Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы, методы и формы закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие




План

1. Задачи и функции материально-технического снабжения на предприятии

2. Этапы, методы и формы закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие

3. Типы организационных структур службы снабжения

4. Взаимодействие службы снабжения с другими подразделениями предприятия

 

Задачи и функции материально-технического снабжения на предприятии

Задачи материально-технического снабжения на предприятии решаются отделами закупок и закупочной логистики.

Задачи отдела закупок - своевременное и комплексное обеспечение предприятия в плановом периоде необходимыми материальными ресурсами с минимальными затратами и необходимым уровнем качества. Решение этих задач зависит от взаимодействия отдела закупок и логистики с поставщиками материальных ресурсов.

Общий алгоритм закупок включает следующие этапы: изучение рынка материальных ресурсов; анализ предложений поставщиков; выбор лучших поставщиков; переговоры и заключение договора на поставку; закупка материалов.

При решении этих задач необходимо учитывать: потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде;возможности поставщиков в части ассортимента, объема и качества продукции;уровни цен на материальные ресурсы на рынке;размеры наценок и скидок поставщиков материальных ресурсов;соотношение между спросом и предложением на рынке материальных ресурсов; наиболее эффективные формы товародвижения.

Функциями отдела закупок являются:

1. Исследование рынка материальных ресурсов, в т.ч. анализ: ассортимента материальных ресурсов на рынке; поставщиков и их предложений; ассортимента и качества товаров поставщиков; цен и скидок поставщиков; условий продажи и поставок ресурсов; выбор наиболее выгодных поставщиков.

2. Планирование закупок включает: определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде; определение объемов и сроков закупок в плановом периоде; установление хозяйственных связей с поставщиками; разработку заказов на ресурсы; проведение переговоров и заключение договоров на поставку ресурсов; расчет необходимой величины запасов материальных ресурсов; расчет необходимой величины затрат на материальные ресурсы; согласование с финансовой службой и бухгалтерией вопросов оплаты счетов поставщиков.

Задачами отдела закупочной логистики являются: оптимальное планирование поставок ресурсов на предприятие; своевременная доставка материальных ресурсов на предприятие с минимальными затратами и необходимым качеством; складирование и хранение материальных ресурсов; управление запасами материальных ресурсов.

Решение этих задач обеспечивается эффективным взаимодействием отдела логистики с экспедиторами и перевозчиками.

Функциями отдела закупочной логистики являются:

1. Оперативно-заготовительная работа, которая включает: выбор перевозчиков и экспедиторов и выгодной формы доставки материальных ресурсов на предприятие; разработку оптимального плана и организацию завоза материалов на предприятие; определение потребности в транспортных средствах и составление заказов на них; учет поступлений материалов и контроль выполнения плана поставок; определение фактической обеспеченности производства материальными ресурсами; контроль над процессами транспортировки грузов.

2. Организация приемки и хранения материалов предусматривает: подготовку приемки материалов и организацию разгрузки; контроль количества и качества поступающих на склад материалов; размещение материалов по местам хранения; подготовку материалов к производственному потреблению; комплектование заказов для цехов; отпуск материалов со склада; учет движения ресурсов на складе.

3. Снабжение подразделений предприятия материалами включает: планирование потребности подразделений предприятия в материальных ресурсах; разработку лимита на отпуск материалов цехам; оформление документов на отпуск материалов; организацию доставки материалов на рабочие места; контроль производственных запасов в цехах.

4. Управление запасами материальных ресурсов: оптимальное планирование и нормирование запасов; определение уровней страховых запасов; определение точки заказа; контроль уровня запасов; формирование заказов на поставку очередной партии материалов; анализ эффективности использования запасов на предприятии.

Экономическая работа отделов закупок и закупочной логистики предполагает: планирование показателей, отражающих объемы и качество работы отделов; планирование потребности отделов в трудовых и материальных ресурсах; планирование издержек на закупки и закупочную логистику; согласование показателей деятельности отделов с плановым и финансовым отделами предприятия; организацию взаимодействия отделов закупок и логистики с другими отделами предприятия; экономический анализ эффективности работы отделов.

На основе этих задач и функций формируется организационная структура отделов закупок и закупочной логистики; создаются их подразделения, за которыми закрепляются соответствующие функции. На основе этого разрабатываются положения об отделах, должностные инструкции специалистов и определяются их функциональные обязанности.

 

Процесс закупокможно разделить на следующие основные этапы: составление заявок на приобретение нужных материалов или оборудования; анализ заявок; выбор поставщиков и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; выбор перевозчиков и заключение договоров на доставку материальных ресурсов на предприятие; контроль выполнения договоров поставки материальных ресурсов.

Применяемыми основными методами закупок материальных ресурсов являются: оптовые закупки крупными партиями, регулярные закупки небольшими партиями, закупки по мере необходимости.

Оптовые закупки предполагают поставку материальных ресурсов большой партией за один раз. Преимущество такой формы - оптовые скидки, простота оформления и выполнения договора, меньшие транспортные расходы. Недостатки потребность в больших складских площадях, увеличение складских издержек, замедление оборачиваемости оборотных средств.

Регулярные закупки малыми партиями - это поставки необходимого объема материальных ресурсов малыми партиями в течение планового периода времени. При этом договор с поставщиком заключается на весь объем и весь период поставок. Недостаток данного метода - возрастают транспортные издержки, сложность оформления и выполнения договора. Преимущества метода заключаются в снижении складских издержек, достигается экономия складских площадей, увеличивается оборачиваемость оборотных средств.

В этом случае важной задачей является определение периодичности и величины партий поставок материальных ресурсов на предприятие. Эта задача решается с использованием формулы Вильсона и методов управления запасами.

Закупки по мере необходимости - применяются, когда потребность в материалах возникает непредвиденно. При использовании этого метода увеличиваются снабженческие издержки, поскольку требуется заключение договоров на каждую новую поставку. Этот метод применяется, когда закупки не требуют большого времени на их выполнение и пос­тавщики находятся недалеко от предприятия-потребителя.

При организации работ по материально-техническому снабжению используются также две формы поставок - прямая (транзитная) и непрямая (складская).

При прямой (транзитной) форме поставок предприятие получает материальные ресурсы непосредственно со склада предприятия-изготовителя. При этом устанавливаются прямые хозяйственные связи между предприятием-потребителем и предприятием-изготовителем материального ресурса (рис. 3.3).

 

Рис. 3.3. Прямая поставка  

Данная форма обычно применяется при оптовых закупках большими партиями со склада изготовителя. При такой форме поставки стоимость закупки обычно меньше, чем при непрямой поставке. Однако существует граница ее применимости, которая определяется минимальным объемом партии поставки, ниже которой поставка становится эконо­мически невыгодной для предприятия-изготовителя.

При непрямой (складской) форме поставок материальные ресурсы закупаются у фирм-посредников (рис. 3.4). Эта форма поставок позволяет предприятию закупать материальные ресурсы небольшими партиями и в широком ассортименте у одного поставщика-посредника (оптовой торговой организации). Эта форма поставок позволяет предприятию, не создавать излишки материалов на складах, что способствует улучшению использования материальных ресурсов и снижению издержек предприятия. Появление посредников в цепи поставок ведет к увеличению цены закупаемых материальных ресурсов, однако позволяет экономить на складских и транспортных издержках.

 

Рис. 3.4. Непрямая поставка

 

Применяемый метод поставок определяет вид хозяйственных связей между потребителем и изготовителем продукции, которые называются прямыми и опосредованными (косвенными). При прямых связях все оперативные вопросы организации поставок решаются непосредственно между покупателем и изготовителем продукции. Это позволяет потребителю договариваться с изготовителем о повышении качества нужной ему продукции. Опосредованные (косвенные) связи предполагают участие третьей стороны (оптовых или других организаций), через которую определяются условия поставки продукции, в этом случае потребитель не может оказывать влияние на качество продукции производителя.

В настоящее время получают все более широкое применение такие формы и методы поставок, как: специфицированная закупка товаров одной партией, регулярные закупки мелкими партиями, поставки по принципу «точно в срок», закупки через биржи, на аукционах и конкурсах, лизинг и др.

Применение системы поставок «точно в срок» предполагает использование расположенных вблизи поставщиков или их складов и переход на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками.

Цепью поставок называется множество взаимосвязанных предприятий-изготовителей и посредников, участвующих в поставках продукции на предприятие-потребитель. Схема цепи поставок представлена на рис. 3.5.

 


 

Рис. 3.5: Схема цепи поставок продукции на предприятие

 

Пример 1. Материал производится на 5-ти заводах и отгружается транзитом вагонами по 60 т в адрес 40 потребителей. Совокупный запас в этом случае равен 60(5 + 40) =2700 т. При складской форме снабжения все поставки будут осуществляться через 10 снабженческо-сбытовых баз автомашинами грузоподъемностью 6 т. Тогда совокупный запас будет равен 60(5 + 10) + 6 · 40 = 1140 т. Таким образом, переход к складской форме снабжения позволяет уменьшить совокупный запас на 2700 - 1140 = 1560 т, т.е. в 2,4 раза.

Пример 2. Оптовая торговая организация получает товар от поставщика один раз в три месяца на сумму 110 000$ на центральный склад, после чего он доставляется по мере необходимости в магазин. При этом транспортные расходы по доставке товара на центральный склад составляют 500$; оформление заказа, сертификация, таможенные издержки и т.д. - 1200$; складские затраты - 18150$. Транспортные затраты по доставке товара в магазин равны 150$. Итого логистические затраты - 20000$.

Доход предприятия от реализации товара составляет 60000$, а после вычета логистических затрат составит, 40000$.

Предприятие получило предложение по поставке той же продукции на других условиях. Поставка делится на три партии по 40000$, что дороже на 10000$, чем в первом случае. При этом транспортные расходы составят - 600$; оформление - 1800$. Итого - 2400$. Складские затраты отсутствуют, т.к. поставки осуществляются прямо в магазин и не требуют отдельного помещения для хранения. При той же цене реализации товара доход организации составит 50000$, а после вычета логистических затрат - 47600$.

Таким образом, поставка малыми партиями оказывается более выгодной, чем поставка одной партией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.