Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печатается по решению редакционно-издательского




Г.Е. Хомич

Н.К. Саваневский

Брест 2003

Пособие

Н.К.Саваневский, Г.Е.Хомич

ГЕОЭКОЛОГИЯ

НА ГЕОСИСТЕМЫ ЗЕМЛИ………..

Гл.14. Экодемография………………………………………………

1. Демографическая эволюция человечества…………..

2. Урбанистическая панорама мира……………………

3. Этногенез и понятие демографического перехода….

Гл.15. Ресурсные проблемы экологии…………………………….

Гл.16. Антропогенное воздействие на экосистемы………………

1. Краткий очерк истории развития антропогенной

хозяйственной деятельности……………………………

2. Агросистемы………………………………………….

3. Технические системы…………………………………

4. Высокотехнологичные производственные системы..

5. Контрольные вопросы…………..…………………….

Основная рекомендуемая литература………………………………

 

Учебное издание

Борис Николаевич Лузгин

(Экология Земли)

 

 

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

КАК ОРГАНИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ

ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

для студентов психолого-педагогического факультета

отделения «Психология»

 

 

УДК 612.8

ББК 28.073

Составители:

Рецензенты:

зав. лабораторией афферентных систем Института физиологии НАНБ, член-корреспондент НАНБ,

доктор биологических наук В.В. Солтанов;

старший научный сотрудник НАНБ, кандидат биологических наук В.С. Левковец

совета БрГУ им. А.С.Пушкина

Нервная система как органический субстрат поведения человека: Пособие / Сост. Н.К. Саваневский, Г.Е. Хомич. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – 100 с.

Пособие написано в соответствии с Госстандартом и учебной программой по дисциплине «Физиологические основы поведения». Оно ставит своей целью оказать помощь студентам в самостоятельной подготовке по одному из сложных разделов – нервной системе. В пособии рассматриваются строение и функции различных отделов нервной системы и влияние их на поведение человека.

Данное пособие предназначено для студентов психолого-педагогического факультета отделения «Психология».

УДК 612.8

ББК 28.073

© Издательство БрГУ

им. А.С.Пушкина, 2003

 

ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОБЩИЙ ПЛАН

ЕЁ СТРОЕНИЯ

Значение нервной системы и её эволюция

В организме человека особую роль играет нервная система. Она выполняет следующие функции: 1) связывает между собой и объединяет различные части многоклеточного организма; 2) управляет деятельностью различных органов и систем; 3) регулирует физиологические процессы во всех частях организма; 2) координирует и согласовывает функции органов и систем в организме; 3) обеспечивает приспособление организма к условиям среды. С деятельностью центральной нервной системы тесно связаны мышление, сознание, память и поведение человека.

Нервная система отсутствует у простейших одноклеточных организмов. У кишечнополостных появляется примитивный тип нервной системы – диффузная, или сетчатая (рис. 1, А). Она состоит из одинаковых нервных клеток, соединённых между собой отростками. Диффузная нервная система реагирует на раздражение как единое целое, а точные местные реакции отсутствуют.

В результате развития нервной системы у червей, членистоногих, моллюсков образуются нервные узлы, или ганглии, связанные между собой нервными волокнами. Такая система называется ганглионарной, или узловой (рис. 1, Б).

Дальнейший процесс эволюции приводит к возникновению трубчатой нервной системы (рис. 1, В), которая имеется у позвоночных животных, в том числе и у человека. У позвоночных животных и человека вся центральная нервная система (ЦНС) состоит из трубки, расположенной со спинной стороны. Передний конец трубки расширен и из него образован головной мозг, а задняя, цилиндрическая часть, образует спинной мозг.

Основными направлениями эволюции нервной системы были централизация элементов, возникновение и развитие головного мозга, общее увеличение числа нейронов и их синаптических связей. Чем более эволюционно развитым является класс позвоночных животных, тем большие размеры приобретает головной мозг, тем более развит передний мозг; появляется и усложняется кора больших полушарий. Усложнение высших отделов мозга при увеличении сложности задач по переработке информации и по обеспечению управления поведением получило название энцефализации.

Параллельно с совершенствованием структур нервной системы шла дифференциация и специализация нейронов. Появление в процессе эво-люции миелиновой оболочки у нервных волокон позволило значительно повысить скорость нервной сигнализации.

Рефлекторный механизм, как основной способ деятельности нервной системы, тоже появился не сразу. У низших кишечнополостных один отросток нервной клетки воспринимает раздражение эпителия и возникшее возбуждение передаётся по другому отростку этого же нейрона на мышечную клетку. У высших кишечнополостных нейроны уже специализируются на чувствительные и двигательные. Раздражение воспринимается эпителиальными клетками и возникшее возбуждение передаётся по чувствительным и двигательным нейронам на мышечные клетки. У червей между чувствительными и двигательными нейронами в ганглиях расположены вставочные нейроны. У позвоночных животных увеличивается количество вставочных нейронов и возникают тормозные вставочные нейроны. Появляются рецепторы в мышцах, участвующие в осуществлении обратной связи, и поэтому рефлекторная дуга дополняется новыми элементами и превращается в рефлекторное кольцо.

Стадии развития нервной системы в онтогенезе

Развитие нервной системы в онтогенезе проходит ряд фаз (рис. 2). На ранних этапах развития зародыша из клеток эктодермы возникает нервная пластинка, которая вследствие деления клеток растёт и образует желобок. Края желобка постепенно сходятся и вскоре срастаются, формируя нервную трубку, которая отделяется от эктодермы. Во время сворачивания нервной трубки некоторые нервные клетки остаются вне её, и из них формируется ганглиозная пластинка (нервный гребень). Она лежит между нервной трубкой и кожей и в дальнейшем даёт начало периферической нервной системе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.