Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль маркетинга




Контроль соотношений объемов продаж и затрат на маркетинг

Контроль мероприятий

Контроль неэкономических показателей

Контроль

организационных

процессов

и структур

Рис. 10.6. Виды маркетингового контроля

Контроль результатов призван фиксировать совпадение или не­совпадение основных реально достигнутых экономических (сбыт, доля рынка и др.) и неэкономических (отношение потребителей и др.) показателей с запланированными. Контроль может быть на­правлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные его элементы.

Динамичность рынка, структурные изменения в экономике^ но­вые общественные ориентиры (например, повышение качества жиз­ни, социально-этические нормы производства и потребления това­ров, экологические проблемы) — все эти и многие другие критиче­ски важные для предприятия факторы могут привести и в реальной жизни уже приводят к отказу от ранее намеченных целей, смене мо-



Глава 10. Организация и контроль маркетинга


10.2. Контроль маркетинга



 


дели развития, существенной корректировке ранее принятых пла­нов, стратегий и программ. Каждое предприятие должно периоди­чески проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельно­сти и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга, которая представляет собой всеобъемлющую систематическую, беспристрастную и регу­лярную проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и от­дельных видов маркетинговой деятельности предприятия. Цель ре­визии маркетинга — обнаружение имеющихся проблем в организа­ции маркетинговой деятельности и разработка соответствующих мероприятий по их преодолению.

Поэтому в рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы маркетинга, контроль целей и стра­тегий, мероприятий маркетинга, организационных процессов и струк­тур (см. рис. 10.6).

При организации и планировании ревизии маркетинга необхо­димо помнить, что она должна быть:

♦ всесторонней — охватывать все аспекты маркетинговой деятель­ности, а не ее отдельные, критические моменты;

♦ систематической — мероприятия по контролю внешней среды, внутренних систем и отдельных функций маркетинга предприятия);

♦ периодической — осуществляться посредством регулярно по­вторяющихся мероприятий независимо от возникновения проблем.

Ревизию маркетинга предприятие может проводить собствен­ными силами (внутренний аудит) или привлекая независимых экс­пертов (внешний аудит). Оба подхода имеют как преимущества, так и недостатки.

При проведении ревизий собственными силами предприятие может решать все связанные с этой работой проблемы быстро и оперативно. Кроме того, внутренний аудит маркетинга обходится значительно дешевле, чем внешний. Для ревизоров — сотрудников предприятия может быть доступна вся служебная информация, в том числе и конфиденциальная. Внутренним ревизорам нет необ­ходимости вникать в специфические вопросы организации произ­водства и реализации товаров предприятия — они их знают. Недос­таток внутреннего аудита заключается в том, что далеко не во всех случаях возможна объективная и беспристрастная оценка положе­ния дел на предприятии. Сотрудники адаптированы к внутренней среде и могут не обратить внимания на отдельные даже существен­ные недостатки маркетинговой деятельности (эффект так называе­мой «фирменной слепоты»).


Привлечение к ревизии сторонних организаций или профессио­налов-консультантов преодолевает такой недостаток внутреннего аудита и, кроме того, обеспечивает более глубокую проработку про­блем, объективность и беспристрастность результатов обследования маркетинговой деятельности и выработку эффективных рекоменда­ций по ее совершенствованию. Услуги внешних маркетинговых реви­зоров могут обойтись предприятию значительно дороже внутреннего аудита, но дают гораздо больше шансов на улучшение всей произ­водственно-коммерческой деятельности, снижение рисков от возни­кновения различных нежелательных ситуаций во внутренней и внеш­ней среде. Внешний аудит маркетинга, как правило, отличается комплексным подходом экспертов-аналитиков к выработке более совершенной и актуализированной стратегии маркетинга предпри­ятия, к созданию условий для укрепления его позиций на рынке.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается интегрирующая роль службы маркетинга на предприятии?

2. Проанализируйте основные этапы организации маркетинга на отечественных предприятиях.

3. В чем состоят достоинства и недостатки функциональной орга­низации службы маркетинга?

4. Какие достоинства и недостатки имеет товарная организация службы маркетинга?

5. В чем состоят преимущества и недостатки рыночной организа­ции службы маркетинга?

6. Какие особенности характерны для матричной организации служ­бы маркетинга?

7. Какую организационную структуру маркетинга имеет какое-либо известное вам предприятие?

8. В чем заключаются основные принципы построения организа­ционных структур маркетинга на предприятии?

9. Какие требования предъявляются к специалистам в области мар­кетинга?

10. Представители одного из крупных предприятий приходят в ва­
ше учебное заведение с целью отбора кандидатов на должность специа­
листа службы маркетинга. Подготовьте соответствующее резюме. Какие
возражения могут быть выдвинуты против вашей кандидатуры? Что вы
будете делать, чтобы снять эти возражения в процессе собеседования?
Какие приемы завершения собеседования вы могли бы использовать,
чтобы получить приглашение на работу?


11. Профессор Стефан Бернетт утверждает: «В организации, дейст­вительно и^оведующей философию маркетинга, вам не удастся опре­делить, кто именно работает в отделе маркетинга. Каждый сотрудник, принимая решения, учитывает их воздействие на потребителя». Как это утверждение соотносится с концепцией маркетинга?

12. В чем состоит сущность маркетинга взаимоотношений?

13. Какие уровни взаимоотношений с потребителями целесообразно использовать для налаживания долгосрочного сотрудничества с ними?

14. Каким образом можно выявить потребителей, заслуживающих особого внимания со стороны предприятия?

15. Дайте развернутую характеристику процесса внутреннего мар­кетинга на предприятии.

16. Каким образом можно стимулировать работу персонала, свя­занного с обслуживанием покупателей?

17. Что представляет собой процесс контроля маркетинга?

18. -Сравните цели и содержание основных видов контроля марке­тинга.

 

19. Оправданно ли проведение ревизии маркетинга для успешно работающего предприятия?

20. Предприятие по производству модной одежды пригласило вас в качестве аудитора для проведения ревизии маркетинга. Каким обра­зом вы бы ее организовали?

Литература

Гембл П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями-/ П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

Дараховский И.С. Как создать службу маркетинга на предприятии / И.С. Дараховский, И.Т. Черноиванов. Кишинев: Штиинца, 1992.

Дихтлъ Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, X. Хершген. М.: Выс­шая школа, 1995.

Диксон П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон. М.: БИНОМ, 1998.

Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Ду-рович. Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.

Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. СПб.; Питер Ком, 1998.

Кретов И.И. Маркетинг на предприятии / И. И. Кретов. М.: Финстатин-форм, 1994.

Маркетинг / Под ред. М. Бейкера. СПБ.: Питер, 2002.

Панкрухин А.П. Маркетинг / А.П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2002.

Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг / Под ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2001.

Томилов В. В. Маркетинг в сфере предпринимательства / В.В. Томилов, Е.В. Песоцкая. М.: Гелион Плюс, 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.