Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического обучения. Дискуссионные методы активного социально-




Дискуссионные методы активного социально-

Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швей- царского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благо- даря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и млад- шими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учит- ся принимать точку зрения другого человека.

Дискуссионные методы – это вид методов активного социально-

психологического обучения, основанных на организационной комму-


 

никации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе пуб- личного спора системы логически обоснованных доводов воздейство- вать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Эти методы применяются при обсуждении сложных теоретических

и практических проблем, для обмена опытом между обучаемыми, уточ-

нения и согласования позиций участников дискуссии, выработки еди-

ного подхода к исследованию определенного явления и др. Метод

групповой дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем

новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защи-

щать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не толь-

ко специально сформулированные проблемы, но и случаи (по специаль-

ной терминологии – казусы, или кейсы) из профессиональной практики.

Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения са-

мих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоот-

ношений выступает как реальная учебная модель, с помощью ко-

торой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процес-

сов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопре-

деления и понимания других.

Психологический механизм использования дискуссионных методов

обучения позволяет:

– сопоставив противоположные позиции, дать возможность его уча-

стникам увидеть проблему с разных сторон;

– уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление вос-

приятию новой информации;

– нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе откры-

тых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиций партнеров;

– выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы;

– используя механизм возложения и принятия ответственности, спо-

собствовать вовлечению участников дискуссии в последующую реа-

лизацию групповых решений; повысить эффективность отдачи и за-

интересованность участников дискуссии в решении групповой зада-

чи, предоставив им возможность проявить свою компетентность, тем

самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Дискуссия является одним из значений слова «спор». В современ-

ной научной литературе оно служит для обозначения процесса обмена

противоположными мнениями. Спор – это словесное состязание, об-

суждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при ко-

тором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Дру-

гие разновидности спора – диспут, полемика, дебаты и прения.


Дискуссия (лат. diskussio – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление различ- ных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффек- тивным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Слово «диспут» (лат. disputare – рассуждать, disputatio – прения) первоначально означало публичную защиту науч- ного труда, написанного для получения ученой степени. В настоящее время под диспутом понимают публичный спор на научную или об- щественную тему.

Полемика (греч. рolemika – воинствующий, враждебный) – борь-

ба принципиально противоположных мнений по тому или иному воп-

росу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения

и опровергнуть мнение оппонента.

Дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам.

Прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Под этими словами, как правило, подразуме-

вают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообще-

ний, выступлений на собраниях и т.д.

В социально-психологическом обучении чаще других применяется

такая разновидность публичного спора, как дискуссия. Метод груп-

повой дискуссии может быть положен в основу всего занятия («се-

минар-дискуссия», «практическое занятие-дискуссия»), а также мо-

жет использоваться фрагментарно во всех видах учебных занятий, при-

давая им диалоговую форму.

Методика подготовки и проведения групповой дискуссии вклю-

чает в себя несколько этапов.

1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дис-

куссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она

должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присут-

ствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли ком-

петентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках

учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом

интересов участников дискуссии.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности

краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задумать-

ся над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды

могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессиона-

лом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит

от меня в студенческой жизни?» и др.

2. Разработка вопросов для обсуждения. Успех предстоящего раз-

говора во многом зависит от того, как будут оставлены эти вопросы.


Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышле- ния. В формулировках могут содержаться мнения, которые не явля- ются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.

3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, вклю- чает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дис- куссии); вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения дис- куссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, техничес- кие средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.

4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учеб- ном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.

После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствую-

щих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предо-

ставляет слово желающим выступить, активно содействует естествен-

ному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями

всех участников.

Вводная часть – важный и необходимый элемент в любой дискус-

сии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональ-

ный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты орга-

низации вводной части могут быть и иные:

- заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу вы-

ступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим поста-

новку проблемы;

- кратко обсудить вопрос в малых группах;

- использовать краткий опрос по теме.

Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы мож-

но было быстрее перейти к дискуссии. Руководитель может задавать

вопросы участникам, ограничивать их, если они выходят за рамки об-

суждаемой темы. Он может применять специальные приемы для по-

вышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заост-

рять противоположные точки зрения; использовать противоречия, раз-

ногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего про-

тив него самого; предупреждать возможные возражения со стороны

спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются

примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения,

делающие возможным появление различных точек зрения.

При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез

и идей повышается, если ведущий:


– дает время на обдумывание ответов;

– избегает неопределенных двусмысленных вопросов;

– обращает внимание на каждый ответ;

– изменяет ход рассуждения участников – расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще

сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);

– побуждает участников к углублению мысли (например, с помо- щью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).

Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реп-

лики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «да-

вайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступаю-

щим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нуж-

но уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения

частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.

По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сде-

лать вывод и переходить к следующему вопросу.

5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги

дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спо-

ра, подчеркивает основные моменты правильного понимания пробле-

мы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятель-

ность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он

обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыс-

лей, глубину и научность аргументов, правильность употребления по-

нятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные

средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискус-

сии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой про-

блемы, совершенствованию полемических навыков и умений.

Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия

создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуж-

дение вынесенной для спора проблемы. При этом может быть рекомен-

довано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе:

– ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы,

вовлекая в него всех членов группы;

– аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения пробле-

мы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

– протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы,

по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает,

чтобы представить мнение, позицию своей группы;

– наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе

заданных критериев.


 

Как свидетельствует практика проведения дискуссий, их успех во многом зависит от соблюдения участниками правил ведения дискус- сии, которые зачастую вывешиваются на плакате перед участниками спора. Приведем формулировки некоторых из них.

Правила ведения дискуссии (по М.В. Кларину, Н. Энкельманну):

- дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый

выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее;

- выступления должны проходить организованно, каждый участник мо-

жет выступать только с разрешения ведущего, повторные выступления могут

быть только отсроченными, недопустима перепалка между участниками;

- каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;

- в обсуждении следует предоставить каждому участнику возмож-

ность высказаться;

- каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рас-

смотрены;

- необходимо внимательно слушать выступления других, размыш-

лять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уве-

ренность, что каждое ваше слово будет сказано по делу;

- в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», наве-

шивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.;

- отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая

при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение;

- при высказывании мнений, не совпадающих с вашим, сохраняй-

те спокойствие, исходя из того, что два человека и не могут обладать

одинаковым мнением;

- любое выступление должно иметь целью разъяснение разных то-

чек зрения и примирение спорящих;

- говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполез-

ных уклонений в сторону;

- говорите лаконично, воздерживайтесь от растянутых вступлений,

сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии прида-

ют точные высказывания;

- ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания

недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «дискуссия», чем она отличается от полемики и дебатов?

2. Каковы особенности проведения дискуссионного методы актив-

ного социально-психологического обучения?

3. Каковы организация и методика проведения групповой дискус-

сии в учебно-воспитательных целях?

4. Раскройте правила ведения дискуссии её участниками.

5. Как распределяются роли и функции участников дискуссии?


Задания для самостоятельной работы

1. Изучите формы проведения дискуссионной работы. Охарактери-

зуйте их.

2. Обоснуйте различия в целях использования различных дискус-

сионных методов в социально-психологическом обучении.

3. Подготовьте название и перечень вопросов (6–8) групповой

дискуссии в студенческой аудитории по психолого-педагогической

проблематике.

4. Подготовьте план проведения практического занятия со студента-

ми психолого-педагогического факультета с использованием метода ана-

лиза конкретных ситуаций по психолого-педагогической проблематике.

5. Отработайте план подготовки и проведения семинарского заня-

тия со студентами методом «круглого стола» по проблемам психоло-

гического консультирования.

6. Подготовьте план проведения практического занятия со студента-

ми методом «мозговой атаки» по проблеме управления образователь-

ной системой школы.


 

 

Основная:


 

Список литературы


1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв.

ред. В.В. Дударев. – М., 2000. – 240 с.

2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу-

чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –

Л., 1985. – 185 с.

4. Оганесян И.Т. Методы активного социально-психологического

обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002. – 176 с.

 

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

2. Исурина Г.Л. Групповые методы. – Л., 1993.

3. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного со-

циального обучения в странах Запада // Психологический журнал. –

1989. – № 1. – С. 127–136.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 2001.

5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

6. Петровская Г.А. Теоретические и методические вопросы соци-

ально-психологического тренинга. – М., 1982.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. – М., 1994.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993.

9. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. – М., 2001.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.