Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода




Коэффициент эластичности спроса по доходуRd) показывает количественное (процентное) изменение величины спроса при изменении потребительских доходов на 1 %. Он рассчитывается по формуле:

 

.

 

Для большинства товаров (их относят к группе нормальных) рост денежных доходов увеличивает возможности совершения покупок, и величина спроса возрастает.

В зависимости от величины коэффициента эластичности спроса по доходу нормальные товары делятся на три группы:

- товары первой необходимости (0 < ЕRd < 1);

- товары второй необходимости (ЕRd =1);

- предметы роскоши, если ЕRd > 1.

Для товаров низшей категории (например, дешевые сорта колбасы, растительного масла, лапши, вина и т.д.) эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (ЕRd < 0). С ростом доходов потребители начинают сокращать покупки данной категории товаров, заменяя на более качественные аналоги.

Эластичность спроса по доходу на один и тот же товар различна в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Для товаров повседневного пользования ( продуктов питания, напитков, электроэнергии и т.д.) эластичность спроса по доходу относительно невысока в краткосрочном периоде. Потребительские предпочтения меняются относительно медленно.

Напротив, спрос на товары длительного пользования (автомобили, недвижимость, бытовая техника и т.д.) является более эластичным в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном периоде, демонстрируя высокую чувствительность к циклическим колебаниям экономики.

3. Перекрестная эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает степень изменения величины спроса на один товар (Х) при изменении цены другого товара (Y) на 1 %. Он рассчитывается по формуле:

 

 
 

 

 


(5)

 

Взаимозаменяемые товары имеют ЕРуdх>0, так как повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар Х, поскольку Х заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем больше взаимозаменяемость товаров, тем выше коэффициент перекрестной эластичности.

Взаимодополняемые товары имеют ЕРуdх<0. Например, с повышением цен на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше взаимодополняемость товаров, тем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности.

Независимые товары имеют ЕРуdх=0. Это значит, что изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится.

Перекрестная эластичность может иметь асимметричный характер, например, рынок компьютеров и рынок ковриков для «мышек». Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков. Однако, если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на персональные компьютеры.

Эластичность предложения показывает чувствительность изменения величины предложения на изменение определенных факторов, например, цены данного товара.

Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения по цене, который показываетколичественное ( процентное) изменение величины предложения при изменении цены на товар на 1 %. Он рассчитывается по формуле:

 

Выделяют следующие варианты эластичности предложения по цене (рис. 9):

- эластичное предложение (ЕРs >1);

- неэластичное предложение (0 < ЕРs < 1);

- предложение единичной эластичности (ЕРs = 1);

- абсолютно эластичное предложение ( ЕРs à ∞);

- абсолютно неэластичное предложение (ЕРs = 0).

К основным факторам, определяющим эластичность пред-ложения, можно отнести:

1. Наличие незагруженных производственных мощностей. При наличии большого объема незагруженных производственных мощностей предложение более эластично. Растущий спрос может быть удовлетворен относительно быстро за счет увеличения степени загрузки мощностей.

 

Рис. 9. Варианты эластичности предложения по цене

 

2. Особенности технологии производства. Те товары и услуги, технология и объемы производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и объемы выпуска которых не могут быть резко изменены.

3. Возможность длительного хранения изготовляемой продукции. Если имеются возможности длительного хранения продукции, то при увеличении цены легче увеличить объем предлагаемой продукции за счет накопленных ее запасов. Следовательно, предложение будет более эластично.

4. Минимальный объем затрат, необходимый для расширения производства. Чем больше величина необходимых капиталовложений, тем ниже эластичность предложения.

5. Период времени. Чем продолжительнее период времени, которым располагает производитель-продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены и тем эластичнее будет предложение.

Абсолютно неэластичное предложение характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изменить объем производства. Этот период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.

Неэластичное предложение наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства может быть изменена (сырье, рабочая сила и т.д.). В этих условиях производитель может адаптироваться в определенных пределах к меняющейся цене и незначительно изменить объем выпуска.

Эластичное предложение проявляется в долгосрочном периоде, когда возможности адаптации еще значительнее, и фирмы могут изменить все имеющиеся в их распоряжении факторы производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.