателем: 1) вводит в ситуацию подготовки и проведения в Юго-Западном округе фестиваля боевых искусств; 2) обозначает проблему, в контексте которой значима данная ситуация; 3) помогает осознать эту ситуацию как один из практических путей решения проблемы; 4) приводит интересные детали о боевом оружии восточных единоборств, стремясь привлечь к ним внимание юного читателя и тем самым сделать их аргументами в пользу решения «прийти из темных переулков в спортивный зал».
Как Вы полагаете, все перечисленные задачи решаются одинаково успешно? — Нет, не все... Кое-где скороговорка мешает. Сейчас я вижу, как было бы лучше построить материал. Четыре задачи?.. Можно было бы отчетливо прописать четыре подтемы и несколько укрупнить видение проблемы... Добавить фактов по фестивалю... Кусок про боевое оружие надо бы сделать короче, компактнее, но «прицельней», может,даже показать какое-то из них в действии— тогда бы и ситуация обрисовалась ярче... В беседе явно не хватает вопроса: а приходят новички после таких фестивалей?.. — Все верно! А сейчас попытаемся то, что Вы осознали, перевести на язык правил.
Правило первое: необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем.
Число «четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях: 1) ввод в ситуацию; 2) обозначение проблемы; 3) предъявление оценок и аргументов; 4) практическая постановка вопроса. Выявление этих задач — серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Евгения Ивановича Пронина. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными. — Но разве возможно представить себе 20-строчную информационную заметку как единство таких четырех «узлов»?! — Давайте проверим. Ну, вот заметка из «Комсомолки» — идет под рубрикой «Короткая версия». Сколько тут строк?.. — Без заголовка — 10. — Читаем:
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |