Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немов Р.С. 4 страница




Понятие о способностях.................................................................374

Способности, задатки и индивидуальные различия людей..........379

Природа человеческих способностей.............................................386

Развитие способностей....................................................................388

Глава 15. Темперамент......................................................................................394

Типы темпераментов.........................................................................—

Свойства темперамента...................................................................397

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности...................400

Темперамент и личность.................................................................401

Глава 16. Характер............................................................................................405

Определение характера.....................................................................—

Типология характеров......................................................................407

Формирование характера................................................................418

•Личность и характер человека........................................................420

Глава 17. Воля....................................................................................................424

Понятие о воле..................................................................................—

Теории воли.....................................................................................427


Волевая регуляция поведения.........................................................429

Развитие воли у человека................................................................432

Глава 18. Эмоции...............................................................................................435

Виды и роль эмоций в жизни человека.........................................436

Психологические теории эмоций................................................... 445

Эмоции и личность......................................................................... 452

Глава 19. Мотивация......................................................................................... 461

Мотив и мотивация.........................................................................462

Психологические теории мотивации............................................. 469

Мотивация и деятельность............................................................. 484

Мотивация и личность.................................................................... 496

Раздел ГУ. Психология человеческих взаимоотношений...................................511

Глава 20. Общение................................................................................................—

Понятие и виды общения............................................................... 512

Роль общения в психическом развитии человека.........................516

Техника и приемы общения...........................................................519

Развитие общения...........................................................................522

Глава 21. Малая группа и коллектив.................................................................528

Понятия малой группы и коллектива..............................................—

Феноменология малых групп.........................................................538

Межличностные отношения в группах и коллективах..................547

Эффективность групповой деятельности.......................................558

Глава 22. Личность в группе..............................................................................572

Положительное воздействие общности на индивида....................573

Отрицательное влияние группы наличность................................576

Восприятие и понимание людьми друг друга...............................585

Самочувствие личности в группе...................................................593

Глава 23. Интимные межличностные отношения.............................................601

Дружба...............................................................................................—

Любовь............................................................................................. 604

Вражда............................................................................................. 609

Одиночество....................................................................................613

Глава 24. Краткий исторический очерк развития психологии...........................623

Возникновение психологических знаний...................................... 624

Развитие психологии с эпохи- Возрождения

до середины XIX в..........................................................................627

Преобразование психологических знаний с середины XIX в.

до второй половины XX в..............................................................630

Становление и современное состояние психологии

в нашей стране................................................................................644

Словарь основных психологических понятий.......................................................651


Учебное издание

Немов Роберт Семенович

ПСИХОЛОГИЯ

Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений

В трех книгах

4-е издание

Книга 1

Общие основы психологии

Зав. редакцией ВЛ. Салахетдинова

Зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников

Компьютерная верстка A.if. Попов

Корректор JI.C. Верещагина

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005750.08.02 от 21.08.2002.

Сдано в набор 20.02.97. Подписано в печать 08.01.01.

Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 43,0.

Тираж 200 000 экз. (7-й завод 145 001—200 000 экз.). Заказ № 6655 (кР-г.).

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». ISBN 5-691-00553-7(11

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.

E-mail: [email protected]

http://www.vlados.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие

Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

 

 

http://www.natahaus.ru/

 

 

Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).

Учебник подготовлен в соответствии с новой программой по психологии, рассчитанной на 250 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение четырех семестров. Книга 1 содержит общие основы психологических знаний, а также знания из области психофизиологии, психологии человеческой деятельности и познавательных процессов, психологии личности, межличностных отношений, социальной психологии, истории психологии.

УДК 159.9(075.8) ББК 88я73

© Немов Р.С, 1997

© Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997

© Художественное оформление обложки. ISBN 5-691-00552-9 Гуманитарный издательский центр

ISBN 5-691-00553-7(1) «ВЛАДОС», 1997


Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.

Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании вьщелены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.

Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы:

I — литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.

II — литература, рекомендуемая для написания рефератов, подготовки тематических сообщений (докладов).

1*


Предисловие

III — литература, рекомендуемая для самостоятельных научных исследований по данной теме.

Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и II. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.

Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках — наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.

В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий1. Его задача — ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.

■В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.


Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ,

ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

Краткое содержание

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.

Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оп-


 

тимальные условия его применения на практике. Значение математики.'щя получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.