Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм расчета коэффициента линейной корреляции Пирсона




1. После составления исходной матрицы данных для каждого признака находятся средние арифметические и .

2. Для дальнейших расчетов целесообразно воспользоваться таблицей следующего вида (таблица 31):

Таблица 31

xi yi xi yi (xi)2 (yi)2 (xi)*(yi)
1 2 3 4 5 6 7 8
               
               
             
N              
å         å=……… å=…….. å=………………

В столбцы 2 и 3 занесены первичные данные.

3. Для каждого значения переменной xi находим разность xi и записываем в столбик 4.

4. Для каждого значения переменной y iнаходим разность yi и записываем в столбик 5.

5. В каждой строчке таблицы полученные разности возводим в квадрат и записываем в столбики 6 и 7.

6. Квадраты разностей, записанные в столбике 6, сложить.

7. Аналогично найти сумму квадратов разностей по столбику 7.

8. В каждой строчке таблицы находим произведение разностей (xi)*(yi) и записываем в столбик 8.

9. Находим сумму полученных произведений.

10. Вычисленные суммы (по столбикам 6, 7 и 8) подставить в формулу и вычислить расчетное значение коэффициента линейной корреляции Пирсона.

 

11. Правило вывода: Определить по таблице критических значений коэффициента линейной корреляции Пирсона (см. приложение 1.10) критическое значение rxy для данного N.

Если rxy расч.≥rxy критич., корреляция достоверно отличается от 0, т.е. взаимосвязь между признаками статистически значима.

Если rxy расч.< rxy критич., корреляция недостоверно отличается от 0, т.е. взаимосвязь между признаками отсутствует.

 

Расчеты коэффициента корреляции Пирсона довольно трудоемки, поэтому для обработки реальных данных чаще всего пользуются компьютерными программами.

 

Корреляционное отношение — мера нелинейной (криволинейной) взаимосвязи между признаками, измеренными по количественным шкалам (интервальной или пропорциональной). Алгоритм его расчета можно найти в случае необходимости в учебнике Ермолаева О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2008.

Контрольные вопросы:

1. Что такое стохастическая зависимость?

2. Какими свойствами обладают связи между признаками?

3. Приведите общее правило вывода при оценке взаимозависимостей между признаками.

4. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований?

5. Какие меры связи пригодны для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований и шкале порядка?

6. Какие меры связи пригодны для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале наименований и какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

7. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале порядка?

8. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале порядка и какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

9. Какая мера связи пригодна для оценки зависимостей между признаками, измеренными по шкале какой-либо количественной шкале (интервальной или пропорциональной)?

10. В каком случае более адекватной мерой является корреляционное отношение и для каких шкал оно применяется?

 

Самостоятельное практическое задание:

Решите примеры.

1. На основе приведенных данных (таблица 32) определить, влияет ли на отчисление студентов из ВУЗа их семейное положение.

Х — семейное положение: 0 — неженат, незамужем; 1 — женат, замужем.

У — «пребывание» в ВУЗе: 0 — исключен, 1 — учится.

Таблица 32

№ п/п                        
Хi                        
Уi                        

 

3. Установить, существует ли взаимосвязь между полом и вербальными способностями (или иначе есть ли гендерные различия в развитии вербальных способностей). В таблице 33 с первичными данными: пол обозначен следующим образом: 1 — юноши, 2 — девушки; оценки вербальных способностей — сумма первичных баллов по методике.

Таблица 33

№ п/п Пол Вербальные способности
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

4. Рассчитайте поправки для различных случаев связанных рангов: а=2; а=3; а=4; а=5 и а=6.

5. Определите, существует ли сходство в выраженности акцентуируемых черт личности матери и 8-летнего сына. Выраженность черт оценивалась с помощью методики Шмишека, в таблице 34 представлены «сырые» оценки (первичные баллы) по методике.

Таблица 34

Черты личности Мать Сын
Застреваемость    
Педантичность    
Гипертимность    
Демонстративность    
Тревожность    
Эмотивность    
Дистимность    
Возбудимость    
Экзальтированность    
Лабильность    

 

Материалы для изучения:

а) основная литература:

1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М., 2008. — Стр. 202-254.

2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб, 2008. — Стр. 53-80.

3. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2007. — Стр. 147-161.

4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.,2004. — Стр. 200-223.

б) дополнительная литература:

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. — Стр. 103-122.

2. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. — СПб., 1998. — Стр. 162-219.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.