Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы развития группы. Групповая динамика в тренинговой группе




Групповая динамика в тренинговой группе

Тренинговая группа является обществом в миниатюре. Соответ- ственно в ней разворачиваются групповые процессы, присущие всем социальным группам.

Совокупность всех внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности груп- пы, в социальной психологии объединяется под термином групповая

динамика. К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные вза- имодействием и взаимоотношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динамики в тренинговых группах выделяются:

- фазы развития группы;

- групповые роли и феномен лидерства;

- групповая сплоченность и напряженность;

- групповое давление и конформность;

- процессы нормообразования;

- процессы принятия групповых решений и др.

 

Конструктивная работа может проводиться только в психологичес- ки развитой, подготовленной группе. Группа должна соответственно развиться для того, чтобы приобрести терапевтическую и коррекци- онно-развивающую способность. Существуют различные подходы в описании процесса становления и развития группы, да и сам сцена- рий развития группы во многом зависит как от типа ее организации,


 

так и от роли и позиции ведущего, его индивидуального стиля веде- ния. Но большинство авторов выделяют, по крайней мере, четыре ос- новные фазы, которые проходит группа в процессе развития.

1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. У большин-

ства участников проявляется заинтересованность. В качестве защиты возможно проявление скептического отношения к происходящему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. От ведущего ждут управления и инструкций. Он является един- ственным организатором и связующим звеном между участниками. В

процессе работы ведущий также присматривается к группе, анализиру-

ет интересы и стремления ее членов. Время существования группы на

этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения

ведущего. Результат прохождения группой данной фазы развития, так

или иначе проявляется на степени выраженности следующей фазы.

2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют меж-

ду собой и обживают социальные ниши в группе. Проявляется стрем-

ление к соперничеству. Происходит активное распределение ролей.

Повышается агрессивность. Иногда группа выбирает в качестве объекта

нападок одного из ее членов. Возможна открытая конфронтация с ве-

дущим. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напря-

женностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена. Преобладают лишь оценки и со-

веты. Данный этап требует от ведущего особого контроля. Необходи- мо направлять внимание группы на рефлексию происходящего. Чем сильнее конфронтация в этот период в сочетании с конструктивным выходом из ситуации, тем больше ресурса для более глубокой и со- держательной работы в дальнейшем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.