Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды розничной торговой сети и их характеристика




Розничная торговая сеть и классификация предприятий розничной торговли

 

Розничная торговая сеть – одна из составных частей социально-экономического комплекса территории. Ее главной задачей является обеспечение торгового обслуживания, характеризующегося полнотой ассортимента, высоким качеством товаров и торговых услуг, минимальными затратами времени потребителей на совершение покупок при оптимальных затратах.

Представление розничной торговой сети основано на понятийно-терминологическом аппарате, приведённом в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».

Торговая сеть — совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговая сеть (как интеграционная структура) — совокупность пред­приятий, независимо от их месторасположения, находящихся под общим управлением.

Розничная (торговая) сеть — торговая сеть, представленная предприятия­ми розничной торговли.

Для дифференциации видов розничной торговой сети могут быть предложены следующие признаки.

I. В зависимости от дислокации и используемых основных фондов материально-технической базы, различают торговую сеть стационарную, мелкорозничную и нестационарную (табл.2.6).

II. В зависимости от особенностей обслуживания покупателей, многочисленные виды розничной торговой сети представлены стационарной, передвижной и посылочной торговлей.

III. В зависимости от места торгового обслуживания выделяют торговую сеть по месту нахождения торгового объекта (магазинную и уличную) и по месту нахождения покупателя (реализуется в следующих формах - непосредственная продажа товаров на дому у покупателя, телевизионная торговля, электронная торговля, торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.).

 

 


Группы РТС Понятие Виды объектов РТС
Стационарная торговая сеть расположенная в специиально оборудованных и предназна-ченных для ведения торговли зданиях и строениях (образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и под­соединенные к инженерным коммуникациям) Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг по­купателям и обеспеченное торговыми, подсобными, администра­тивно-бытовыми помещениями, а также для приема, хранения и подготовки товаров к продаже
Мелкорознич-ная торговая сеть (полустационар-ная) осуществляющая рознич­ную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (торговые автоматы, тележки, лотки, корзины и др. приспособления) Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имею­щее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчи­танное на одно рабочее место продавца; на площади киоска хра­нится товарный запас. Павильон — оборудованное строение, имеющее торговый зал и поме­щения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Палатка (НДП: ларек) — легковозводимая сборно-разборная конструк­ция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помеще­ний для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько ра­бочих мест продавца; на площади палатки размешен товарный за­пас на один день торговли
Нестационар-ная торговая сеть функционирующая на принципах разносной и развозной торговли Развозная торговля — торговля, осуществляемая вне стационарной роз­ничной сети, с использованием специализированных или специаль­но оборудованных для торговли транспортных средств, а также мо­бильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством. Разносная торговля — розничная торговля, осуществляемая вне стацио­нарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. К нестационарной торговой сети относят также посылочную торговлю. Посылочная торговля — розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений

Объекты розничной торговой сети Таблица 2.6

 

 


Главной проблемой является наличие огромного количества вариантов определения понятия стационарного и нестационарного торгового объекта. В настоящем пособии все определения приведены в соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения».

Исходя из определений «стационарной торговой сети» и «магазина», рекомендуется использовать понятие стационарной сети магазинов, как «строительная система магазинов, расположенных в капитальных зданиях на заглубленных фундаментах, присоединенных к городским подземным и наземным инженерным коммуникациям».

Кратко остановимся на преимуществах и недостатках видов объектов каждой группы торговой сети.

Преимущества стационарных предприятий торговли:

- соблюдение норм и требований общетехнического оснащения (освещение, отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, противопожарное оборудование, охранная сигнализация);

- применение современного торгово-технологического оборудования;

- удобные для покупателей торговые залы;

- благоприятные условия для работы торгового персонала;

- представление широкого ассортимента товаров;

- возможность оказания покупателям дополнительных услуг, проведения рекламных акций, мероприятий по стимулированию сбыта и т.п.;

- рационализация торгово-технологического процесса;

- применение различных методов обслуживания покупателей;

- эстетический и психологический комфорт для потребителей, мотивирующий совершение покупки;

- независимость от погодных условий;

- хорошо оборудованные подъездные пути (разгрузка транспортных средств не является помехой для покупателей), парковка для личных автомобилей покупателей и др.

К недостаткам стационарной розничной сети следует отнести:

- для строительства требуются значительные финансовые вложения;

- сроки строительства достаточно длительны во времени;

- долгий срок окупаемости вложенных средств;

- высокие издержки обращения, связанные с эксплуатацией объекта, и др.

Преимущества мелкорозничной торговой сети:

- не требуются большие финансовые затраты для ее организации;

- кратчайшие сроки создания;

- быстрая окупаемость вложенных средств;

- низкие издержки обращения, связанные с эксплуатацией объекта;

- возможность быстрой передислокации в необходимое место (ближе к покупателю);

- независимость от погодных условий (исключение - палатки) и т.п.

Недостатки объектов мелкорозничной торговли:

- отсутствие помещений для приемки, хранения подготовки товаров к продаже, организации дополнительных услуг покупателям; подсобных и административно-бытовых помещений;

- зачастую не соблюдаются санитарные требования к реализации пищевых продуктов;

- невозможность рационализации торгово-технологического процесса (в т.ч. квалифицированного оказания дополнительных услуг);

- невозможность использования прогрессивных методов продажи товаров (самообслуживание, продажа по образцам и с использованием открытой выкладки товаров);

- предложение ограниченного ассортимента товаров и др.

Передвижная розничная сеть в зависимости от используемых средств делится на развозную и разносную.

К развозной относятся следующие виды: автомагазины, вагоны-магазины, цистерны, магазины – суда и т.п.

Появление частных предпринимателей, не располагающих достаточными средствами для вложения их в стационарную и полустационарную сеть, повлияло на интенсивное развитие передвижной торговой сети. Ряд пищевых предприятий также реализуют свою продукцию через передвижную торговлю: кондитерские предприятия, хладокомбинаты, фермерские хозяйства, птицефабрики и т.д..

Разносная торговля организуется для продажи мороженого, кондитерских изделий, напитков, газет, книг и прочих товаров на улицах городов, в средствах общественного транспорта, на стадионах, железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах, в парках и т.п..

Преимущества передвижной разносной сети:

- ускоряется оборачиваемость вложенных средств;

- низкие издержки обращения, связанные с эксплуатацией используемых средств;

- улучшается финансовое состояние производителей товаров;

- появляется возможность снижения цен на товары;

- передвижная торговля следует за покупателями и обслуживает их там, где не может быть организована стационарная и мелкорозничная сеть;

- возможность временной дислокации в зонах наибольшего скопления покупателей (в местах отдыха, в дни проведения спортивных мероприятий, городских праздников и др.);

- удобства для покупателей и др.

Недостатки у передвижной розничной сети те же, что и у мелкорозничной. Кроме этого, разносная розничная торговая сеть зависит от погодных условий, что влияет на ухудшение условий для работы продавцов.

Уличная торговля и торговля по месту нахождения покупателя возникли в условиях рыночной экономики в результате поиска новых форм внемагазинного обслуживания, дающих определенные удобства покупателям и в то же время экономически выгодных для предпринимателей.

Посылочная торговля организуется специальными предприятиями (базами) посылочной торговли, которые издают каталоги имеющихся непродовольственных товаров и рассылают их по почтовым отделениям или непосредственно потенциальным покупателям. Реклама товаров осуществляется также через СМИ, по телевидению (например, в передаче “Магазин на диване”), по радио.

Преимущества посылочной торговли:

- обслуживание покупателей, проживающих в отдаленных, труднодоступных районах нашей страны и стран СНГ;

- приобретение потребительских товаров, отсутствующих впродаже в местных торговых предприятиях;

- сокращение времени на осуществление покупки товара;

- возможность начать работу без вложения больших средств в строительство стационарного торгового объекта;

- стираются границы между производителями и потребителями товаров и др.

Недостатки:

- стоимость услуг связи увеличивает цену приобретаемого товара;

- случаи нечеткой работы Министерства связи;

- зачастую присутствует необязательность и неаккуратность работы фирм, реализующих товары почтой;

- недоверие покупателей к деятельности таких фирм, к качеству товаров;

- невозможность предоставления дополнительных услуг потребителям;

- невозможность 100% удовлетворения требований покупателей;

- правовая незащищенность потребителя и т.п.

Подробно характеристика посылочной и других форм внемагазинной розничной торговли представлены в разделе 3.3 пособия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 5128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.