Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и особенности подготовки и проведения организационно-деятельностной игры




Организационно-деятельностная игра – игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профес-


сиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теорети- ческие и практические проблемы, развивается рефлексивный компо- нент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой – решение актуальной пе-

дагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры яв-

ляется решение теоретической или практической проблемы. Задача –

это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий

(алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого ал-

горитма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления,

применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что иг- роки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, ка- кие они должны выработать способы деятельности, коммуникации,

мышления, рефлексии и т.п.

Технология подготовительной части организационно-деятельностной игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, кото-

рая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практичес- кую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональ- ной деятельности специалистов.

В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близ- ких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.

Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно-деятель-

ностной игре включает в себя:

– предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, про-

читанных лекций, решение контрольных задач);

– схемографическую подготовку (освоение символов и знаков);

– рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание лич-

ностных стратегий действий на занятиях).

Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, про-

водится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: само-

определение; анализ проблемы; определение системы ценностей и це-

лей деятельности; определение системы средств осуществления дея-

тельности; построение проекта измененной деятельности.

Управление организационно-деятельностной игрой требует от орга- низаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготов- ки и проведения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте сущность и содержание игровых методов активного социально-психологического обучения.


2. Назовите игровые методы активного социально-психологическо-

го обучения, их отличия друг от друга.

3. Охарактеризуйте метод ролевой игры как игровой метод актив-

ного социально-психологического обучения.

4. Изложите методику подготовки и проведения ролевой игры по

диагностике личностных качеств.

5. Охарактеризуйте метод деловой игры как игровой метод актив-

ного социально-психологического обучения.

6. Каковы организация и методика проведения учебной деловой

игры?

7. Раскройте этапы конструирования деловой игры и их содержание.

8. Охарактеризуйте методические особенности проведения органи-

зационно-деятельностной игры.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите общие признаки и различия в сущности и назна- чении между игровыми методами активного социально-психологи- ческого обучения: ролевой, деловой и организационно-деятельнос- тной играми.

2. Проведите сопоставительный анализ различий в методике прове-

дения различных игровых методов активного обучения.

3. Подготовьте план проведения фрагмента практического занятия со студентами психолого-педагогического факультета с использованием

метода ролевой игры по диагностике личностных качеств.

4. Разработайте план проведения фрагмента практического занятия со студентами психологического факультета с использованием метода

ролевой игры по тренировке социально-ролевого поведения.

5. Подготовьте план проведения фрагмента семинарского занятия со студентами психологического факультета с использованием метода ро-

левой игры по развитию коммуникативных и организаторских качеств.

6. Отработайте план подготовки и проведения практического заня-

тия со студентами психологического факультета методом деловой игры

по проблемам психологического консультирования.

7. Подготовьте план подготовки и проведения семинарского заня-

тия со студентами методом деловой игры по конфликтологии.

8. Обоснуйте реализацию принципа двуплановости в конструиро-

вании имитационной и игровой моделей деловой игры.

9. Осуществите сравнительный анализ общих и отличительных ха-

рактеристик в применении метода анализа конкретных ситуаций и де-

ловой игры.

10.Составьте логическую цепочку психологических механизмов

(фаз) участия игроков в организационно-деятельностной игре.


 

 

Основная:


Список литературы


1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв.

ред. В.В. Дударев. – М., 2000.

2. Борисова Н.В. Конструирование деловых игр. – М., 1989. –

С. 54–78.

3. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обу-

чения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

4. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. –

Л., 1985.

5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического

обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2002.

 

Дополнительная:

1. Исурина Г.Л. Групповые методы.– Л., 1993.

2. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения //

Современная высшая школа. – 1982. – № 3. – С. 129–142.

3. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. –

М., 1992.

4. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой,

Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб., 2002.

5. Сыроежин М.М., Вербицкий А.А. Методика разработки и использо-

вания деловых игр как формы активного обучения студентов. – М., 1981.

6. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. Методология

разработки и практика проведения. – М., 2005.

7. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. – М., 1991.

8. Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в выс-

шей школе. – М., 1996.


 

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.