КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Голубков Е.П
Учебник ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА Е.П. Голубков Психология развития Q433 Sturm und Drang 524 vernix caseosa 167 Крайг Грэйс, Бокум Дон 9-е издание Перевели с английского А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов Е. Строганова Л. Винокуров И. Карпова А. Борин Т. Прохоренко О. Скотникова С. Маликова Н. Баталова, Н. Викторова И. Смарышева Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Выпускающий редактор Научный редактор Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01. Подписано в печать 27.10.04. Формат 70X100/16. Усл. п. л. 76,11. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 951. ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, дом 29а. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная. Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
Издательство «Финпресс» Москва
ББК 65.050
Голубков Евгений Петрович – академик международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный редактор журнала «Маркетинг в России и за рубежом»
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2008. - 656 с.
ISBN 5-8001-0018-7
Предлагаемая книга представляет собой базовый курс учебной дисциплины «Маркетинг». В основу учебника положен многолетний опыт автора по преподаванию маркетинга студентам экономических учебных заведений, а также слушателям системы повышения квалификации.
В учебнике рассматриваются основные понятия маркетинга и его использование на разных уровнях управления, роль маркетинга в стратегическом планировании. Подробно излагаются вопросы маркетинговых исследований, изучения и анализа рыночной ситуации, предпланового маркетингового анализа. При рассмотрении проектирования элементов комплекса маркетинга акцент сделан на формирование продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик. Заканчивается книга изучением вопросов планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности. После каждого раздела приводятся вопросы для повторения и обсуждения, а также конкретные ситуации. Книга рассчитана на руководителей всех уровней, студентов, слушателей курсов по повышению квалификации, может быть использована для самообразования.
ISBN 5-8001-0018-7
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается только с письменного разрешения издательства «Финпресс».
© Издательство «Финпресс», 2008.
ОГЛАВЛЕНИЕ Е.П. Голубков......................................................................................................................................................................................................... 1 ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА...................................................................................................................................................................................... 1 Учебник..................................................................................................................................................................................................................... 1 ББК 65.050............................................................................................................................................................................................................. 1 Введение................................................................................................................................................................................................................... 3
I. Маркетинг и его роль в обществе и в деятельности организаций........................................................... 7 1. Маркетинг как концепция рыночного управления..................................................................................................................... 7 1.1. Основные понятия маркетинга................................................................................................................................................................ 7 1.2. Цели маркетинга и его виды................................................................................................................................................................... 10 1.3. Внешняя среда и комплекс маркетинга............................................................................................................................................... 16 1.4. Эволюция концепции маркетинга......................................................................................................................................................... 19 1.5. Использование маркетинга в различных условиях конкурентной борьбы................................................................................. 21 1.6. Направления и возможности применения маркетинга отечественными предприятиями.................................................. 23 Конкретная ситуация 1................................................................................................................................................................................... 25 Компания «Маршалл»...................................................................................................................................................................................... 25 2. Стратегическое планирование и роль маркетинга................................................................................................................... 27 2.1. Основные понятия стратегического планирования........................................................................................................................ 27 2.2. Оценка текущего состояния бизнеса и перспектив его развития.............................................................................................. 30 2.3. Выбор миссии и стратегических целей.............................................................................................................................................. 43 2.4. Показатели эффективности деятельности организации и маркетинга.................................................................................. 46 2.5. Базисные стратегии развития организации..................................................................................................................................... 50 2.6. Роль маркетинга в стратегическом планировании......................................................................................................................... 54 Конкретная ситуация 2................................................................................................................................................................................... 57
«Дженерал Электрик».................................................................................................................................................................................... 57 Конкретная ситуация 3 Реализация стратегических изменений....................................................................................................... 71 II. Маркетинговые исследования................................................................................................................................................ 75 3. Основные понятия и опыт проведения маркетинговых исследований.............................................................................. 75 3.1. Содержание и направления маркетинговых исследований.......................................................................................................... 75 3.2. Тип маркетинговой информации и источники ее получения................................................................................................... 78 3.3. Маркетинговая информационная система........................................................................................................................................ 82 3.4. Организация проведения маркетинговых исследований....................................................................................................... 86 4. Процесс маркетинговых исследований.............................................................................................................................................. 87 4.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.................................................................................. 87 4.2. Определение проблемы и формулирование целей маркетинговых исследований................................................................... 88 4.3. выбор методов проведения маркетинговых исследований..................................................................................................... 91 4.4. Эксперименты и их роль в проведении.......................................................................................................................................... 94 маркетинговых исследований........................................................................................................................................................................ 94 4.5. Определение методов сбора маркетинговых данных........................................................................................................ 97 4.5.1. Общая характеристика методов сбора данных.......................................................................................................................... 97 4.5.2. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований................................................................................. 97 Конкретная ситуация 4................................................................................................................................................................................ 106
АО «Колфа»...................................................................................................................................................................................................... 106 5. Измерения в маркетинговых исследованиях................................................................................................................................ 116 5.1. Шкалы измерений и их использование.............................................................................................................................................. 116 5.2. Надежность и достоверность измерения маркетинговой информации................................................................................ 121 6. Разработка и реализация плана исследований............................................................................................................................ 123 6.1. Выбор методов сбора данных............................................................................................................................................................. 123 6.2. Вопросник и порядок его разработки............................................................................................................................................... 126 6.3. Основные понятия выборочных исследований................................................................................................................................ 128 6.4. Этапы разработки выборочного плана........................................................................................................................................... 131 6.5. Организация и проведение сбора данных......................................................................................................................................... 132 6.6. Анализ данных и подготовка заключительного отчета.............................................................................................................. 135 Конкретная ситуация 5................................................................................................................................................................................ 139 Маркетинговые исследования компании................................................................................................................................................. 139 La Ruth Chemical............................................................................................................................................................................................. 139 III. Исследование и анализ рыночной ситуации............................................................................................................ 144 7. Исследование и анализ внешней среды и рынков....................................................................................................................... 144 7.1. Исследование и анализ внешней среды.............................................................................................................................................. 144 7.2. Исследование и анализ рынков............................................................................................................................................................ 146 Конкретная ситуация 6................................................................................................................................................................................ 162 Genentech: эйфория прогнозирования....................................................................................................................................................... 162 8. Изучение потребителей............................................................................................................................................................................. 164 8.1. Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей........................................................................... 164 8.2. Направления изучения потребителей.......................................................................................................................................... 170 Конкретная ситуация 7................................................................................................................................................................................ 181 IКЕА: стильная мебель для дома................................................................................................................................................................ 181 по приемлемым ценам.................................................................................................................................................................................... 181 9. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.............................................................. 182 9.1. Привлекательность отрасли и конкурентная борьба внутри нее............................................................................................ 183 9.2. Выявление приоритетных конкурентов...................................................................................................................................... 185 и определение силы их позиции................................................................................................................................................................... 185 9.3. Исследование конкурентоспособности............................................................................................................................................ 187 продуктов и эффективности маркетинговой деятельности............................................................................................................ 187 9.3. Исследование конкурентоспособности организации в целом.............................................................................................. 190 Конкретная ситуация 8................................................................................................................................................................................ 194 Юго-Западные Авиалинии............................................................................................................................................................................. 194 10. Предплановый маркетинговый анализ.................................................................................................................................... 202 10.1. Сегментация рынка.............................................................................................................................................................................. 202 10.2. Выбор целевых рынков........................................................................................................................................................................ 207 10.3. Выбор позиции на рынке..................................................................................................................................................................... 209 Конкретная ситуация 9................................................................................................................................................................................ 215 Гейторид: необходимость эффективного.............................................................................................................................................. 215 позиционирования........................................................................................................................................................................................... 215 IV. Проектирование элементов комплекса маркетинга......................................................................................... 216 11. Формирование продуктовой политики........................................................................................................................................... 216 11.1. Продукт как элемент комплекса маркетинга............................................................................................................................... 216 Конкретная ситуация 10.............................................................................................................................................................................. 226 Авиакомпания «Народный экспресс»........................................................................................................................................................ 226 11.2. Управление разработкой новых продуктов................................................................................................................................. 234 Конкретная ситуация 11.............................................................................................................................................................................. 245 Каким потребитель видит новый легковой............................................................................................................................................ 245 автомобиль?.................................................................................................................................................................................................... 245 Конкретная ситуация 12.............................................................................................................................................................................. 255 Компания «Майкрософт»............................................................................................................................................................................ 255 12. Формирование ценовой политики.................................................................................................................................................... 255 12.1. Ценообразование в системе маркетинга....................................................................................................................................... 255 12.2. Факторы, влияющие на величину цены........................................................................................................................................... 257 12.3. Определение базисных цен.................................................................................................................................................................. 260 12.4. Установление цены продажи............................................................................................................................................................ 266 12.5. Изучение цен............................................................................................................................................................................................ 268 Конкретная ситуация 13.............................................................................................................................................................................. 272 Лосьон «Аврора»............................................................................................................................................................................................. 272 13. Формирование сбытовой политики.................................................................................................................................................. 280 13.1. Структура и типы каналов распределения.................................................................................................................................. 281 13.2. Процесс товародвижения.................................................................................................................................................................. 288 13.3. Оптовая и розничная торговля......................................................................................................................................................... 293 Конкретная ситуация 14.............................................................................................................................................................................. 298 Корпорация «ЛОТУС».................................................................................................................................................................................. 298 14. Формирование коммуникационной политики........................................................................................................................... 305 14.1. Продвижение продукта и маркетинговые коммуникации....................................................................................................... 305 Конкретная ситуация 15.............................................................................................................................................................................. 316 Новая задача для «Пепси» и «Кока-колы»:............................................................................................................................................. 316 кола на завтрак............................................................................................................................................................................................... 316 14.2. Реклама как инструмент продвижения продукта.................................................................................................................. 317 14.2.1. Понятие рекламы и планирование рекламной кампании........................................................................................................ 317 Конкретная ситуация 16.............................................................................................................................................................................. 340 Продвижение и приватизация компании................................................................................................................................................ 340 «Бритиш телеком»........................................................................................................................................................................................ 340 14.3. Стимулирование сбыта...................................................................................................................................................................... 350 Конкретная ситуация 17.............................................................................................................................................................................. 357 «Easco Tools, Inc.»........................................................................................................................................................................................... 357 14.4. Персональная продажа....................................................................................................................................................................... 365 Конкретная ситуация 18.............................................................................................................................................................................. 369 Автоматизация труда торгового персонала........................................................................................................................................ 369 компании DEC.................................................................................................................................................................................................. 369 14.5. Связи с общественностью.................................................................................................................................................................. 370 Конкретная ситуация 19.............................................................................................................................................................................. 374 Кризис в компании Perrier и ПР.................................................................................................................................................................. 374 V. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности.......................................... 377 15. Планирование маркетинга................................................................................................................................................................... 377 15.1. Общие концепции планирования маркетинга............................................................................................................................... 377 15.2. Структура плана маркетинга.......................................................................................................................................................... 382 и последовательность его разработки.................................................................................................................................................... 382 15.3. Конкретизация и оценка маркетинговых стратегий и мероприятий.................................................................................. 397 15.4. Разработка программ в области маркетинговой деятельности.......................................................................................... 405 15.5. Организация планирования маркетинга......................................................................................................................................... 407 Конкретная ситуация 20.............................................................................................................................................................................. 411 «Кларион Косметикc»................................................................................................................................................................................... 411 Конкретная ситуация 21.............................................................................................................................................................................. 413 Программа «Выход на рынок Испании»................................................................................................................................................... 413 16. Организация маркетинга....................................................................................................................................................................... 415 16.1. Оргструктуры управления маркетингом....................................................................................................................................... 416 16.2. Распределение задач, прав и ответственности.......................................................................................................................... 423 в системе управления маркетингом.......................................................................................................................................................... 423 16.3. Совершенствование организации управления.............................................................................................................................. 431 отечественными предприятиями на принципах маркетинга............................................................................................................ 431 Конкретная ситуация 22.............................................................................................................................................................................. 435 Монреальский банк......................................................................................................................................................................................... 435 17. Контроль маркетинга.............................................................................................................................................................................. 447 Конкретная ситуация 23.............................................................................................................................................................................. 454 Аудит.................................................................................................................................................................................................................. 454 Приложения......................................................................................................................................................................................................... 456 Приложение 1.................................................................................................................................................................................................. 456 Матрица выбора направлений развития как средство стратегического планирования*....................................................... 456 Приложение 2.................................................................................................................................................................................................. 466 Вопросник для проведения ситуационного анализа.............................................................................................................................. 466 Приложение 3.................................................................................................................................................................................................. 467 Модель имитационного моделирования................................................................................................................................................... 467 Приложение 4.................................................................................................................................................................................................. 468 Организация управления фармацевтическим отделением................................................................................................................. 468 корпорации «Сиба-Гейги»........................................................................................................................................................................... 468 Приложение 5.................................................................................................................................................................................................. 473 Организация управления чисто маркетинговыми компаниями......................................................................................................... 473 Приложение 6.................................................................................................................................................................................................. 475 Права и обязанности руководителей отдельных подразделений отдела управления продуктами и маркетинговых услуг (корпорация «Нестле»)................................................................................................................................................................................. 475 Приложение 7.................................................................................................................................................................................................. 476 Маркетинговые функции.............................................................................................................................................................................. 476 Приложение 8.................................................................................................................................................................................................. 477 Положение об отделе маркетинга предприятия «Фили-кровля»*................................................................................................... 477 Приложение 9.................................................................................................................................................................................................. 486 Анкета для оценки эффективности маркетинговой деятельности*.............................................................................................. 486 Предметный указатель................................................................................................................................................................................. 488 Общий список литературы........................................................................................................................................................................... 497
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |