Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латиноамериканские страны




В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г, после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.

Можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии наметились новые черты.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации, демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2 %. Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие ХХ в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9 % ВНП) и Аргентины, курс валюты которой был жестко привязан к доллару.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.

В начале ХХI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считал себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эб’о Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.

В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки. Деятельность МЕРКОСУР оказалась довольно эффективной: всего за пять лет (1990—1995) удельный вес взаимной торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.

Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки — Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли американский проект резкой критике.

В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом, происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

 

8. Работа с текстом

Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):

Мы ставим себе цель создать к концу ХХ века общество со среднезажиточным уровнем жизни <...> достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов <...> Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.

При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.

Вопросы для обсуждения:

Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения. Почему он связывает его достижение с социализмом?

Из конституции Японии (1947):

Мы, японский народ, действуя через посредство наших представителей в Парламенте и Исполненные решимости обеспечить для себя и своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны < > провозглашаем настоящей Конституцией суверенную власть народа

Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. < > Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета Кабинет несет за них ответственность <...>

Искренне стремясь к миру между народами, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров <...>
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы <...> Право на ведение государством войны Конституцией не признается.

Вопросы для обсуждения:

Как изменила новая конституция политический строй страны? Какой стала роль императора? В чем заключается особенность военной политики?


Из документа «Государственная стратегия Японии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.