Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие




- субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»);
- процесс формирования этого образа.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ- качество художественного произведения, связанное с умением Художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.

ГАММА ЦВЕТОВАЯ(греч. «gamma»)- совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д.

 

Теплая  
Нейтральная    
  Холодная ГАРМОНИЯ(от греч. «harmonia» - «связь», «стройность», «соразмерность»). Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.
         

 
ДОМИНАНТА ЦВЕТОВАЯ (от лат. «преобладание, господствование») - это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.  

 

ДЕКОРАТИВНОСТЬ- качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.

   
ДЕКОРАТИВНЫЙ - служащий для украшения, картинный, живописный, эффектный.
ДИНАМИКА ЦВЕТОВАЯ - это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

   
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА - такие два цвета, которые в оптическом смешении при определенных количественных отношениях дают ахроматический цвет.

   
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок (акварельных, гуашевых, масляных, пастели и др.).

Акварель   Пастель   Масло    
ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ, цветовосприятие - способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.  
ИДЕАЛЬНЫЕ КРАСКИ - краски, поглощающие лучи одной из зон спектра (красной, зеленой или фиолетовой) и не поглощающие лучей двух других зон.  
ИРРАДИАЦИЯ - кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.  
 
КОЛОРИСТИКА (от латинского «Color» - цвет) - раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
КОЛОРИТ (итал. «Сolorito», от лат. «Color» - краска, цвет) - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит - важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т.к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отноение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный    
               

Зачерненный

 

Насыщенный

 

Разбеленный

КОМБИНАТОРИКА (от лат. «соединять») - тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.).
КОНСТАНТНОСТЬ ЦВЕТА - тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силу и спектральный состав (дневное, вечернее, искусственное).

 

Цвет травы и листвы деревьев человек воспринимает локальными, зелеными, независимо от освещения.
КОНТРАСТ (от французского «соntraste») - резко выраженная противоположность. - сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. - мера индукции (см. индукция), т.е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

 

К. Коровин «Розы» (контраст розового и голубого)

 

КРУГ ЦВЕТОВОЙ- система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

   
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ- цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

   
МАТОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ - поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений.

   
МОДЕЛИРОВКА- в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.
НАСЫЩЕННОСТЬцвета - степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.
НЮАНС (франц. «nuance» - «оттенок», «переход») - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

   
ОДНОВРЕМЕННЫЙ КОНТРАСТ- изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

   
ОСНОВНЫЕ КРАСКИ- три краски (красная, синяя и желтая), обеспечивающие воспроизведение наибольшего количества различных цветов.

   
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА- три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

   
ОТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВЫЕ - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).
ОТТЕНОК- небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

   
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ЦВЕТ - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.
 
   
ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРАСТ- цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.
   
ПЛОСКОСТНОЙ ЦВЕТ - принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.
       

   
ПОРОГ РАЗЛИЧИЯ- это наименьшая прибавка к силе действующего раздражения, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

   
  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ - изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.
  ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЦВЕТ- бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.
     

   
ПУРПУРНЫЕ ЦВЕТА - цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных - красного и фиолетового.

   
РАВНОВЕСИЕцветовых пятен - это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

   
РИТМ- равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм - это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т.д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается её воздействие на зрителя.
 
     
РЯДЫ ЦВЕТОВЫЕ - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: - ряды по яркости (светлоте);  
         

- ряды по насыщенности (чистоте);
 

- ряды по цветовому тону.

CВЕТ- лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающиймирвидимым или элктромагнитное волновое движение.

 

 
СВЕТЛОТА- степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый.

СИНЕСТЕЗИЯ(от греч. «synaisthesis» - «соощущение») - явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т.д.
СПЕКТР- последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.  
СТАТИКА ЦВЕТОВАЯ - частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА- цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые.  

ТОН ЦВЕТОВОЙ - качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных. Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

   
-монохромия, которая строится на одном хроматическом цвете;  
-полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;  
- трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;
   
-многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.
   
ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА- цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые.

   
  ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА- цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.
 
       

ЧИСТОТА ЦВЕТА - доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета - спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси.

 
ШКАЛА (от лат. «лестница») - ряд последовательно восходящих или нисходящих величин.  
ШКАЛА ЦВЕТОВАЯравноступенчатая - ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества.  
     

 

ЭФФЕКТ ПУРКИНЕ- Изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения: - при очень больших яркостях цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и голубого, остальные «выцветают». - спектр нормальной яркости (соответствует рассеянному дневному освещению). Ясно различаются все цвета. - при сильном потемнении различаются только три основных цвета: красный, зеленый и синий.  

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1981

2. Айсмен А. Дао цвета. ЭКСМО-М., 2010.

3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1980.

4. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000

5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.

6. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика.С.Пб.2008.

7. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., 1986.

8. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., 1995.

9. Кьяццари С. Цвет в живописи. ЭКСМО-М., 2010.

10. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М., 1984.

11. Мурзина А.С.Цвет в интерьере. Минск. Харвест, 2006.

12. Сокольникова Н.М. Основы живописи, М., 1999.

13. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, М., 1990.

14. Цой В.В. Введение в теорию цвета, Томск, 1985.

15. Шашлов Б.А. Природа цвета. Метрология цвета, М., 1980.

16. Эстетика: словарь, М., 1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.