Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Питання до самоконтролю




Классы автомобильных дорог

Категории автодорог.

Характеристики различных путей сообщения.

План.

Питання до самоконтролю

1. Характеристика транспортной сети.

2. Операции при выполнении перевозок.

3. Что обеспечивает сеть магистральных линий?

4. Дать определение плотности транспортной сети.

Література.

2. Единая транспортная система: Учебник для вузов./ В.Г.Галабурда, В.А.Персианов, А.А.Тимошин и др.; Под ред. В.Г.Галабурды. 2-е изд. С изменением и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303с.

3. Масленников Ростислав Ростиславович, Владимир Николаевич Ермак. Введение в специальность: учебник [Электронный ресурс] для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения / Р.Р. Масленников, В.Н. Ермак. - Электрон. дан. - Кемерово: ГУ КузГТУ, 2011.- 106 с.

 

Тема 4. Шляхи сполучення. Автомобільні дороги, їх властивості і характеристики.

Мета: Ознайомитись зі шляхами сполучення, автомобільними дорогами їх властивостями та характеристиками.

4.1. Характеристики различных путей сообщения

Автомобильные дороги являются неотъемлемым звеном единой транспортной сети, состоящей из путей сообщения са­мостоятельных видов транспорта.

Поскольку ни один из самостоятельных видов транспорта не может существовать без автомобильного, то и его пути сообще­ния (автомобильные дороги) играют ведущую роль в единой транспортной системе страны.

Объективным показателем развитости дорожной сети явля­ется отношение протяженности дорожной сети к 1000 км пло­щади страны (области, района) (табл. 8.1).

Автомобильная дорога - это комплекс инженерных соору­жений (земляное полотно, проезжая часть, мосты, развязки) и со­ответствующей инфраструктуры, обеспечивающей движение не­рельсовых транспортных средств и пешеходов (различные слу­жебные здания, предприятия придорожного сервиса и т. п.).

В соответствии с принятыми 1 января 1987 г. СНиП (Строитель­ными нормами и правилами) все вновь строящиеся и реконструируе­мые автомобильные дороги общего пользования и подъездные дороги к промышленным предприятиям в зависимости от расчетной интен­сивности движения и их народнохозяйственного и административного значения подразделяют на 5 основных категорий (табл. 8.2).

Категория I, в свою очередь, имеет две подкатегории: 1-а и 1-б. При этом к категории 1-а отнесены наиболее совершенные маги­стральные автомобильные дороги общегосударственного значе­ния, в том числе предназначенные для международного сообще­ния. К остальным категориям относятся прочие дороги общего­сударственного, республиканского, краевого и областного, а так­же местного значения.

Таблица 8.1

Плотность автомобильных дорог в различных странах

Важными транспортно-эксплуатационными показателями дорог являются расчетная скорость и допустимые осевые на­грузки, которые составляют для дорог 1-1V категорий - 10 тс и для V категории -6 тс.

Расчетной скоростью считается наибольшая возможная по условиям безопасности движения скорость одиночных автомоби­лей при нормальном сцеплении шин с поверхностью дороги. По этому показателю расчетами устанавливают технические нормы проектирования на отдельные элементы дорог (участки кривых в плане и продольный профиль, продольные уклоны и др.).

Автомобильная дорога как таковая имеет проезжую часть и земляное полотно. Проезжая часть предназначена для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоев покрытия: верхнего, наиболее прочного слоя дорожной одежды, и дополнительных слоев - основания.

Применяют следующие четыре основных типа дорожных покрытий:

- усовершенствованные капитальные (для дорог 1-111 кате­горий) - цементобетонные монолитные, железобетонные, армо- бетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

- усовершенствованные облегченные (для дорог I I I-1V кате­горий) - из щебня, гравия, песка, обработанных вяжущими мате­риалами, из холодного асфальтобетона;

- переходные (для дорог 1V-V категорий) - щебеночные и гра­вийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими материалами, мостовые из булыжника;

- низшие (для дорог У категории) - из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками.

Нормальное сцепление шин с дорогой обеспечивается на чистом сухом или увлажненном дорожном покрытии, имеющем коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч для сухого покры­тия 0,6, а для увлажненного - от 0,45 до 0,6 в зависимости от ус­ловий движения автомобиля, определяемых уклонами дороги, радиусами кривых в плане и расстоянием видимости.

Указанные значения коэффициентов сцепления обеспечи­ваются в эксплуатации специальной поверхностной обработкой дорожных покрытий. При выборе трассы и конструкции автомо­бильной дороги учитывают ее воздействие на состояние окру­жающей среды, как в период строительства, так и во время экс­плуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, при этом от­дают предпочтение вариантам, оказывающим минимальное воз­действие на окружающую среду и здоровье населения. Автомо­бильные дороги 1-111 категорий должны прокладываться, как правило, в обход населенных пунктов.

Для обеспечения бесперебойного движения на автомобиль­ных дорогах действуют службы ремонта и содержания всего комплекса инженерных сооружений дороги. При этом автомо­бильные дороги должны обеспечивать:

- организованное, безопасное, удобное и комфортное дви­жение автотранспортных средств с расчетными скоростями;

- соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей;

- удобное, понятное и безопасное расположение примыка­ний, пересечений и развязок;

- необходимое сцепление шин автомобиля с поверхностью проезжей части дороги.

Таблица 8.2

Основные технические характеристики автомобильных дорог

(по СНиП 2.05.02-85)

НР - не регламентируется

На опасных участках дорог, в темное и сумеречное время су­ток, когда на фоне темного дорожного покрытия плохо видны пре­пятствия, необходимо применять светлые дорожные покрытия.

К опасным участкам относятся пешеходные переходы, ос­тановки автобусов, дополнительные полосы движения на подъе­мах, проезжая часть в неосвещенных тоннелях, дорога под путе­проводами, на малых мостах и других сооружениях.

Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах применяют на участках в пределах населенных пунктов, на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий, как между собой, так и с железными дорогами.

Включение освещения на автомобильных дорогах производят при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк.

На дорогах категории I должна быть установлена аварийно­вызывная телефонная связь.

На участках дорог II и III категорий при смешанных транс­портных потоках создают дополнительные полосы движения для тихоходного грузового движения в сторону подъема.

На кривых в плане участках дорог с радиусом менее 2000 м (для дорог I категории - 3000 м) создают виражи (наклонное по­лотно дороги), обеспечивающие безопасность движения автомо­билей с наибольшими скоростями.

В горной местности на трудных участках дорог предусмат­ривают площадки для остановки автомобилей для отдыха. Разме­ры площадки должны обеспечивать стоянку не менее 3-5 грузо­вых автомобилей. На затяжных спусках предусматривают проти- воаварийные съезды - автомобильные ловушки.

Автобусные остановки на дорогах категории Ьа располагают вне пределов земляного полотна. Остановочные площадки на дорогах ка­тегорий Ьб-Ш отделяются от проезжей части разделительной полосой.

К обустройству дорог относятся различные дорожные огра­ждения, остановочные площадки, технические средства органи­зации движения, освещение, зеленые насаждения, малые архи­тектурные формы.

Автомобилестроители создают подвижной состав для выполнения самых разнообразных перевозок. Многие из автомобилей специализированы для перевозки отдельных видов грузов (молоковозы, цементовозы, нефтепродуктовозы и т. п.), и, если потребности в таком подвижном составе устойчивые, это не является недостатком.

Автомобильные дороги надежны и требуют регулярного умеренного текущего содержания. В настоящее время они имеют прочную конструкцию, обычно из бетона, но часто — из щебня, обработанного битумом, выпуклой формы, облегчающей скатывание воды с проезжей части. Обычно их содержат и ремонтируют местные власти, которым вменена в обязанность забота об автомобильных дорогах, но плата за ремонт, освещение и т. п. может не предусматриваться местным бюджетом, а финансироваться из государственного.

Наконец, характеристикой современных автомобильных дорог является степень нх заполнения. При большом числе пользователей, каждый из которых следует по своему собственному маршруту и не подчиняется управлению, между потребностями в пространстве проезжей части дороги и возможностями возникают рассогласования, особенно в часы «пик». В это время невозможно обеспечить достаточное дорожное «пространство». Помощь могут оказать одностороннее движение, ограничение остановок и стоянок, эстакады, дорожная сигнализация и объездные магистрали, повышающие пропускную способность и размеры движения по каждой автомобильной дороге.

На автомобильных дорогах не предусматривается специальная система управления движением, кроме обычной деятельности полиции по выявлению водителей, нарушающих правила дорожного движения. Каждый водитель несет ответственность за движение своего автомобиля и должен действовать в рамках положений, большинство которых содержится в автодорожном кодексе. Этот кодекс обычно содержит много рекомендаций, которые хотя и не имеют силы законов, призваны повышать или предупреждать случаи, которые раньше были прерогативой судов. На загруженных перекрестках применяют световую сигнализацию. Электронные всеобъемлющие пульты для выбора маршрута пропуска потоков отсутствуют. Несомненно, что такие системы управления будут разработаны. В Саутгемптоне имеется система отображения плотности потоков на общем пульте, позволяющая оператору принимать рациональные решения.

Потребительские свойства дороги - совокупность транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние дорог на окружающую среду. К транспортно-эксплуатационным показателям относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.

4.2. Классы автомобильных дорог

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

  • автомагистраль,
  • скоростная дорога,
  • дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается
Скоростная дорога 4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) 4 и более[ 1] 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием[ 2]
II   3,5 Допускается отсутствие[ 3] Допускается
2 или 3[ 4] 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне[ 5]
III   3,5
IV   3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V   4,5 и более

1. ↑ Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.

2. ↑ Пересечение 4-полосной трассы категории IВ с дорогами той же категории и дорогами категории II допускается только в разных уровнях уровнях.

3. ↑ На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.

4. ↑ Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

5. ↑ Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

1. Потребительские свойства дороги.

2. Категории автомобильных дорог.

3. Характеристики автомобильных дорог.

Література.

1.Автомобільний транспорт України: стан, проблеми, перспективи розвитку: За заг. ред. А.М. Редзюка. — К.: ДП “ДержавтотрансНДІпроект”, 2005. — 400 с.

5. Глазков, В. Ф., Подольский, Н. И. Введение в специальность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Глазков, Н. И. Подольский; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 134 с.

Тема 5. Загальна характеристика сучасного транспорту.

Мета: Ознайомитись з характеристикою сучасного транспорту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.